19 Апреля, 2024 Пятница

Творчество и коммерция. В Беларуси появилась гильдия мастеров и ремесленников

  • 08 июня 2016 Культура Русский 0

    В ноябре прошлого года бы­ло создано ОО «Белорусская гильдия мастеров и ремеслен­ников». Штаб-квартира обще­ственного объединения нахо­дится в Гомеле, а не в Минске, к чему все привыкли. Поэтому нам не составило труда встре­титься с создателем и предсе­дателем гильдии Светланой Гаврильчик.

    — Светлана Владимиров­на, первый вопрос традици­онный — для чего? Ведь об­ходились же как-то до сих пор наши ремесленники и без соб­ственного объединения.

    — В том и дело, что «как- то», а потому чаще всего неэф­фективно. Если говорить в об­щем, то на создание гильдии нас подвигла сама жизнь. Если же конкретизировать, то идея, долгое время буквально витав­шая в воздухе, получила своё практическое воплощение в июле 2015 года во время прове­дения в Минске «Арт-базара». Туда съехались ремесленники со всей страны. Тогда и было единодушно решено, что для участия в выставках, ярмар­ках и международных проек­тах, для организации и прове­дения мастер-классов и семи­наров, для информационной и правовой поддержки ремес­ленников нам необходимо соз­дать свою общественную орга­низацию. Ведь есть же союзы писателей, художников, компо­зиторов, журналистов — поче­му своего союза не может быть у нас, ведь мы тоже занимаем­ся творческой деятельностью?

    — А вы считаете ремеслен­ничество творчеством?

    — Ещё каким! Чтобы убе­диться в этом, достаточно озна­комиться с теми направления­ми, по которым мы уже сейчас работаем. Авторская кукла, ав­торский войлок, декоративно- прикладное искусство, народ­ные промыслы и ремёсла, мону­ментальное и современное ис­кусство, дизайн… А теперь от­ветьте мне: в каком из этих ви­дов деятельности можно обой­тись без воображения, фанта­зии, вдохновения? Всего то­го, что и подразумевает слово «творчество».

    — Действительно, труд­но…

    — Невозможно. На Гомель­щине есть много людей, спо­собных собственное видение мира воплотить во что-то ма­териальное. Например, у нас очень сильные кукольники. Это Тамара Богданова, Татьяна Тей­кина, Наталья Савенкова, Татья­на Громыко. А Марина Скидан? Её куклы пользуются огромной популярностью. Цена некото­рых из них доходит до несколь­ких тысяч евро. К сожалению, не многие наши соотечествен­ники могут позволить себе по­купку интерьерных, фарфоро­вых кукол по такой цене.

    — Так всё плохо?

    — Увы. Но благодаря этой ситуации у нас в последнее вре­мя бурно развивается изготов­ление народной куклы, так на­зываемой мотанки. Это целый пласт нашей общей славянской культуры, о котором до недавне­го времени мало что было известно широкой аудитории. Я, например, первый раз увидела мотанку в Киеве на междуна­родной выставке кукол «Мод­ная лялька». Признаться, даже слегка опешила. Изготавлива­ется кукла обязательно из бе­рёзового поленца и имеет мас­су предназначений. Скажем, на замужество. У такой куклы обязательно должен быть са­кральный крест. На кукле за­вязываются несколько галстуч­ков, при завязывании которых девица должна говорить, ка­ким она видит будущего мужа. Один галстучек — вниматель­ный, другой — заботливый, тре­тий — щедрый и так далее. Са­мое интересное, что в послед­нее время молодые девушки стали заказывать мастерам та­кие куклы. Что поделаешь, с на­стоящими мужчинами сегодня не очень…

    — И что, работает?

    — Говорят, да. Только при условии, что девушка при из­готовлении куклы или при её использовании очень будет ве­рить в свою мечту и тем самым передаст часть своей энергии кукле-мотанке.

    — Магия вуду какая-то.

    — Вуду нет, а магия есть. На­ша, славянская, нацеленная ис­ключительно на добро. Именно поэтому все такие куклы изго­тавливаются без иголки и нож­ниц. Чтобы не проткнуть мо­танку, в которую тогда может вселиться злой дух. По этой же причине на ней нет ни швов, ни складок. На лице такой куклы нет глаз и рта.

    Самое интересное, что наши славянские куклы помимо обря­довых традиций несли в себе и сугубо практичное значение. Например, мотанку-берегиню держали у входа в избу, чтобы злые люди долго в ней не задер­живались. Кукла-кострамушка, хранившаяся на видном месте, давала понять всем гостям, что хозяева озабочены продолжени­ем рода. Поэтому в таком доме лучше долго не гостить, у су­пругов есть дела поважнее по­сиделок. Как только жена бе­ременела, куклу переносили в спальню, и там она дожидалась появления потомства.

