29 Марта, 2024 Пятница

Куклы с характером. Своими произведениями гомельчанка покоряет престижные выставки

  • 26 октября 2015 Культура Русский 0

    Екатерина Минакова по образованию архитектор. Работает в проектной организации. Ещё в душе она немножко художник, дизайнер и декоратор. Три года назад Катя открыла для себя новый вид творчества, который её полностью захватил. За это время она создала больше ста авторских кукол. Причём уровень мастерства этой девушки такой, что её куклы путешествуют по миру — участвуют в престижных европейских выставках, многие куплены в частные коллекции. Сама Катя такой успех объясняет поддержкой любящей семьи. Дома всё располагает к творче­ству. А главное, не даёт покоя «маминым куколкам» четырёхлетняя дочь Лиза.

     КУКЛЫ БАРБИ И КУКЛЫ КАТИ

    О нестандартном творческом мышлении Екатерины Минаковой говорит даже обстановка в кварти­ре. Открываешь дверь — и из подъ­езда обычной хрущёвки попадаешь в маленький уютный домик Алисы в Стране Чудес.

    «Обставить кварти­ру мне помог отец. Он тоже творческая личность — делает своими руками де­ревянную мебель. Было так: я нарисова­ла эскизы, а папа воплотил их в жизнь. Мама занимается садоводством. У неё великолепный сад с редкими растения­ми. Это её творческое поле деятельно­сти. Ну а муж увлекается фотографией. Вот откуда, наверное, все мои талан­ты, — говорит с улыбкой Катя».

    «Свою первую куклу я сделала два года назад. Однажды случайно наткнулась на фото авторских кукол в Интернете, не знаю даже, чьи они были, но я загорелась. А что если мне тоже попробовать? Тогда я была в декрете — свободного време­ни много. Конечно, дочка стала неволь­ным «идейным вдохновителем». Я про­водила много времени в поисках подхо­дящих для неё игрушек. Штампованные магазинные варианты меня как творче­ского человека абсолютно не привле­кали. А вульгарно накрашенные бар­би вообще вызывали отвращение. Де­тей с младенчества нужно приучать к правильным вещам, которые воспита­ют в них индивидуальность. И я твёр­до решила, что моя Лиза должна расти в окружении милых игрушек с добры­ми глазами и улыбкой».

    «Конечно, игрушки из магазина в до­ме периодически появляются. Дарят родственники. Ну что же поделаешь с этими бабушками, которые хотят поба­ловать любимую внучку (смеётся). И всё-таки Лиза больше любит играть с моими куклами. Пусть они недоделаны, без волос, без наряда, но она их стащит тайком и с такой любовью обнимает! Малышка придумывает им по-детски непосредственные имена. Например, Шнёба, Зюзя… Для меня как для мамы это очень трогательно».

    «Тем куклам, которые делаю для вы­ставок, я даю имена сама. Скорее, да­же не отдельным куклам, а всей ком­позиции. Например, у меня есть кук­ла Эмма. А вся композиция называется «Верные спутники Эммы». В этой ра­боте присутствуют музыкальные моти­вы, в руках у моих героев — музыкаль­ные инструменты».

    НЕДЕТСКАЯ СКАЗКА ПРО АЛИСУ

    Идей для создания новых кукол у Кати много. Её вдохновляют герои любимых произведений, музыка, да­же сериалы:

    «Первую куклу я пошила из ткани. Очень долго над ней корпе­ла — больше двух недель. Причём ши­ла дни напролёт. Мне очень нравится Восток с его пышными дворцами, жен­щинами, их нарядами. Тогда я как раз смотрела сериал «Великолепный век», главная героиня Хюррем и стала прооб­разом куклы. К сожалению, первая кук­ла не сохранилась. Я дала её поиграть дочке. А Лиза была ещё совсем малень­кая, поэтому порвала её».

    Катины куклы просто поражают воображение продуманностью дета­лей. Кажется, что каждый, даже са­мый мельчайший аксессуар, на сво­ём месте и дополняет композицию:

    «В нашей работе высочайшей степе­нью мастерства считается, когда ты сам создаёшь куклу от начала и до кон­ца — то есть не используешь уже гото­вые элементы. Не всегда это, конечно, удаётся. Прибегаю и к готовым изде­лиям, которые покупаю в специальных интернет-магазинах и на выставках. Бы­вает, что-то очень нужно для работы, а достать это не получается. Поэтому свои любимые образы всегда держу в голове и для них стараюсь что-нибудь прихватить».

