17 Ноября, 2018 Суббота

Не делать из отметки культа

  • Людмила Габасова 24 откября, 2018 в 08:51
    0

    В недавно прошедший День матери сбылась моя маленькая мечта. Дочка подарила мне восьмерку по физике. Как, собственно, и было заказано. Зная, как нелегко у нее идет именно этот предмет, я заранее попросила: «Ничего не надо к празднику, только получи достойную отметку!» Теперь вот гложут сомнения. Корю себя: непедагогично, неправильно делать акцент на баллах, а не на знаниях. И по–хорошему к своему «ну, порадовала!» мне нужно было бы добавить «...так хорошо выучила, что восьмерку получила!». У них же, старших школьников, и так стоит телега впереди лошади. В смысле: оценка впереди учебника.

    Показательные картины наблюдают порой учителя. Перед началом первого урока класс — в броуновском движении. Идут активные взаимные поиски, кто что сделал дома по математике, биологии, информатике и далее по расписанию. Конечно, находятся герои. Их тетради немедленно начинают путешествие со стола на стол. Если же «заучка» всего один, то все просто сгружаются над ним, нависая гроздьями. И успевают ведь «передрать!». Для тех, кто мыслит хотя бы на шаг вперед, в помощь интернет, решебники. В результате учитель может получить от глубокого середнячка работу на круглую десятку. И, естественно, внутренне возмутится. Тайное становится явным, как только ученика попросят объяснить ход решения — ни бе ни ме, ни в зуб ногой. Он–то нацелен на результат, на оценку, на циферку в клеточке, а для этого даже суперправильного ответа мало. Доходит до того, что классные руководители призывают родителей: «Пусть дети хотя бы будут хитрее! Объясните: если у тебя всегда пятерка, так на нее и списывай».

    Сюжет гораздо более худший. Начинает учитель спрашивать по заданному параграфу, а класс дружно погружается в смартфоны. Это значит — учебник не открывал никто! Что делать педагогу? Объяснить у доски тезисно, но внятно, а затем сказать проработать на уроке самостоятельно. Телефоны в редкой школе сейчас осмелятся просто взять и отобрать. Уже детки жалуются, в том числе письменно, на нарушение своих прав и покушение на личное имущество. И потом 20 с лишним совсем не копеечных устройств соберется у учителя, какой чей — не упомнишь. А что, если потом кто–то решит подшутить над одноклассником и возьмет чужой? Кому нужны дополнительные проблемы и лишние седые волосы? По сути–то, правда на стороне ребенка (в чем, кстати, его горячо поддерживают родители): гаджет — частная собственность, средство коммуникации с родными и в чем–то даже гарант безопасности. А еще главный помощник в учебе. Чтобы избавиться от этого бедствия, надо школьный устав менять. Если не Кодекс об образовании.

    Все эти сцены, прямо скажем, немыслимые в советские времена, имеют одну философскую почву. «Родителям нужна оценка, а мне — средний балл аттестата». Решать трудно, читать классику по программе — скучно, запоминать — лень. Так рассуждали все дети во все времена, если у них к самой учебе не было интереса. Если все из–под палки, непонятно чего ради. Если был упущен момент, когда человек чем–то загорается. В общем, это не столько проблема нашего времени, сколько беда процесса обучения, в котором потерян смысл. Подозреваю, мы все только усугубляем, когда за плохие оценки наказываем, а за хорошие обещаем бонусы. С другой стороны, что остается вечно занятому взрослому? Каждый божий вечер проверять у великовозрастного чада уроки, уровень знаний? Утопия. Отправлять к репетиторам? Не всем по карману и не факт, что поможет. Но что–то надо менять принципиально, если мы не хотим повторить тернистый путь тех родителей, которые, получив с ребенком сертификаты ЦТ, за голову схватились: «Как так?! Ведь в школе была десятка!»

    gabasova@sb.by

     

     

    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)