09 Мая, 2024 Четверг

Виртуальная реальность и нереальная жизнь

  • Татьяна Сулимова 17 августа, 2018 в 14:58
    0

    Говорят: “Спилберг, Спилберг...” Спилберг уже не тот. В жизни поколения меняются стремительно. Вот ты был молод, а вот уже и место уступают. В Голливуде — так это еще быстрее, только уступаешь ты. В этом смысле режиссером быть куда выгоднее, чем актером. Особенно режиссером Спилбергом, который еще в прошлом веке снискал славу Главного Голливудского по “тарелочкам” за созданные фантастические киноленты. Сейчас Стивену 71 год, но он не из тех дедушек, которые ворчат: “Кроме своих компьютеров, ничего уже не видят”. Он, наоборот, замечает: “О! Кроме своих компьютеров, ничего уже не видят!” И снимает фильм про то, как весь мир завис на виртуальной игре “Оазис”, победитель которой станет обладателем баснословного состояния и повелителем всей компьютерной Вселенной. Да и реальной.

    На днях я посмотрела “Первому игроку приготовится”. Да, не сразу. Фильм вышел еще весной, и, наверное, увидеть его стоило в кинотеатре. Как сказала моя дочь, если можно пойти на версию 3D, не стоит соглашаться на плоский вариант, ведь тогда не узнаешь, как это кино выглядит на самом деле. Но... трудно сказать, почему я не попала в кинотеатр с очками. Если честно, не очень-то и хотела. Для меня пацанчики в шлемах VR все же что-то из разряда нагоняющих тоску. И эти мысли о спутанных реальностях, о войне корпораций и честной победе человечества над захватчиками разума. Ну так...

    Но хорошо быть Спилбергом. Спилберг в этом мире ни на кого не меняется. Он же Спилберг! Время идет, а он снимает про идущее время и про то, как оно всё теперь иначе. В общем, посмотрела я это кино. Ай хорошо! 

    Я давно уже придумала, что лет через сколько там грань реального и виртуального сотрется и перемешается в одно, потому что, как бы странно это ни звучало, — нет разницы между сном и явью. С тех пор как человек научился воображать охоту на мамонта, все и началось. Как задумал первое орудие труда и нафантазировал план дня. И, когда я пишу все эти строки, мой пес дремлет на своем диванчике, а лапы его бегут, что означает только одно — в его сознании идет жизнь, ничего общего не имеющая с реальным положением дел. Пес спит, лежит в безопасности, но он убегает или догоняет. И когда откроет глаза, на мгновение зависнет, чтобы перезагрузить реальность и продолжить жить по эту сторону.

    Могу ли я осуждать своих детей за их страстную любовь к компьютерным играм? Почему это плохо? Ничуть не иначе, чем читать книгу. И там, и там виртуальный мир. Сон и грезы. Поэтому мысль, которую я прочла между строк фильма о битве за пасхальное яйцо, мне близка. Виртуальная реальность не бегство от реальной жизни (не только бегство! хотя для некоторых и это имеет место быть), она продолжение, ведь за гранью того, что принято называть “обычной жизнью”, часто обнаруживаются великие стремления человеческой души, которые мы просто не имеем возможности воплотить в этом мире. Ну, скажем, я вижу себя птицей, парящей в небе и наблюдающей все величие нашей планеты с высоты. Это мое истинное желание, желание самого обычного человека, которое родилось и может воплотиться так или иначе. Могу пойти в авиационный кружок, записаться на прыжок с парашютом или освоить дельтаплан. А могу надеть очки VR, загрузить карту планеты и облететь ее несколько раз. При этом моему мозгу, как и мозгу моего дремлющего пса, абсолютно неважно, происходит это на самом деле или в воображении. Но зато я не сжигаю топливо самолета, что плюс для окружающей среды, не подвергаю опасности свою жизнь, не трачу время на поездку в аэропорт.

    Мир сдвинется в сторону VR. Это даже неплохо. Ну, странно, да. В фильме есть много кадров, где люди стоят в очках посреди улиц больших городов и что-то делают невообразимое, дерутся или даже целуются с воображаемым партнером. И это в ближайшем будущем станет так же нормально, как и то, что сейчас человек может идти по улице и разговаривать громко и внятно сам с собой. Смотришь, а у него гарнитура в ушах. И могла ли я представить себе такое в 1980-е?

    Лет через 20 виртуальные путешествия, любовные романы и даже походы на воображаемую работу станут повседневностью. Помните ленту режиссера Роберта Земекиса “Назад в будущее”? Продюсером был все тот же Спилберг. В картине было несколько гаджетов, которые по тем временам казались фантастикой, а теперь... Умные часы, виртуальные очки, летающая камера, планшетный компьютер, информация о пробках на дороге, вход по отпечаткам пальцев, плоский телевизор, умный дом и видеотелефон. Все дело в том, что в фильме, созданном в 1989 году, главные герои отправляются почти на 30 лет вперед — в 21 октября 2015 года. Поэтому все то, что у нас есть сегодня, Спилбергу, Бобу Гейлу и Земекесу пришлось придумать тогда... 

    История вопроса об антропогенезе и начинается с игры, которая вдруг возникла внутри черепной коробки, всего в двух сантиметрах от реального мира. О! Эти два сантиметра. Представляю, что там у Спилберга! Он еще не раз вернется познакомить нас с содержимым своей головы.

    sulimovna@rambler.ru

    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)