О своих воспитанниках бессменный руководитель Школы молодого литератора Нина Шклярова может говорить часами. Кто-то сейчас работает врачом, кто-то — журналистом, кто-то — слесарем на заводе, другие, как Алесь Плотка и Алесь Барановский, уехали в столицу и делают там карьеру писателей. А талантливая поэтесса Мария Малиновская учится в Санкт-Петербурге и подаёт очень большие творческие надежды. Все они поддерживают связь с гомельским литобъединением, где когда-то делали первые робкие шаги в литературу.
50 КНИГ ЗА ДЕВЯТЬ ЛЕТ
— В 2007 году у меня появилась идея организовать работу с начинающими поэтами и писателями, поделилась ей на съезде белорусских писателей, меня поддержали. Кружок организовали на базе Славянской библиотеки, где занимаемся и поныне. Три года объединение работало на общественных началах. А потом, когда появилось больше воспитанников и мы начали выпускать свои книги, официально было оформлено при Гомельском областном Дворце творчества детей и молодёжи. Со своими ребятами я провожу творческие вечера, семинары, поэтические поединки (слэмы), презентации, экскурсии. И конечно же индивидуальные занятия. Работаем над каждой строчкой. И стараемся, чтобы результаты наших трудов воплощались в книгах. Это стихи, проза и переводы… Есть и фентези. Например, «Час дракона» Сергея Привалова на русском и белорусском языках, а также роман Марины Соломиной «Лилит, или Камень создателя». Кстати, Марина уже организовала здесь же, на базе Славянской библиотеки, собственный Клуб творческой молодёжи. Там у неё собираются не только литераторы, а и музыканты, художники, другие творческие люди, — рассказывает Нина Никифоровна.
Выпускать книги Школе молодого литератора помогает минское издательство «Ковчег», которое делает хорошие скидки. Но вся подготовка — от вычитки до иллюстраций — за счёт собственных сил объединения. Правда, тиражи книг настолько малы, что сразу же расходятся среди родственников и знакомых. По несколько экземпляров молодые авторы обязательно дарят гомельским библиотекам. Для наглядности Нина Шклярова демонстрирует яркую книгу в твёрдом переплёте. Называется она «Палитра звука».
— Эти стихи написала Алла Белькова, а иллюстрации сделал её 14-летний сын Михаил. Между собой молодые литераторы даже прозвали его маленьким Шагалом. Тираж у этой книги 315 экземпляров, напечатана в минском издательстве «Книгосбор». Без спонсора вряд ли бы она смогла выйти в свет. Спасибо людям, которые неравнодушны к молодым талантам и помогают им по мере возможности. Среди них поэт Иван Бисев, основатель серии «АS», — посвящает в трудности книгоиздательства Нина Шклярова.
Школа, к слову, учредила две книжные серии. Помимо «Библиотечки «Школа молодого литератора», куда попадают творческие дебюты любых жанров, серия «АS» предназначена только для самых опытных и талантливых поэтов, у кого в копилке уже есть победы в литературных конкурсах — местных, республиканских и даже международных. Как у Маши Малиновской, которая привезла в 2011 году награду с Международного фестиваля русской поэзии и культуры, что проходил в Лондоне. Её первая книга поэзии «Луны Печали» вышла в 2009 году именно в Гомеле. Теперь Маша учится в Санкт- Петербурге и покоряет российский литературный Олимп. Уже успела выпустить там несколько поэтических сборников. Всего же гомельская Школа молодого литератора с 2007 года выпустила больше 50 книг начинающих авторов.
«ВОССТАНИЕ» ПРОТИВ ПРАВОК
Сейчас в литобъединении занимаются 35 детей. Но желающих намного больше. Так что некоторым приходится отказывать.
