Екатерина Минакова по образованию архитектор. Работает в проектной организации. Ещё в душе она немножко художник, дизайнер и декоратор. Три года назад Катя открыла для себя новый вид творчества, который её полностью захватил. За это время она создала больше ста авторских кукол. Причём уровень мастерства этой девушки такой, что её куклы путешествуют по миру — участвуют в престижных европейских выставках, многие куплены в частные коллекции. Сама Катя такой успех объясняет поддержкой любящей семьи. Дома всё располагает к творчеству. А главное, не даёт покоя «маминым куколкам» четырёхлетняя дочь Лиза.
КУКЛЫ БАРБИ И КУКЛЫ КАТИ
О нестандартном творческом мышлении Екатерины Минаковой говорит даже обстановка в квартире. Открываешь дверь — и из подъезда обычной хрущёвки попадаешь в маленький уютный домик Алисы в Стране Чудес.
«Обставить квартиру мне помог отец. Он тоже творческая личность — делает своими руками деревянную мебель. Было так: я нарисовала эскизы, а папа воплотил их в жизнь. Мама занимается садоводством. У неё великолепный сад с редкими растениями. Это её творческое поле деятельности. Ну а муж увлекается фотографией. Вот откуда, наверное, все мои таланты, — говорит с улыбкой Катя».
«Свою первую куклу я сделала два года назад. Однажды случайно наткнулась на фото авторских кукол в Интернете, не знаю даже, чьи они были, но я загорелась. А что если мне тоже попробовать? Тогда я была в декрете — свободного времени много. Конечно, дочка стала невольным «идейным вдохновителем». Я проводила много времени в поисках подходящих для неё игрушек. Штампованные магазинные варианты меня как творческого человека абсолютно не привлекали. А вульгарно накрашенные барби вообще вызывали отвращение. Детей с младенчества нужно приучать к правильным вещам, которые воспитают в них индивидуальность. И я твёрдо решила, что моя Лиза должна расти в окружении милых игрушек с добрыми глазами и улыбкой».
«Конечно, игрушки из магазина в доме периодически появляются. Дарят родственники. Ну что же поделаешь с этими бабушками, которые хотят побаловать любимую внучку (смеётся). И всё-таки Лиза больше любит играть с моими куклами. Пусть они недоделаны, без волос, без наряда, но она их стащит тайком и с такой любовью обнимает! Малышка придумывает им по-детски непосредственные имена. Например, Шнёба, Зюзя… Для меня как для мамы это очень трогательно».
«Тем куклам, которые делаю для выставок, я даю имена сама. Скорее, даже не отдельным куклам, а всей композиции. Например, у меня есть кукла Эмма. А вся композиция называется «Верные спутники Эммы». В этой работе присутствуют музыкальные мотивы, в руках у моих героев — музыкальные инструменты».
НЕДЕТСКАЯ СКАЗКА ПРО АЛИСУ
Идей для создания новых кукол у Кати много. Её вдохновляют герои любимых произведений, музыка, даже сериалы:
«Первую куклу я пошила из ткани. Очень долго над ней корпела — больше двух недель. Причём шила дни напролёт. Мне очень нравится Восток с его пышными дворцами, женщинами, их нарядами. Тогда я как раз смотрела сериал «Великолепный век», главная героиня Хюррем и стала прообразом куклы. К сожалению, первая кукла не сохранилась. Я дала её поиграть дочке. А Лиза была ещё совсем маленькая, поэтому порвала её».
Катины куклы просто поражают воображение продуманностью деталей. Кажется, что каждый, даже самый мельчайший аксессуар, на своём месте и дополняет композицию:
«В нашей работе высочайшей степенью мастерства считается, когда ты сам создаёшь куклу от начала и до конца — то есть не используешь уже готовые элементы. Не всегда это, конечно, удаётся. Прибегаю и к готовым изделиям, которые покупаю в специальных интернет-магазинах и на выставках. Бывает, что-то очень нужно для работы, а достать это не получается. Поэтому свои любимые образы всегда держу в голове и для них стараюсь что-нибудь прихватить».
