29 Марта, 2024 Пятница

О сувенирах беспамятства

  • 03 июня 2015 Культура Русский 0

    «Подходи, не скупись, покупай живопись!» Помните эти бессмертные слова из комедии Гайдая, сопровождающие попытку базарного жулика всучить покупателю откровенный кич? Типа коврика с лебедями и русалками. Вроде вся тогда еще советская публика смотрела, хохотала... И уж, конечно, считала себя умнее лоха, с радостью забирающего домой коврик с аляповатой дебелой русалкой.

    Увы, люди не изменились, хотя их и портит согласно замечанию булгаковского Воланда квартирный вопрос. Художественный вкус все равно поселяется не у всех, а у отведенного процента, который понимает, в чем разница между пошлой, бездарной мазней и наивным искусством, допустим, Алены Киш. Белорусская чудаковатая крестьянка тоже расписывала коврики, которые спустя время с успехом выставлялись, между прочим, в Лувре.

    Кич бессмертен. Это вам любой искусствовед скажет. Так же как бездарные вирши, которыми поздравляют с 8 Марта и 23 февраля.

    Но одно дело, когда упомянутые вирши остаются внутри корпорации, принося искреннее удовольствие и авторам, и тем, кому их посвятили... А другое — когда за безвкусные поделки дерут с покупателей деньги. И еще грустнее — когда эти поделки как бы представляют образ страны.

    Недавно мы встретились в путешествии по Беларуси со знаменитой могилевской мастерицей по соломоплетению, о которой написано множество статей, чьи произведения находятся в музеях... Сейчас она уже плохо видит, на пенсии... Но до сих пор с горечью вспоминает, как ее песочили на производственных собраниях за то, что усложняет свои произведения, а ведь надо попроще, на поток!

    Нет, и сегодня есть много прекрасных мастеров, но их работы все больше уходят в область хэнд–мэйд — искусства дорогого, элитарного.

    А что на прилавке для туристов? Недавно побывали мы на «Дударскiм фэсце» в Дудутках. Все было здорово. Хотя и небесплатно. И самодельные сыры, и действующая кузница, и, конечно, сам фест...

    А вот и «город мастеров»... Перед входом в мастерскую висит изделие. Называется «Неразлучники». Две тряпичные фигуры, изображающие условных мужчину и женщину, надеты на одну жердь, протянутую через их рукава. Я понимаю, что это имитирует традиционный оберег... Но в таком виде — фигуры огромные, тряпки яркие — выглядит жутковато и глуповато. Посетители похихикивают: за что болезных на кол посадили? Но это еще ничего... А на прилавках — ежики в тумане, бабки–ежки, домовые, а вот что–то напоминающее буддистского божка... И продавцы заманивают: это талисман для притягивания денег! И эта глиняная раскоряка — чтобы деньги водились! И это лупоглазое нечто — на богатство!

    Впрочем, в «городе мастеров» по определению можно найти что–то аутентичное, я не удержалась, купила себе очередную фенечку — кожаную, с тисненым национальным орнаментом. Прекрасные сувениры — со смыслом и вкусом — недавно покупала в киосках музеев, Национального художественного и исторического. А вот если походить по городским магазинам, можно найти закладки из бересты «Траецкае прадмесце», сделанные в России, и сувенирную Национальную библиотеку Беларуси, произведенную... в Китае.

    Специалисты говорят — проблема, что нет у нас «промыслов», нет «кустаря»... Фабричные глиняные свистки и льняные куклы все равно получаются типичными. Стандартными... Как признался один журналист из Латвии: «На магнитах, привезенных из Беларуси, — краснощекие худые девки из соломы, из глины, в льняных платьях, с коромыслами, ложками, ведрами и одна — с собачкой. Таких у вас в Гродно, Пинске, Полоцке, Гомеле и везде, где мы были, море самых разных».

    Ну и еще проблема — незнание собственных традиций и истории. В повести писателя Владимира Липского «Мiлаградскi конiк» городские дети, приехав в деревню Милограды, узнают, что рядом — древнее городище еще V века до нашей эры, где найдена глиняная игрушка, так называемый «Мiлаградскi конiк». В конце повести школьник пишет письмо министру, предлагая построить на месте древнего поселения городок для туристов и среди прочего выпускать милоградских коньков. Ибо, как в Египте «кожны егiпцёнак ведае пра Нiл, пiрамiды, фараонаў, фiгуры сфiнксаў, царыцы Неферцiцi», так и белорусские школьники должны узнавать на уровне символа слуцкие пояса, Барбару Радзивилл, картины Язэпа Дроздовича и Алены Киш, полоцкий Софийский собор и Несвижский замок, автопортрет Скорины и соломенного «паука»... Да много еще чего. И тогда исчезнет спрос на уродливый горшочек «для притягивания денег» и безликую деву с коромыслом.

    rubleuskaja@sb.by

    Советская Белоруссия № 103 (24733). Среда, 3 июня 2015

    Автор: Людмила РУБЛЕВСКАЯСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)