06 Мая, 2024 Понедельник

Открыть Америку

  • 26 февраля 2015 Культура Русский 0

    Справка «ВМ»

    Анатолий Стебурако. 31 год.

    Окончил Вилейскую гимназию, истфак БГУ, аспирантуру Республиканского института высшей школы. Кандидат исторических наук. Тема диссертации: «Развiццё адукацыi ў ВКЛ у другой палове XVI — першай палове XVII стагоддзя. Этна-канфесiйны і сацыяльны аспект». Проходил научные стажировки во Франции и Польше.

    Научные предпочтения: история войны 1812 года в Беларуси и трофейные французские рукописи.

    Владеет французским языком.

    Увлечения: плавание; активный отдых — туризм.

    В 30 лет доцент кафедры бизнес-коммуникаций Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Анатолий Стебурако стал победителем неформального конкурса БГУ «Зачетный преподаватель — 2013»: студенты путем онлайн-голосования сами решали, кому присвоить этот титул.

    Молодой, эрудированный, харизматичный Анатолий Стебурако — пример белоруса нового времени. Его мнение о национальных героях, современных студентах, развитии туризма предлагаем сегодня читателю.

    Последний форпост

    — Вы преподаете историю будущим логистам, специалистам по управлению информационными ресурсами, менеджерам-экономистам. Это непрофильная публика. Проявляет ли она интерес к отечественной истории?

    — В целом интерес молодежной аудитории к истории невысок. Современных студентов больше волнуют события XX века. В прошлом году к 70-летию освобож­дения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков я предложил провести конкурс «Семейная летопись войны». Студенты в свободной форме записывали воспоминания бабушек и дедушек о войне, о том, как великое событие преломилось в конкретных семьях и судьбах людей. Более 200 человек приняли участие в проекте, и прак­тически все работы были выполнены с душой. Конечно, хочется и непрофильную ауди­торию заинтересовать историей Беларуси: это развивает личность, формирует патриота. И, как известно, тот, кто не хочет учить свою историю, будет учить чужую.

    — На ваш взгляд, можно увлечь историей экономис­та, инженера, программис­та? Есть ли неиспользованные ресурсы?

    — Большинство студентов высказывают сего­дня недовольство классичес­кой лекционной системой. В сравнении с XII-XIV веками, когда лишь формировалась университетская система, ситуация кардинально изменилась. Лично я стараюсь преподавать историю в крас­ках, использовать максимум дополнительного материала, в том числе визуальный, по возможности привлекать новые инструменты. В нашем институте есть Центр дис­танционного образования и информационных технологий, где мы проводим вебинары (лекции в режиме онлайн), которые пользуются у молодежи популярностью, поскольку больше отвечают их восприятию мира. Нужно учитывать, что поколение нынешних студентов — визуалы, они с детства имеют дело с Интернетом, и такая форма подачи информации и виртуальное общение для них естественны. Конечно, для инноваций в вузах должна быть создана хорошая техническая база.

    — Что самое трудное для вас в преподавании истории, в общении с современными студентами в целом?

    — Моя принципиальная позиция в том, что гуманитарные предметы, во всяком случае историю родной страны, следует преподавать на белорусском языке. У многих моих студентов сегодня проб­лемы не только с активным использованием языка, но и с пассивным: есть такие, кто не только не говорит, но даже не все понимает из того, что я излагаю на белорусском. Это становится препятствием для нашего диалога о Беларуси, о национальной культуре. Если хочешь быть понятным ауди­тории, приходится иногда переходить на русский. Но только как исключение. А в целом мы, преподаватели гуманитарных дисцип­лин, — последний форпост белорусского языка, и его нельзя сдавать.

    — А как вы оцениваете «коллекционирование» некоторыми молодыми людьми дипломов о высшем образовании, если учесть, что потом они ни по одной из полученных специальнос­тей не работают?

    — Это результат девальвации высшего образования. Оно стало у нас массовым: количество студентов и качество их подготовки не совпадает. Один диплом не гарантирует интересной перс­пективной работы. Приходится их «коллекционировать», чтобы выделить себя перед потенциальным работодателем.

    Пантеон наших героев

    — Белорусы плохо знают своих национальных героев. Есть ли сегодня ясность у специалистов, кого считать таковыми?