— Одна девочка, которую привела мама, позанималась месяц и сказала, что будет ходить в модельную студию, а поэзия ей больше неинтересна. Поэтому стараемся брать ребят с 14 лет, которые сами хотят писать, а не следуют за желанием своих родителей. Замечательно, если приходят дети, у которых уже есть опубликованные в журналах произведения. Так что в Школе в основном собираются очень мотивированные подростки. Потом они строят карьеру писателей, журналистов, историков. Хотя есть и примеры, когда пишут люди по профессии от литературы далёкие. Например, одна из моих воспитанниц учится в медицинском университете и собирается стать врачом. Это тоже абсолютно нормально, ведь в наши дни на писательстве много не заработаешь, — считает Нина Никифоровна. Своим воспитанникам она старается привить литературный вкус, дать понимание, что такое работа над строкой, редактирование, компоновка рукописи по разделам, подготовка её к печати.
— Бывает, что в стихах есть образность, глубокое внутреннее содержание, а рифма хромает. Это можно поправить. А вот когда нет чувства и внутренней энергетики, тогда и рифма не поможет, — делится своими наблюдениями опытный педагог.
Подростков в Школу молодого литератора, по словам Нины Никифоровны, привлекает не возможность оттачивать своё перо, а скорее желание выпустить собственную книгу. Иногда даже доходит до конфликтов, когда молодые и амбициозные авторы восстают против правок. Но это лишь поначалу. В процессе приходит понимание, что литературное произведение — это не только воплощение таланта, а и изрядная доля труда, опыта и усердия.
— В 13-14 лет наше поколение писало стихи о маме, о природе, о дружбе. Сейчас всё меньше таких детей. Современные подростки сразу хотят показать, что они уже взрослые поэты (улыбается). Они пишут о чувствах между мужчиной и женщиной, пытаются писать философскую лирику, использовать неклассические стихотворные размеры, приёмы. У кого-то это получается. Но, знаете, поэт должен пройти и через наивные стихи о природе, в этом прелесть юности. А в природе самой по себе много поэзии, — размышляет Нина Шклярова.
МОЛОДЁЖЬ И КРЕСТЬЯНСКИЕ ПОЭТЫ
В Школе молодого литератора можно заниматься до 31 года. Для тех, кто старше, в Гомеле есть другое литобъединение — «Пралеска», которое ведёт писатель Ева Дудорга. Но молодёжь всё же помогает подготовить к выпуску книги старшим коллегам по творческому цеху, если они доверяют свою рукопись молодым. Особенно те, кто всю жизнь работал и писал в стол. Есть и такие, кто поздно открыл в себе литературные таланты. Часто — по выходе на пенсию. Кстати, к сведению всех, кто пишет: в библиотеке можно заказать редактирование любой рукописи и подготовку её к печати.
— Пришёл однажды к нам поэт Иван Титоренко с тетрадями, исписанными стихами… Живёт в деревне Круговец Добрушского района, работал в местном колхозе слесарем, сейчас на пенсии, является автором уже 11 книг. Его приняли в Союз писателей. И мы в этом процессе участвовали. Иван Иванович — частый гость на наших мероприятиях. Детям с ним интересно общаться. Как-то после очередной презентации один из моих воспитанников провожал его и надолго задержался… Когда я спросила, где он был, в ответ услышала: «Разговаривал с Титоренко, с ним так интересно! Нина Никифоровна, я думал, они уже давно вымерли, эти крестьянские поэты. А они, оказывается, ещё есть!». Представьте себе, односельчане новые стихи Ивана Титоренко с нетерпением ждут. Это, наверное, единственный поэт, чьи книги раскупают ещё до выхода из печати, — делится напоследок историей Нина Шклярова.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Сейчас в Школе молодого литератора разрабатывается инновационная программа, которая позволит её воспитанникам получать специальный сертификат, где будет указано, что они освоили дополнительную профессию. Программа рассчитана на четыре года обучения, и её ещё должны утвердить в Министерстве образования. Если это случится, документ позволит «выпускникам» Школы поступать дальше по специальностям, связанным с писательским трудом, а также устраиваться на соответствующую работу.
Комментарии (0)