06 Мая, 2024 Понедельник

Гомельский предприниматель брал аванс у своих клиентов, после чего “забывал” их номера телефонов

  • 01 декабря 2015 Происшествия Русский 0

    История Валентины Болотвиной (на снимке) вполне может послужить наглядным пособием для людей, которые умеют учиться на чужих ошибках. И актуальна она абсолютно для всех сегментов сферы услуг, где нам приходится иметь дело с предпринимателями: от ремонта квартиры до установки корпусной мебели. 

    Крикну, а в ответ тишина!

    В начале года женщина решила заменить кухонные фасады. Нашла объявление в газете, а вечером с восторгом рассказала мужу: “Смотри, для пенсионеров действует рассрочка на три месяца!” Предложение подкупало своей простотой и экономичностью, к тому же к Валентине Ивановне через месяц должны были приехать гости из Германии. Хотелось за это время обновить интерьер кухни.

    Предприниматель пришел практически сразу после звонка и пообещал, что работу сделает в срок, а перед зарубежными гостями стыдно не будет. 

    Слова закрепили в официальном документе: договор был оформлен по всем правилам и включал в себя аванс в размере половины стоимости. Как объяснил молодой человек, 2,5 миллиона рублей ему пригодятся для закупки материалов на Украине.  Ну а потом тишина.  Прошел день, неделя, вторая, но новостей от предпринимателя не поступало. Решили для перестраховки набрать его номер телефона и на другом конце провода услышали обнадеживающее: “Будет готово совсем скоро, не переживайте!” Но после звонка ничего не изменилось: гости через две недели уехали, наступила весна, а тут и Пасха скоро. На последующие звонки молодой человек уже не отвечал, да и сам не спешил перезванивать. 

    В марте Валентина Ивановна обратилась в ОВД администрации Центрального района, после чего претензию женщины в письменном виде выслали предпринимателю заказным письмом. Они и сами решили наведаться к нему домой на проспекте Победы, но все как в известной песне: “Крикну, а в ответ тишина!” Спустя некоторое время состоялся суд, по результатам которого женщине обязали вернуть не только уплаченную по договору сумму, но и 500 тысяч рублей в качестве моральной компенсации. 

    Валентину Болотвину удивило не только абсолютное безразличие предпринимателя, но и тот факт, что рекламу своих услуг он продолжал размещать в СМИ. То есть, выйдя из зала суда, он спокойно мог продолжать делать свой “бизнес” на доверчивых людях. Пострадавшая же спустя почти год после заключения договора не получила и 10% от полагавшейся суммы, хотя судебные исполнители и по сей день делают все, что в их силах.

    Можно было стать на защиту предпринимателя, вспомнив о непростой экономической ситуации на Украине. Мол, партнеры кинули, обманули или что-нибудь в этом духе. Если бы не одно но: оказалось, что Валентина Ивановна — не единственная пострадавшая. К примеру, Татьяне Бусовцевой из Костюковки он должен 9 миллионов рублей. Причем эта эпопея тянется аж с 2011 года. Даже в нынешние времена сумма немаленькая, а тогда 9 миллионов равнялись тысяче долларов! Довольно дорогая покупка для семьи со средним достатком.

    Добиваться своей правоты через суд Татьяна начала в 2012 году, но с тех пор получила от предпринимателя лишь небольшую  сумму. 

    Договор дороже денег?

    Гомельчанка Елена Александровна также попала в ловушку и не может вернуть свои деньги с 2013 года. Она заказала спальню, компьютерный стол и стенку. На тот момент женщина внесла предоплату в размере трех миллионов рублей. Предприниматель настаивал на полной оплате, однако у Елены Александровны просто не оказалось под рукой нужной суммы. 

    — А если бы деньги были? — поинтересовался у собеседницы.

    — Тогда бы, наверное, все и отдала. По доброте душевной. Тем более что он заверил: чем больше предоплата, тем быстрее будут выполнены работы. 

    В последний раз женщина разговаривала с предпринимателем, когда делала заказ. На вопрос, рассчитывает ли спустя два года получить обратно всю сумму, она ответила емко: “Хотелось бы!” 

    Корреспонденту “ГП” также не удалось дозвониться предпринимателю. 

    Возвращаясь к истории Валентины Болотвиной, нужно отметить, что в результате проверки фактов мошенничества со стороны предпринимателя зафиксировано не было, а значит, в возбуждении уголовного дела было отказано.  

    В ОВД администрации Центрального района сослались на постановление пленума Верховного Суда: “Для наличия состава преступления необходимо установить, что в момент передачи имущества виновный имел намерение завладеть им. Получение имущества под условным выполнением какого-либо обязательства может быть квалифицировано как мошенничество лишь в том случае, когда виновный еще в момент завладения этим имуществом имел цель его присвоения и не намеревался выполнять принятое обязательство”.

    Именно поэтому спор предпринимателя с пострадавшими должен был решиться в гражданско-правовом порядке. В договоре же, который подписала Валентина Ивановна, было указано, что сроки выполнения работ могут изменяться в связи с непредвиденными обстоятельствами не более чем на 90 рабочих дней. Правда, изменить их можно только в письменной форме, поставив заказчика в известность. 

    В договоре были указаны и форс-мажорные обстоятельства вроде урагана, стихийного бедствия или забастовки. 

    Но о подобных обстоятельствах стороны должны уведомить друг друга не позднее трех дней с момента их наступления. Да и подтверждать все это придется соответствующими справками.

    По словам председателя Гомельской городской организации Белорусского общества защиты прав потребителей Марии Вальченко, алгоритм действий пострадавшей стороны прост: нужно отправить письменную претензию на юридический адрес предпринимателя, а если эта мера не подействовала, то обратиться в суд. Затем в дело вступят судебные исполнители. В практике Марии Ивановны было не много случаев, чтобы клиенты так долго пытались вернуть свои деньги. Обычно предприниматели соглашаются на решение вопроса в досудебном порядке, понимая, что после вердикта суда вынуждены будут заплатить куда большую сумму. 

    — И на моей памяти не было случаев, чтобы предпринимателя или фирму лишили лицензии после обращения клиента в суд,  — отметила она. — Чаще всего обманывают пенсионеров, которые попадают в совершенно разные истории: связанные с установкой пластиковых окон, продажей посуды, постельного белья. Но и молодежь не застрахована от подобных неприятностей. К примеру, больше всего жалоб ко мне поступило со стороны канувшей в Лету компьютерной фирмы “Легион”. 

    А героиням нашей истории пока остается только ждать, периодически названивать судебному исполнителю и радоваться тому, что деньги хоть и крайне медленно, но возвращаются к своим законным владельцам. 

    Автор: Дмитрий РадзивонГомельская праўда

Комментарии (0)