28 Апреля, 2024 Воскресенье

Непредсказуемый сюжет

  • Татьяна Сулимова 25 августа, 2015 в 14:17 Русский
    0

    Все красивые истории обычно заканчиваются свадьбой. Особенно сказочные. Столкновение добра и зла, спасение красавицы и... я там был, мед-пиво пил, по усам текло. В этот миг меня всегда накрывало разочарование. Как туман с гор. Чтобы как-то себя морально подготовить, заранее пролистывала книжицу, и если видела под занавес про усы и мед с пивом (а в основном только так и было), то уже знала, к чему все это хитросплетение. Одно удивляло: столько мытарств героям приходилось пережить, такую насыщенную историю создать автору, а потом раз... и свадьба. Конец.

    Единственным литератором, который меня очень удивил, был Пушкин. Во-первых, начитавшись народных сказок, я ожидала, что баба его превратится в корыто, рыбка обернется красной девицей, так что дед будет жить с ней долго и счастливо в царском дворце. Вот, кроме шуток! И совсем неожиданно Александр Сергеевич поставил нас перед фактом, что жизнь есть жизнь. А баба... баба и есть. Да и старик, в общем, бесперспективный и бескостный. Я с удивлением стала перелистывать сборник... А там! Например, все со свадьбы началось, а не закончилось. Потому что далее молодую мать с ребенком запихали в бочку и отправили в свободное плавание. И я стала читать Пушкина, а потом Гоголя. И Хармса. Это было ух для моего пятилетнего ума.

    — Вы знаете? Вы знаете? Вы знаете? Вы знаете? Ну, конечно, знаете! Ясно, что вы знаете! Несомненно, несомненно, несомненно, знаете!
    Глоток свободы. Но детский мозг воспринимает все буквально. И поскольку в основе моей ранней библиотеки были сказки, то отчетливо виделось, что и жизнь эта будет протекать в мире, без вариантов. Красивая история. А потом свадьба. На этом все. Ко-нец. Хармс же отпер дверь, из которой посыпались люди и кошки, игра слов и звуков. В эту дверь тут же шагнул Маяковский. И Киплинг. Стало понятно, что место, где я родилась, большое и шумное. Глубокое и высокое. Оно гораздо шире народного славянского эпоса. Бежали лошади, прыгал мангуст...
    Как-то я отравилась. Вышла из дома, увидела замерший на обед трактор с огромными колесами, стала на голову, ноги забросила на шину. Это мне казалось лучшим средством от диареи — воспользоваться силой земного притяжения и повернуть вспять хворь. 

    — Что ты делаешь? — испугалась бабушка.

    — Чтоб поноса не было...

    Эту историю бабуля долгие годы рассказывала как анекдот. Но она не знала, что в тот момент в моей голове зародился план на всю жизнь. Подход и концепция. 

    И я стала переписывать сказки. Выворачивать сюжет наизнанку и обращать все таким образом, чтобы в рамках условностей смысл получался обратный. Змей оказывался хорошим, Василиса — наглой, Иван-дурак — продуманным аферистом. Не описать словами мой восторг, пресность народной мудрости обретала яркий вкус. Мир сказок стал 3D. А игра — второй натурой. Все обращенные ко мне слова я переводила в антонимы.

    Быстро наведи порядок в комнате — быстро наведи порядок в комнате, чтобы постепенно все разбросать по новой.

    Смешное в этом было то, что внутри всегда таилась истина. Жизнь в двух реальностях открывала глаза. Лицом к лицу лица не увидать. И лишь отдалившись от карты, можно оценить весь масштаб изображенной местности.

    В девять лет я прочла Льюиса Кэрролла. И обомлела. Все так и есть. Один мир отражает другой. Но еще раз отразить первоисточник уже не получится. Как два раза войти в одну реку. Позже я поняла, что такой подход лежит в основе всех гениальных идей, изобретений и концепций. Абсурдный метод. От обратного. Потом еще раз от обратного. Если не так, значит, иначе.

    Уже в подростковом возрасте я увлеклась Куртом Воннегутом. Способ его мышления, юмор и странноватые на первый взгляд сюжеты расширили мое восприятие. Захотелось практики. Мне посоветовали Карлоса Кастанеду. Я прочла. Почти все, что принято прочесть, прежде чем сказать, что читал Кастанеду. Поняла, как поняла. В меру возраста. А может, глубже. Потом, кстати, когда перечитывала, поняла все точно так же. Но практика вышла лучше. Особенно управление сновидениями. Фантастический результат! Дело не в рацио, значит.
    К чему я? Дочка мне недавно сказала: я ненавижу читать. Не буду учиться. 

    — Как?! — возмутилась я всей собой.

    И в этот момент поняла, что уже застоялась. Пора менять. 

    — А! Здорово...

    Это ж, правда, хорошая мысль. Интересно, что из этого выйдет. Потом расскажу. 

    Сама я уже много лет живу увлекательной жизнью, в мире, где скука невозможна. Переворачиваю свою действительность, переиначиваю сюжет, меняю отношение.

    Супер! И вам советую. Нет здесь правил. В этом мире. Кроме одного: все возможно. Так... грех не пользоваться, создавая самую невероятную историю — фабулу вашей жизни.

    Теги: 

Комментарии (0)