    Недавно Катя стала лепить кукол из самозатвердевающей глины. Это сложнее, чем шить. Но зато именно в таких куклах можно максималь­но проявить себя как художника:

    «Я не люблю вылизанную красоту, внешнюю идеальность, для меня важно, чтобы был характер. Каждой своей ку­кле я стараюсь придать харизму, чтобы она вызывала эмоции, кого-то застав­ляла взгрустнуть, а кого-то — улыб­нуться. Создавала настроение. Это, на мой взгляд, гораздо важнее идеальной техники».

    У Кати есть серия кукол, которых объединяет тема джаза. Это Мистер Фог, в переводе — пижон, Коротыш­ка Челлоу — то есть виолончель. А ещё — большая коллекция кукол под общим названием «Алиса в Стране Чудес». Посвящена она одноименной книге Льюиса Кэрролла:

    «Год назад в библиотеке Герцена, где тогда проходи­ла моя выставка, готовились к библио­ночи в стиле «Алисы» и предложили мне в ней поучаствовать. Так появилась эта композиция. Сейчас она находится в салоне авторских кукол в Москве на Тишинской площади.

    «Алиса…» — это очень сложное про­изведение, хоть и считается детской сказкой. Дочери я его ещё не читала. Не уверена, что и сама уже созрела для этого. Но оно даёт просто безгранич­ное поле для фантазии. Так что твор­ческие люди никогда не устанут подни­мать эту тему. Думаю, Алиса и её спут­ники — моё самое удачное творение. Но впереди ещё много серьёзной рабо­ты. Планирую создать серию кукол в стиле соцреализма. Но пока все карты раскрывать не буду. Как любой творче­ский человек, я немножко суеверна».

    ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫМ СТРАШНО

    В Беларуси уже сложилась своя школа куклы. В Минске каждый год проходит международная выстав­ка «Панна DOLL’я», где у участни­ков очень высокий уровень:

    «У ку­кольников своя тусовка. Это неповто­римая творческая среда. Я много об­щаюсь с мастерами из Гомеля. И зна­ете, кто они? Многодетные мамы, ко­торые успевают работать, смотреть за детьми и создавать удивительные вещи своими руками! Мы собираемся на ули­це Труда в магазине «Терракот», прово­дим мастер-классы для гомельчан. На них приходят даже женщины в возрас­те. Но не все люди умеют окружать себя авторскими предметами, многие пред­почитают не заморачиваться, а просто купить «картину» на рынке».

    «У меня однажды заказали портрет­ную куклу. Такой оригинальный пода­рок решили сделать родители на день рождения сыну. Это очень сложная ра­бота. Нужно понять человека, уловить его повадки, характерные черты. И это только на основании нескольких фото. Тот молодой человек, например, серьёз­но увлекался футболом, поэтому я сде­лала его куклу в образе футболиста. По­дарок ему понравился».

    «А есть люди, которые не могут дер­жать у себя дома такую куклу, особен­но свой «портрет». Им тогда становит­ся неуютно. Наверное, это оттого, что авторская кукла живёт. В ней есть энер­гия, которую придаёт создатель, и кото­рую можно почувствовать. Что-то ми­стическое. Особенно если ты остаёшь­ся с куклами наедине. Дети верят, что игрушки ночью оживают, и эта вера в подсознании сохраняется и у взрослых людей».

    Многие куклы Екатерины Мина­ковой распроданы и находятся в част­ных коллекциях. Тем не менее Катя не собирается на куклах серьёзно за­рабатывать:

    «Я не коммерсант, я за­нимаюсь творчеством, оно для души. А то, что ставится на поток, использу­ется для зарабатывания денег, это уже не искусство».

    БАБУШКИН СУНДУК

    Ещё Катя уверена, что все совре­менные женщины могут создавать своими руками качественные вещи для дома:

    «Мы, женщины, постепен­но возвращаемся к своим корням. Со­временные девушки сплошь и рядом за­нимаются ручным трудом. Я имею в ви­ду не домашнюю работу — стирку, го­товку, уборку, а прикладное творчество. Скрапбукинг, декупаж — только слова заграничные, а смысл наш, исконно бе­лорусский. Наши бабушки и прабабуш­ки вели семейные альбомы, сами сучи­ли пряжу и шили одежду, вышивали, мастерили украшения… А обрядовая кукла, кукла-оберег — это вообще не­отъемлемый элемент нашей культуры! Генная память — сильная вещь».

    «Мне бабушка много рассказывала про то, как она в деревне обустраива­ла домашний быт. У них был полный цикл производства одежды — от выра­щивания льна до пошива. И всё умели. Причём делали очень качественно, са­мобытно. Я до сих пор храню в сунду­ке бабушкины вещи. Люблю их, отно­шусь к ним трепетно и ими тоже вдох­новляюсь».

    Автор: Елена Чернобаева, фото Марии АмелинойСоветский район

Комментарии (0)