    — У белорусов, без сомнений, есть пантеон национальных героев. Их список начал формироваться несколько позднее, чем у наших соседей, и этот процесс успешно продолжается.

    Я хотел бы остановиться на имени Тадеуша Рейтана, масштаб личности которого нами еще не осознан. Тадеуш Рейтан как депутат от Новогрудского воеводства ВКЛ пробовал противостоять первому разделу Речи Посполитой на сейме 19 апреля 1773 года в Варшаве. Исчерпав все возможные легальные формы борьбы, он в знак протеста лег в дверях зала заседания сейма, призывая тем самым депутатов не совершать акт предательства и не подписывать документ о разделе Речи Посполитой. Его слова: «Убейте меня, но не убивайте Отчизну!» — прочно вошли в историю.

    Депутата поддержали только двое соратников — Самуэль Корсак и Станислав Богушевич. Он стал легендой при жизни, хотя некоторые современники пытались выставить его сумасшедшим. В этом году исполняется 275 лет со дня рождения Тадеуша Рейтана. Мингорисполком включил Рейтана в число тех знаменитых историчес­ких личностей, имена которых будут отражены в топонимике города. Хотелось бы, чтобы в его честь назвали улицу в центре города. В массовом сознании это подтверж­дение значимости фигуры, ее места в иерархии героев. Большинство наших граждан самым известным белорусом считают Франциска Скорину, не в последнюю очередь потому, что главный проспект столицы носил его имя в течение 14 лет. К слову, в Минске в 1919 году в самом центре города в районе нынешней Октябрьской площади была улица Тадеуша Рейтана. Широкая гражданская инициа­тива отстаивает сего­дня идею создания музея Рейтана в его родной усадьбе в Грушевке недалеко от Ляховичей в Брестской области…

    Героев у белорусов достаточно, и, безусловно, надо больше о них говорить, активнее пропагандировать их имена.

    — Интерес к французским рукописям связан с вашим увлечением событиями войны 1812 года?

    — Отчасти. В собрании Национальной библиотеки Беларуси есть французские рукописи, связанные с наполеоновскими войнами, в частности с войной 1812 года, а также масонские рукописи. Это фрагменты конфискованных Гитлером в Западной Европе архивов и библиотечных собраний, попавших пос­ле войны в Москву, а потом — в Минск. Последние два года у меня огромное желание «открыть эту Америку» для белорусов и французов. Я уже публиковал материалы в специализированном журнале Бордо — города, из которого эти документы пропали. Для коллег из Франции это стало настоящим открытием.

    Город солнца

    — Какие резервы, на ваш взгляд, не использованы для привлечения в нашу столицу туристов? Чем может Минск привлечь иностранцев?

    — Разделяю мнение нашего художника Артура Клинова о том, что для привлечения в Минск иностранцев нужно эксплуатировать его образ как столицы, построенной после войны практически на руинах в стиле сталинского ампира и в наибольшей полноте концептуально воплотившей утопический образ идеального «советского города», «города солнца». К тому же нужно разработать туристические маршруты с посещением галерей, музеев, памятников, демонстрирующих искусство советской эпохи. К сожалению, целостный комплекс проспекта начинает разваливаться из-за строительства гостиниц, небоскребов и других нарушающих единство архитектурного ансамбля зданий.

    — Назовите несколько мест в Беларуси, куда, на ваш взгляд, можно было бы привлечь больше турис­тов — и отечественных, и зарубежных?

    — У нас еще достаточно нераскрытых жемчужин, очень интересных прежде всего для самих белорусов. Лично для меня белорусской Атлантидой стал Мстиславль, сохранивший огромное количество исторических памятников. А еще — дворец Четвертинских в Желудке Щучинского района Гродненской области. Там частично сохранились интерьеры — это крайне редкий случай в Беларуси.

    — Анатолий Николаевич, в чем состоит пресловутая национальная идея лично для вас?

    — Чтобы мы были не населением, а народом, нужно сохранять, изучать, популяризировать историю, культуру, национальную самобытность. Без этого не удастся построить сильную и процветающую Беларусь.

    Автор: Беседовала Ольга ПОКЛОНСКАЯВечерний Минск
    Теги: 

Комментарии (0)