Это произошло в четверг, 1 января 1976 года. По первой программе ТВ с 17.45 до 21.00 прошел первый показ новой комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Назавтра, придя на работу, женщины всего Советского Союза принялись яростно спорить, кто лучше, Женя или Ипполит, и будет ли счастлива Надя. Споры закончились только в 2007-м, когда режиссер Тимур Бекмамбетов огласил собственный приговор в ленте «Ирония судьбы. Продолжение». Впрочем, закончились ли? Мается былое в темноте… Все еще мается…
Среди сонма снимаемых фильмов случаются ленты мистические и магические. Их невозможно спрогнозировать, как невозможно загодя знать, что в семье родится гений. Теперь, задним числом, мы знаем, что бешеный, до изнеможения, успех «Иронии судьбы» сдетонирован отношениями Эльдара Рязанова и Нины Скуйбиной.
…У великого киносказочника Рязанова было три жены — Зоя, Нина и Эмма. По свидетельству друзей и коллег, боготворил он только Нину. Это была его Мудрость. На съемках Нина интеллигентно утихомиривала вспыльчивого режиссера: «Элик, не кричи». Нина — муза лучших рязановских лент: «Ирония судьбы…», «Служебный роман», «Гараж», «Жестокий романс», «Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для
флейты».
Их любовь началась в конце 1960-х. Один из редакторов «Мосфильма», Нина Григорьевна Скуйбина, похоронив любимого мужа, известного режиссера, больше не надеялась на счастье. А оно пришло в виде Эльдара Александровича с его взрывным характером и безмерной теплотой, которой он отогрел Нину. Эта любовь зрелых людей, притяжение их сердец, родство душ — суть «Иронии судьбы…». Нина и Эльдар — Надя и Женя. Одной ночи вполне достаточно для того, чтобы увидеть, где эрзац-невеста, а где подлинник. Первая жена Рязанова Зоя Фомина была очень достойной женщиной, они вместе учились, Фомина работала режиссером документального кино. Но… Рязанов ушел от Зои, взяв с собой только любимые книги.
Он дышал своей Ниной, писал ей стихи: «Когда я просто на тебя смотрю, То за тебя судьбу благодарю. Когда твоя рука в моей руке, То все плохое где-то вдалеке…»
Чтобы громко, на всю страну признаться в любви, режиссер снял фильм, абсолютно не похожий на предыдущие ленты. По большому счету, Рязанов сделал его для Нины с ее тонким литературным вкусом. Отсюда все странности этого фильма. Для комедии он тягуч. Какие-то длинные проходы героя Ширвиндта в начале, долгое возвращение героя Мягкова в финале, не всегда веселые песни в середине. Рязанов хорошо
усвоил: «Элик, не кричи». О любви говорят шепотом. Как молитва и как заклинание — совершенно неожиданное чтение в фильме трагического стихотворения Александра Кочеткова «С любимыми не расставайтесь».
История этого стихотворения стоит того, чтобы ее рассказать. В 1932 году поэт и переводчик Александр Кочетков с женой отдыхали у родственников на юге. Муж собрался ехать в Москву, но обоим было так хорошо, что поездку отложили. А поезд потерпел крушение… Это потрясающее событие натолкнуло Кочеткова на написание «Баллады о прокуренном вагоне». Балладу почему-то никто не печатал, и она ходила в списках, причем в годы войны цензоры видели ее в солдатских письмах. Кочетков умер в 1953-м, а в 1966-м баллада наконец была опубликована, попалась на глаза Рязанову. Он вставил ее в фильм, и теперь она известна как стихотворение «С любимыми не расставайтесь».
