Для того чтобы потратить минимум, а получить максимум, направляться в приморский городок нужно в июле-августе. Так выйдет три в одном: море, знакомство с историей и шопинг. Что касается пляжного отдыха, то в Гданьске он оптимален только в эти два летних месяца (если, конечно, вы не практикуете моржевание). Балтика есть Балтика — капризы природы могут изрядно подпортить отпускное настроение.
Прогулка по закоулкам просто-таки пряничного исторического центра интересна в любое время года, но именно с конца июля и на протяжении последующих трех недель там проходит масштабный уличный праздник — ярмарка Святого Доминика. Спектакли, концерты, костюмированные шоу, угощенья, торговые ряды с сотнями павильонов — от такого многообразия у туриста запросто пойдет кругом голова. Но нужно сохранять самообладание, чтобы не пропустить бесплатные зрелища.
Ну а напоследок — шопинг. На закупы в Польшу белорусы готовы ехать и без моря. Так почему бы не совместить полезное с приятным, тем более что август — самое время скидок.
Путь
Между Минском и Гданьском нет прямого железнодорожного и авиасообщения, пересадку придется делать и отправившись на автобусе. Если хотите вложиться в бюджет одной зарплаты, предпочтение стоит отдать автомобилю — так выгоднее всего.
Расстояние между городами, если ехать через Белосток, — 750 км. Этот маршрут выбрала и я. Забегая вперед, скажу, что на дорогу туда и обратно ушло 75 л топлива, что с дозаправкой в Польше стоило примерно 50 долларов*. Здесь нужно учесть: цены на горючее в Польше вдвое выше. Но если ехать компанией, эту статью расходов можно сократить до минимума.
Трудности пути — дело второе. Это своеобразная плата за экономию. Вначале полжизни придется провести в очереди на границе, а после совершить многочасовое путешествие по долам и весям страны-соседки. Постоять в пробках и на светофорах, попетлять по бесконечному серпантину в лесах, где все только и норовят обогнать тебя на узкой полосе. Но самое неприятное — ремонт дорог. В сторону Гданьска нет полноценной скоростной трассы — ее только строят. А значит, включить режим круиз-контроля и, напевая, крутить баранку не получится. Заторы, объезды и неспешно тянущийся самосвал, собравший за собой вереницу машин, —
дело обычное. Правда, самый сложный участок — от Эльблонга до Гданьска — обещают достроить уже в следующем году.
В автомобильном путешествии кроме относительной дешевизны есть и другие плюсы. Маршрут пролегает через всю страну, поэтому можно наблюдать за тем, как, например, знакомые нам деревянные домики в селах постепенно сменяются каменными с оранжевыми черепичными крышами, какие трансформации происходят с пейзажем. Наслаждаться зрелищем за окном придется по меньшей мере 9 часов.
Жилье
Если очень экономить, то можно остановиться у каучсерферов. В базе этой гостевой сети почти 12 000 жителей Гданьска, они готовы бесплатно предоставить туристу крышу над головой. Однако далеко не все рискнут останавливаться на ночлег у незнакомцев.
Польша — не самая дорогая страна в Европе, поэтому комфорт и уединение не потребуют больших затрат. Двухместный номер в гостинице на сутки, если бронировать заранее, можно найти за 25 долларов, апартаменты — за 30, койко-место в хостеле — от 13. В итоге за аренду квартиры в центре Гданьска на неделю уйдет примерно 200 долларов.
Правда, турист, который нацелен на отдых именно у моря и не хочет ходить до пляжа больше 100 м, будет разочарован. Таких вариантов проживания почти нет. Лучше сразу направиться в Сопот или Гдыню, которые составляют с Гданьском агломерацию Трумясто. Они гораздо больше похожи на курортные поселения — компактные и умиротворенные. В то время как Гданьск без выхода к морю и всех своих достопримечательностей — обычный европейский город, не очень опрятный и суетный, где уставшие люди спешат после работы домой, а о близости моря напоминает лишь пляжный песок на сиденьях в трамваях.
Исторический центр
Длуги Тарг — главная улица Гданьска — ведет к набережной реки Мотлавы. Если посмотреть на этот район с высоты, например с колеса обозрения, он похож на художественную инсталляцию. Дома с лепниной, узкие улочки и мощеные площади. Город здесь такой же, как на сувенирной открытке. Напоминает то ли Амстердам, то ли Ригу, но ни капли не похож на такие крупные польские города, как Варшава и Краков.
Яркие кукольные домики не подлинно исторические. И подумать трудно, что это всего лишь копии. Дело в том, что в годы Второй мировой войны от Гданьска, как и от Минска, остались одни лишь руины. «Все, что возводилось в течение семи столетий, выгорело за три дня», — написал уроженец Гданьска Нобелевский лауреат по литературе (1999 года) Гюнтер Грасс в своей книге «Жестяной барабан».
Поляки кропотливо восстановили историческую часть в точности такой, какой она была до разрушения. Реставрация некоторых зданий продолжается и сегодня.
Но насладиться итогом их многолетней работы в тишине и спокойствии не выйдет. Хоть Гданьск и провинциальный городок, в год его посещают 2 млн туристов. Больше всего — в июле и августе. Поэтому к аттракционам — очереди, в кафешках почти нет свободных мест, на улицах — столпотворение.
Еда
Цены на продукты питания в польских магазинах и кафе сравнимы с минскими, на что можно ориентироваться при планировании бюджета поездки. При умеренных застольях 100 долларов на неделю на двоих вполне достаточно.
Жители Гданьска любят есть на ходу, а ассортимент их уличной еды отличается от нашего — много такого, чего в белорусской столице не попробуешь. Например, здесь с удовольствием уплетают местную разновидность бургера: ломоть хлеба, обильно смазанный перекрученным шпиком и густо посыпанный кольцами обжаренного лука. Вприкуску дают маринованные корнишоны.
Еще одно популярное кушанье стритфуда по-польски называется запеканкой. Это багет с грибами, сыром, овощами и разными видами мяса. Сверху его щедро поливают кетчупом.
Искатели новых гастрономических ощущений также смогут попробовать в Гданьске осцыпек — сыр из овечьего молока, приготовленный на гриле, загадочную паньску скорку, или «девичью кожу», — сладость из сахара, крахмала и желатина, вареники, их для удобства продают в картонных коробочках, как китайский фастфуд. Но самая популярная еда в Польше — кебаб.
Один из способов экономить на еде — ужинать после 20 часов. В некоторых заведениях Гданьска в это время начинает действовать скидка 50 % на весь ассортимент. А додатки, или гарнир, к рыбе или мясу и вовсе подадут бесплатно. С таким дисконтом стейк из лосося, к примеру, можно отведать всего за 4 доллара.
Транспорт
Самый простой способ добраться в Гданьске до пляжа — на трамвае. Стоимость билетика на разовую поездку — 1 доллар. Можно взять квиток на проезд во всех видах транспорта в течение суток — он стоит примерно 4 доллара.
Итого
Недельная поездка на Балтийское море на двоих обошлась примерно в 430 долларов (не считая виз), что сопоставимо со средней зарплатой в Беларуси. При прочих переменных — тратах на питание, проживание, передвижение — итоговая сумма может быть еще меньше.
* Для удобства читателей все цены приведены в долларовом эквиваленте, хотя расчет в Польше преимущественно в злотых.
Комментарии (0)