    Кроме мотанок, мы ста­раемся развивать изготовле­ние так называемых чердач­ных кукол, шарнирных, буду­арных, даже театральных. Для этого постоянно организуем мастер-классы, проводить ко­торые членам нашей гильдии гораздо проще, чем неоргани­зованным ремесленникам. Эти тренинги посещают и дети, и взрослые, даже пенсионеры. Те, кому до смерти надоел ки­тайский ширпотреб и кто же­лает создавать красоту свои­ми руками. Подчеркну, красо­ту, которая востребована у це­нителей, коих в странах сытой Европы не в пример больше, чем у нас.

    — Другими словами, гиль­дия оказывает помощь в реа­лизации изделий?

    — Это, если хотите, наша сверхзадача: попытаться со­единить, причём органично, творческое начало и коммер­цию. Что поделаешь, даже в ис­кусстве без оборотных средств сегодня никуда.

    Взять хотя бы авторский войлок. Из итальянского мери­носа делаются головные убо­ры. Очень хорошие вещи по­лучаются из новозеландского кардочёса. Эти расходные ма­териалы в Гомеле купить невоз­можно. В одиночку искать их и затратно, и хлопотно. Поэтому наша гильдия планирует заку­пать их оптом и затем предла­гать мастерам с минимальной надбавкой. Это будет удобно и не так дорого. Что, между про­чим, тоже немаловажно. Ска­жем, почему нам трудно кон­курировать с ремесленника­ми из Украины? Потому что у них много собственных расхо­дных материалов, в результа­те чего их изделия на порядок дешевле наших аналогов. Вот эту проблему мы в гильдии и хотим решить.

    Тем более что одежда из вой­лока сейчас набирает популяр­ность. И наши мастера в опре­делённой степени являются за­конодателями этой моды. Оль­га Котова, Элла Ковалёва, Кате­рина Конопляник, Александра Широкова — их модели неод­нократно участвовали в меж­дународных показах и занима­ли там призовые места. Я са­ма изготавливаю шляпки, есть девушка, которая занимается обувью. Ольга Котова из Мин­ска великолепно валяет пледы. Так что мастера у нас есть, и их надо, как сейчас принято гово­рить, продвигать.

    — Ваша гильдия объеди­няет мастеров и ремесленни­ков. В чём разница?

    — Разница в том, что ма­стер — это гораздо более высо­кая ступень творчества, это че­ловек, сумевший сделать себе имя. Причём не обязательно в ремесленничестве. Например, член нашей гильдии Светлана Колоскова-Чаплинская являет­ся художником. Причём пред­ставителем так называемой ин­туитивной живописи. Это ког­да создание картин основыва­ется на полном освобождении сознания. Для чего, разумеется, нужна необходимая психологи­ческая подготовка. Зато какие картины создаются, когда пи­шет человек, не обременённый бытовыми проблемами!

    Вирджиния Смирнова у нас считается настоящим мастером-организатором, про­фессионально занимается интернет-маркетингом. Орга­низация собственных и уча­стие в проводимых выставках и ярмарках, раскрутка наиболее ярких представителей нашей гильдии — всем этим занима­ется она. И, смею заметить, на достаточно высоком уровне.

    — Сколько всего членов в гильдии?

    — 55 человек, в основном минчане, гомельчане, умель­цы из Гродно, Барановичей, Орши. В июле я еду в Грод­но, где много интересных ма­стеров, которых мы очень хо­тим привлечь к сотрудниче­ству. Будем и там организовы­вать наши структурные подраз­деления. Руководящим же ор­ганом гильдии является съезд, который избирает председате­ля и членов центрального сове­та. Каждый отвечает за то на­правление деятельности, в ко­тором он является безуслов­ным лидером. К слову говоря, стать членом нашей организа­ции не так уж и просто. Ска­жем, в Санкт-Петербурге меж­дународная гильдия ремеслен­ников за 10 лет своего суще­ствования представлена все­го 77 мастерами. Чтобы стать членом гильдии, мало быть просто хорошим профессиона­лом — этим нужно жить. Я хо­чу создать не очередную массо­вую организацию, а собрать ко­манду единомышленников, где каждый понимал бы другого с полуслова. И, естественно, все жили бы общими интересами. Чтобы со временем люди зна­ли: если какое-то мероприятие, будь то выставка, ярмарка или мастер-класс, проводится под нашей эгидой, то это будет сде­лано на высочайшем органи­зационном и художественном уровне. Эдакий своеобразный знак качества. Так что требова­ния пока простые — высокий профессионализм, стремление совершенствоваться самому и обучать других. Плюс рекомен­дация одного из членов гиль­дии и вступительный взнос — три базовые величины.

    Автор: Александр Евсеенко, фото Вячеслава КоломийцаСоветский район

Комментарии (0)