«Как больно, милая, как странно, Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, Как больно, милая, как странно Раздваиваться под пилой. Не зарастет на сердце рана, Прольется чистыми слезами. Не зарастет на сердце рана — Прольется пламенной смолой…» Это, несомненно, было нехорошее предчувствие. Им пронизана «Ирония…». В фильме счастье все время висит на волоске. Зритель хочет, чтобы Женя и Надя были вместе, и не верит в это. Рязанов, несомненно, был очень чутким человеком, он предвидел смерть своей Нины. А может, мистика еще и в том, что судьба автора и судьба его произведения очень часто накладываются друг на друга? В 1994 году после мучительной борьбы с онкозаболеванием Нина Скуйбина-Рязанова умерла. Эльдар Рязанов снял еще пять фильмов, еще раз женился, но до творческих высот, дарованных ему большой любовью, уже не поднялся. Топливо закончилось…
Уходящий год унес немало людей больших, ярких, уникальных — это Елена Образцова, Валентин Распутин, Гюнтер Грасс, Майя Плисецкая, Джуна… Особая утрата — народный артист СССР Эльдар Рязанов. Скоро — 40 дней.
* Самый первый показ этой новогодней истории прошел в ГДР — спектакль по пьесе Э. Рязанова и Э. Брагинского «С легким паром!» (1969 год). Немецкий режиссер пригласил на главную роль француженку. Когда его спросили почему, он ответил вопросом на вопрос: «Кто же в немку за одну ночь влюбится?»
n Режиссер Коренев, готовясь к съемкам сериала «Большая перемена», уже почти утвердил на главную роль Андрея Мягкова, актера театра «Современник». Но Андрей поставил условие: занять в сериале его жену Анастасию Вознесенскую. Сделка не состоялась, и Нестора Петровича сыграл Михаил Кононов. История имела продолжение: Наталья Коренева, жена режиссера, которая работала на «Мосфильме» ассистентом по актерам, увидев, как мучается Рязанов в поиске типажа Жени Лукашина, выбирая между Любшиным и Мироновым, привела к нему Мягкова и сумела убедить: это то, что надо.
* Шестеро получили Госпремию СССР: режиссер Э. Рязанов, сценарист Э. Брагинский, оператор В. Нахабцев, композитор М. Таривердиев, актеры Б. Брыльска и А. Мягков. А спустя несколько лет фильм попал под гриф «запрещенные»: шла борьба с алкоголизмом.
* В ленте очень много милых ляпов. Лукашин выбрасывает в окно фотографию Ипполита — Юрия Яковлева, а Надя поднимает из снега фото Олега Басилашвили, который должен был играть ревнивца. Его готовили на роль, но актер отказался по семейным обстоятельствам. Критикуется типовое строительство, а съемки проходят в нетиповом экспериментальном доме на проспекте Вернадского — таких домов в Москве было всего три. Таксист, который везет Надю на вокзал, то блондин, то брюнет. Телефон в квартире Нади тоже то и дело меняет цвет. Сам телефон — нонсенс, так как новоселам их не устанавливали. Путаница с самолетом, в котором летит пьяный Лукашин: то это Ил-62, то Ту-134. Если присмотреться к табличке, которая висит возле лифта в ленинградском доме Нади, там московские координаты. Правильно: съемки шли в Москве, табличку забыли поменять.
* Снег в большинстве кадров не настоящий. Снимали в марте. Нарезали белой бумаги, включили ветродуй… Дворники потом долго ругались, очищая от бумажной «метели» территорию.
* Алла Пугачева, поющая за Барбару Брыльску, попала в фильм благодаря композитору Микаэлу Таривердиеву. Певице было 26 лет, она только-только спела «Арлекино». Начинающая звезда не привередничала. На каждую из четырех женских песен делали по 30 (!) дублей. За целый день писали по одному романсу. «Какая в Пугачевой была тонкость, нежность и ранимость. И как жаль, что все это ушло», — сетовал потом Таривердиев. К слову, в титрах нет упоминания Пугачевой.
* Купить шампанское 31 декабря, как герой Ширвиндта, в 1970-1980-х было нереально — шампанским запасались еще осенью. Апельсины-мандарины доставали по блату. Поймать такси в новогоднюю ночь? Фантастика! Зато сейчас стало фантастичным сесть в самолет без паспорта и пьяным.
Комментарии (0)