27 Апреля, 2024 Суббота

Гомель сел на мель: уровень рек на Полесье падает в среднем на 1-3 сантиметра в день

  • 29 августа 2017 Общество Русский 0

    Обмеление рек в Гомельской области сейчас видно даже невооруженным г лазом, некоторые озера вот-вот исчезнут с поверхности земли. Грузоперевозки водным транспортом уменьшились в разы, жители сетуют, что рыбы в реках стало меньше, а уровень воды в колодцах понизился. В большинстве случаев люди винят во всем глобальное потепление и бесхозяйственное отношение к водоемам, мол, берега не укрепляют и дно не чистят. Насколько катастрофично положение и стоит ли бить в набат, выясняла корреспондент «Р».

    Рекам нечего кушать

    В Гомельской области больше двух десятков гидрологических постов, есть они на всех крупных реках. Дважды в сутки здесь измеряют уровень и температуру воды. Мы в гомельском парке, на набережной Сожа. Инженер-гидролог «Гомельоблгидромета» Оксана Лосева ставит переносную водомерную рейку на затопленную сваю:

    — 10 сантиметров.

    Это не глубина реки, конечно. Уровень воды измеряется относительно принятого нуля — в постсоветских странах это Кронштадтский футшток. Для сравнения: в самое большое половодье уровень воды здесь был около 8 метров. Тогда даже плавали скамейки на набережной, а в Якубовке и Монастырьке людей домой перевозили на лодках.

    Впрочем, чтобы понять, насколько Сож мелеет, гидрологического оборудования не нужно. Достаточно посмотреть, как обнажились бетонные плиты, которыми укреплен правый берег реки. А в некоторых местах на 3—4 метра сухим стало дно Сожа. Ежедневный спад гидрологи называют небольшим: 1—2, иногда 3 сантиметра в сутки. И такая ситуация не только здесь, с конца мая — начала июня мелеют все реки.

    В 2015 году водотоки вдруг принесли нам исторические минимумы, и хоть побить их пока не удалось, назвать обстановку оптимистичной специалисты не могут.

    — В этом году вода даже не вышла на пойму, только на отдельных участках рек. И дело не в жарком августе. Прошлогодняя осень была не самой дождливой, в декабре образовался лед, но частично к концу месяца разрушился из-за небольшого повышения температуры, — перечисляет причины обмеления Оксана Лосева. — В январе—феврале простоял ледостав, но толщина льда была небольшая, зимы мало, снега мало, промерзла почва неглубоко, половодью просто неоткуда было сформироваться. С февраля уже началось разрушение льда, в начале марта многие реки вообще очистились от него. В этом году очень раннее половодье, по продолжительности и «насыщенности» совсем небольшое. Откуда взяться воде? Возможные максимумы сформировались в конце марта — начале апреля. И они были очень-очень маленькие, хотя чуть выше, чем в прошлом году, — в Соже сантиметров на 12. Только на Днепре ситуация хуже, чем прошлогодняя.

    Го-го-мель!

    Основной итог отсутствия необходимых осадков таков: сегодня уровень воды ниже критических отметок, нарушающих работу речного транспорта, на всем протяжении Днепра, Березины, Сожа. Только прогулочные теплоходики еще находят фарватер, чтобы курсировать. Капитан Петр Чучвага за штурвалом уже больше 30 лет. Небольшой ПТ-01 по Сожу он направляет достаточно уверенно, но уже аккуратно. Состояние реки напоминает старую легенду о происхождении названия Гомель, когда лодочники кричали друг другу «Го-го-го! Мель!», указывая на участок, куда плыть не стоило. Петр Григорьевич эти участки знает хорошо, после моста за несколько метров от берега вдруг на поверхности появляются целые островки растительности. Приходится брать левее. Вход в бухту Капитанов недоступен вовсе. Глубина реки — в лучшем случае по колено. Со своей небольшой осадкой в 78 сантиметров ПТ-01 бессилен. В так называемой бухте юных моряков на приколе сиротливо стоит теплоход «Туман», сейчас молодые гардемарины вывести его на большую воду не могут.

