21 Августа, 2017 Понедельник

Аттестат на зрелость

  • Ольга Пасияк 14 июня, 2017 в 11:10 Русский
    0

    У моего знакомого медалиста Саши, кажется, вся школьная жизнь перед глазами промелькнула, пока он рассматривал результаты тестирования по физике. 30 баллов?! Нет, такого точно не ожидал. Еще и с десяткой в аттестате... Этой истории непоступления в вуз уже десять лет. Впрочем, каждая вступительная кампания пополняет копилку с похожими сюжетами. Вот, к примеру, ситуация нынешнего года со слов родителя выпускницы минской гимназии: 6 раз (!) одной отличнице дали возможность переписать экзаменационную работу по математике, пока та не приобрела идеальный вид, то есть без ошибок и помарок. Интересно, какие результаты покажут тесты? Делайте ваши ставки, господа!

    Экзаменационная пора обзавелась любопытной традицией: мамы и папы абитуриентов что ни год вступают в словесную баталию о том, можно ли поставить знак равенства между отметками в школьном аттестате и результатами ЦТ. Естественно, тут же появляются два противоположных лагеря. Представители первого уверены, что проценты теста нужно полностью соотносить с отметками за среднюю школу. То есть написал математику на 78 баллов — знаешь предмет почти на восьмерочку. Ну или на четверку с жирным плюсом по старой доброй пятибалльной системе. Противники такого подхода (среди них, кстати, и сами составители тестовых заданий) призывают проценты за тесты под оценки не равнять, мол, система тут более сложная, конечный балл выставляется в сравнении с другими...

    Чем больше обсуждаю эту тему с учителями, тем яснее понимаю: проблема–то куда глубже. Да, некоторые школы чрезмерно пытаются поднять свой престиж и показать, что выпускают самых умных и старательных. Что греха таить, такая преувеличенная забота об аттестате лучших выпускников была всегда начиная с советских времен. Но натягивают на отличников, хочу верить, лишь единицы. Беда в том, что, пока мы анализируем качество знаний, полученных за партой, в тени оказывается еще одна нелицеприятная сторона медали. Вы будете спорить с тем, что едва ли не в каждой школе и гимназии найдутся родители, которые готовы вступить в схватку даже с самыми принципиальными педагогами? Дескать, ставьте моему сыну десятку или пеняйте на себя! Или практикуют более мягкий подход: мол, из–за вашей химии или астрономии у дочки портится аттестат, а предметы ей эти не нужны, она ж на переводчика поступает, войдите в положение... Вот и получает такой «отличник» с родительской подачи притянутые за уши девятки по всем предметам. И все вроде довольны. До первых результатов вступительных экзаменов.

    К примеру, из года в год не очень–то радуют итоги тестирования по истории Беларуси. Могу поспорить, и эта вступительная кампания исключением не станет. Хотя, казалось бы, и в школе экзамен обязательный сдают, и как–то стыдно не знать год основания родного города или пару–тройку фамилий местных князей. Но знакомые в прошлом году негодовали, когда их дочь едва набрала на тесте 40 баллов. И нашли единственный логичный, на их взгляд, выход — пойти войной на учителя и репетитора. Главный козырь — а в аттестате девятка! Тут бы вспомнить, как мама дежурила под дверью учительской с просьбой задать дополнительный рефератик, чтобы отметку повысить, аттестат не портить, учесть обстоятельства... Строгий учитель, к сожалению, не выстоял, сдался. Но вы же не думаете, что цепляющаяся за спасительную соломинку школьница тут же отправилась в библиотеку и принялась штудировать гору литературы? Пять минут (спасибо Гуглу!) — и реферат на десятку готов. А на тестировании копипастом не прикроешься. Кстати, опять–таки могу поспорить: и в этом году найдутся родители, которые бросятся штурмовать офис РИКЗ, доказывая, что тесты проверили неправильно. Почему? Да просто не мог их ребенок написать экзамен ниже 90 баллов! Не верим!

    Чем больше таких историй, тем сильнее ждешь того дня, когда давно обсуждаемое предложение изменить условия школьных экзаменов станет реальностью. Я, собственно, о независимой аттестации за базовую школу, которую уже не раз предлагали ввести с 2019 — 2020 учебного года, а за среднюю — с 2021 — 2022–го. Главная фишка идеи в том, чтобы выпускные экзамены принимали независимые эксперты. Проще говоря, педагоги из других школ и гимназий. Скажете, уровень стресса на испытании подскочит в разы? Вот здесь спорить не буду. Но разве не любопытно лишний раз проверить свои знания на прочность без учета заработанного «кредита доверия»? Да и тренировка получилась бы достойная перед вузовскими испытаниями.

Комментарии (0)