Недавно Катя стала лепить кукол из самозатвердевающей глины. Это сложнее, чем шить. Но зато именно в таких куклах можно максимально проявить себя как художника:
«Я не люблю вылизанную красоту, внешнюю идеальность, для меня важно, чтобы был характер. Каждой своей кукле я стараюсь придать харизму, чтобы она вызывала эмоции, кого-то заставляла взгрустнуть, а кого-то — улыбнуться. Создавала настроение. Это, на мой взгляд, гораздо важнее идеальной техники».
У Кати есть серия кукол, которых объединяет тема джаза. Это Мистер Фог, в переводе — пижон, Коротышка Челлоу — то есть виолончель. А ещё — большая коллекция кукол под общим названием «Алиса в Стране Чудес». Посвящена она одноименной книге Льюиса Кэрролла:
«Год назад в библиотеке Герцена, где тогда проходила моя выставка, готовились к библионочи в стиле «Алисы» и предложили мне в ней поучаствовать. Так появилась эта композиция. Сейчас она находится в салоне авторских кукол в Москве на Тишинской площади.
«Алиса…» — это очень сложное произведение, хоть и считается детской сказкой. Дочери я его ещё не читала. Не уверена, что и сама уже созрела для этого. Но оно даёт просто безграничное поле для фантазии. Так что творческие люди никогда не устанут поднимать эту тему. Думаю, Алиса и её спутники — моё самое удачное творение. Но впереди ещё много серьёзной работы. Планирую создать серию кукол в стиле соцреализма. Но пока все карты раскрывать не буду. Как любой творческий человек, я немножко суеверна».
ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫМ СТРАШНО
В Беларуси уже сложилась своя школа куклы. В Минске каждый год проходит международная выставка «Панна DOLL’я», где у участников очень высокий уровень:
«У кукольников своя тусовка. Это неповторимая творческая среда. Я много общаюсь с мастерами из Гомеля. И знаете, кто они? Многодетные мамы, которые успевают работать, смотреть за детьми и создавать удивительные вещи своими руками! Мы собираемся на улице Труда в магазине «Терракот», проводим мастер-классы для гомельчан. На них приходят даже женщины в возрасте. Но не все люди умеют окружать себя авторскими предметами, многие предпочитают не заморачиваться, а просто купить «картину» на рынке».
«У меня однажды заказали портретную куклу. Такой оригинальный подарок решили сделать родители на день рождения сыну. Это очень сложная работа. Нужно понять человека, уловить его повадки, характерные черты. И это только на основании нескольких фото. Тот молодой человек, например, серьёзно увлекался футболом, поэтому я сделала его куклу в образе футболиста. Подарок ему понравился».
«А есть люди, которые не могут держать у себя дома такую куклу, особенно свой «портрет». Им тогда становится неуютно. Наверное, это оттого, что авторская кукла живёт. В ней есть энергия, которую придаёт создатель, и которую можно почувствовать. Что-то мистическое. Особенно если ты остаёшься с куклами наедине. Дети верят, что игрушки ночью оживают, и эта вера в подсознании сохраняется и у взрослых людей».
Многие куклы Екатерины Минаковой распроданы и находятся в частных коллекциях. Тем не менее Катя не собирается на куклах серьёзно зарабатывать:
«Я не коммерсант, я занимаюсь творчеством, оно для души. А то, что ставится на поток, используется для зарабатывания денег, это уже не искусство».
БАБУШКИН СУНДУК
Ещё Катя уверена, что все современные женщины могут создавать своими руками качественные вещи для дома:
«Мы, женщины, постепенно возвращаемся к своим корням. Современные девушки сплошь и рядом занимаются ручным трудом. Я имею в виду не домашнюю работу — стирку, готовку, уборку, а прикладное творчество. Скрапбукинг, декупаж — только слова заграничные, а смысл наш, исконно белорусский. Наши бабушки и прабабушки вели семейные альбомы, сами сучили пряжу и шили одежду, вышивали, мастерили украшения… А обрядовая кукла, кукла-оберег — это вообще неотъемлемый элемент нашей культуры! Генная память — сильная вещь».
«Мне бабушка много рассказывала про то, как она в деревне обустраивала домашний быт. У них был полный цикл производства одежды — от выращивания льна до пошива. И всё умели. Причём делали очень качественно, самобытно. Я до сих пор храню в сундуке бабушкины вещи. Люблю их, отношусь к ним трепетно и ими тоже вдохновляюсь».
Комментарии (0)