    Пассажирские перевозки продолжаются и в четырех других портах, принадлежащих предприятию «Белорусское речное пароходство». А затронув тему грузовых, начальник пароходства Геннадий Центер вздыхает:

    — Только песок развозим по месту. Транзитные грузоперевозки полностью прекращены. Сами судите: на Микашевичском канале 90 сантиметров, а нам надо метра два.

    От Микашевичского канала в сторону Пинска навигация остановилась еще 12 августа, в Мозырском направлении — 6-го. В злополучном 2015-м прекратить перевозки пришлось еще в конце июня. Правда, в октябре, когда пошли дожди, снова удалось вернуться в строй.

    С начала навигации 2017 года судами пароходства перевезено около 476 тысяч тонн грузов, на 121% больше, чем за аналогичный прошлогодний период. Возят в основном строительный песок, щебень и отсев, недавно переплавляли два огромных реактора депарафинизации для Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Когда я попросила Геннадия Центера сравнить эти объемы с цифрами пяти-десятилетней давности, он ограничился емким: «В разы упали». 

    Крюк в 100 километров

    Самый показательный результат этого лета: временно прекратил движение паром через реку Березина на автодороге Р-90, соединявший Светлогорский и Жлобинский районы. Просто сел на мель. Оно и неудивительно: на некоторых участках реки видно дно. Желающие попасть в другой район (а среди них студенты Краснобережского аграрного колледжа) делают крюк в 100 километров. На предприятии «Гомельавтодор» пообещали: скоро пригонят земснаряд и углубят фарватер, хотя бы до столь необходимого парому метра глубины. Мера эта временная, в прошлом году такие работы уже проводили, но без достаточных осадков ситуация повторилась. Не так плачевно все на Припяти, но местный паром пока не перевозит большегрузные автомобили.

    Природа вдруг смилостивилась и подарила региону дожди. Но на выпавшие осадки Геннадий Центер смотрит скептично: 

    — Вот прошли дожди. Смотрим сводку на сегодня. По Гомелю вода поднялась на 2 сантиметра, по Могилеву — на 3, в Мозыре — на сантиметр упала. Чтобы открылась навигация, дожди должны идти неделями. 

    Оксана Лосева говорит, что уровень воды еще будет падать. Пик обмеления приходится обычно на вторую половину сентября. Спасти ситуацию могут только осадки. Но тут уж как природа решит. 

    Компетентно

    Александр Павловский, заведующий кафедрой геологии и географии ГГУ имени Ф.Скорины, председатель Гомельского отдела Белорусского географического общества:

     — Первая причина обмеления — некоторое иссушение климата. В последние годы количество осадков очень небольшое, снега мало. Естественно, что понизились уровни подземных вод, соответственно, мельче стали и все реки, озера. Но дело не в том, что человеческая деятельность вызвала глобальное потепление, хотя об этом очень много говорят. Все можно объяснить обычными циклическими изменениями в природе, такими как ледниковый период, период потепления. Человек вмешивается в природу, но чтобы он оказывал такое влияние на глобальный климат — я очень сомневаюсь.

    Конечно, пусть не в глобальных масштабах, но человеческий фактор есть. Те же пресловутые мелиорация и осушение болот. При Советском Союзе перестарались, и в 1960—1970-е годы на Полесье часто можно было увидеть черные пылевые бури. А ведь болота, кроме того, что дают нам кислород, увеличивают биоразнообразие — естественный регулятор влаги. Чем больше болот, тем равномернее сток. Потому на Полесье раньше были такие большие половодья, их период был ровный, очень длинный. Плюс к тому активное сведение лесов. И сейчас нет регуляторов — и половодья или небольшие, или очень резкие, почти катастрофичные.

    Растут города, развиваются производства, водозабор из рек стремительно увеличивается. А поскольку водная система связана, если мы в одном месте берем много, то в другом убудет, подземные воды должны уравниваться.

    Что касается ухода за реками, то чистота русла и укрепление берегов не могут оказать такого глобального воздействия. Если бы сток был нормальный, то река работала бы как положено и сама себя бы очищала. Но чем меньше осадков, тем виднее рука человека. Или ее отсутствие. Особенно на малых водотоках, они на все изменения реагируют первыми.

    Автор: Ольга ВАЛЬЧЕНКОРэспубліка
    Теги: 

Комментарии (0)