28 Марта, 2024 Четверг

Как гомельские реставраторы спасают старинные предметы

  • 06 июля 2016 Культура Русский 0

    «Пожирает всё кругом: зверя, птицу, лес и дом. Сталь сгрызёт, железо сгложет, крепкий камень уничтожит. Власть его всего сильней даже власти королей…» Если вы читали Джона Толкиена, то легко отгадаете загадку. Конечно, это время. Беспощадное, стремительно мчащееся вперёд.  За годы, века, тысячелетия оно разрушает всё на своём пути, стирает историю, которую хранят в себе предметы культуры и искусства. Но есть и те, кто пытается сохранить, вырвать из цепких лап времени дорогие, а порой и бесценные вещи. Из забвения предметы возвращают  реставраторы.

     Масштабная подготовка

     В 2005 году в Гомельском дворцово-парковом ансамбле была создана служба реставраторов. Объектов, заслуживающих внимания, оказалось очень много, а вот площади для их размещения – мало. К тому же для такой особой работы необходимо специальное помещение: сухое, хорошо проветриваемое, с мощным освещением. В результате реставраторы переехали в здание по улице Кирова. В настоящее время именно здесь старинные предметы обретают свою вторую жизнь.

    В фондах музея дворцово-паркового ансамбля хранится огромное множество предметов, которые только и ждут своего часа – экспозиции. Перед тем, как представить объект на всеобщее обозрение, его, конечно же, нужно подготовить. Как и в каждой масштабной работе, всё начинается с плана. Он рассматривается реставрационным советом и комиссией, одобряется научными сотрудниками, после выделяются необходимые материалы. И только потом реставраторы Николай и Евгения Фей приступают к своему кропотливому и довольно длительному труду.

    Каждая вещь, попадающая в руки профессионалов, имеет не только свой номер, но и настоящий паспорт, в котором есть полное описание объекта, а также список действий, в результате которых он  должен «ожить».

    — Чтобы отреставрировать предмет, сперва его нужно изучить, — рассказывает Евгения Фей. – Каждому времени свойственны свой стиль, расходные материалы, совокупности художественных приёмов и многое другое. Это огромнейший объём знаний, но он необходим для нашей работы. В музее дворцово-паркового ансамбля есть целая библиотека, в которой собраны хорошие издания по реставрации московских и петербургских авторов. Настоящим подспорьем можно назвать и научные труды самих реставраторов, которые вели дневники, – в них подробно описаны разные виды работ.  Мы же в основном придерживаемся московской реставрационной школы Игоря Грабаря.

    Как в медицине: не навреди

    Реставрация включает в себя два понятия: консервацию и восстановление старинного предмета. Основным этапом является именно консервация – это своего рода охранительные меры. В результате таких мероприятий реставраторы обеспечивают объекту длительную защиту от воздействия внешних факторов. Ведь главная задача – сохранить вещь и только потом придать ей, насколько это возможно, изначальный вид. Причём последнее нужно сделать, практически не внеся никаких изменений.

    – Цель реставратора – воссоздать. Мы не можем привносить в предмет что-то  своё, новое, – обращает внимание Николай Фей. – К примеру, работая с живописью, нельзя вводить новую масляную краску, только тот состав, которым писал художник. Конечно, во многих случаях было бы гораздо проще создать такую же вещь с нуля, чем отреставрировать, но тогда она не будет иметь особой ценности. Чтобы сохранить историческую данность предмета, мы должны делать как можно меньше изменений.  К примеру, у нас есть икона, которая  пробита шрапнелью Первой мировой войны. Общие реставрационные работы мы выполнили, но эти отверстия оставили. Они уже сами по себе несут историческую ценность, свидетельствуют о том, какой бурной была жизнь у старинного предмета.

    У реставрации много схожего с медициной. Есть свой набор инструментов, определённые правила «лечения» ну и, конечно, главный принцип: не навреди. В умелые руки гомельских реставраторов попадают самые разные объекты: это и картины, и предметы мебели, иконы, зеркала, шкатулки и подсвечники. Список можно продолжать очень долго.

    – По таким  старинным вещам изучают историю культуры народа, – уверяет Евгения Вячеславовна. – Любой предмет, даже самый маленький, имеет большую ценность. Однако из всех объектов, с которыми мы работали, особенно хочется выделить картину Яна Дамеля «Святое семейство», написанную в 1811 году. В Беларуси находится всего две его работы: «Святое семейство» и «Святая Констанция». Поверьте, их действительно можно считать достоянием мировой культуры.

    К реставраторам картину доставили из деревни Вишнево Сморгонского района Гродненской области, где она уже на протяжении многих десятков лет украшала один из костёлов.

    – Её привезли в очень плохом состоянии, – вспоминает Евгения Вячеславовна. – В костёле за долгое время хранения на картине образовались трещины (кракелюр) на красочном слое. Кроме того, были и разрывы холста.

    Восстановление этого предмета искусства шло на протяжении семи месяцев: картина довольно больших размеров — два на три метра. Реставраторы проделали огромнейшую работу. Сперва картину проклеили, удалили поверхностные загрязнения, которые закрывали живопись. Со временем покрывной лак загрязняется, разрыхляется под влиянием  атмосферных взаимодействий, микробов и других факторов. Именно поэтому приходится его частично снимать. Затем шло укрепление самого холста и восстановление красок.

    – Что такое краска? Это пигмент, – поясняет реставратор.  – В  принципе он вечный, но одни краски имеют свойство выгорать, другие – вообще разрушаются. Очень сложная коричневая краска, а её на полотне было немало.

    Как уже говорилось ранее, мастер не может вводить новую масляную краску, нужно знать тот состав и те приёмы письма, которыми работал сам художник. Да и в целом масляными красками реставраторы не пользуются, в дело идёт только акварель. Последний штрих – покрытие холста реставрационным лаком.

    Когда все мероприятия по преображению картины были выполнены, её вернули на прежнее место.

    – Возвращение этого сокровища вызвало настоящую бурю эмоций у прихожан, – вспоминает Евгения Вячеславовна. – Женщины плакали, ведь для них картина имеет особое значение. Они приходили сюда помолиться ещё маленькими девочками вместе с бабушками и матерями. Это стало традицией. Конечно, возвращение иконы для них – большое событие. Да и не только для них: для всех белорусов, ведь нужно гордиться своими культурными ценностями.

    Ракушки искали в Соже

    Среди уже отреставрированных работ немало личных вещей бывших владельцев  Гомельского имения. В их числе дорожная шкатулка светлейшего князя Варшавского, графа Ивана Фёдоровича Паскевича.

    — Декоративные элементы из серебра потемнели, — говорит Николай Михайлович. – За долгое время шкатулка утратила первоначальный вид. Было много царапин, сколов. Пришлось всё чистить, проклеивать, восстанавливать лак. Здесь применялся шеллак.

    Шеллак – это природная смола, которую в процессе жизнедеятельности вырабатывают некоторые виды насекомых. Люди довольно широко используют это природное  вещество в самых различных целях. Так, шеллак применяется в производстве изоляционных материалов и лаков,  пиротехнике, в мебельной промышленности, а также в фотографическом деле. Кроме того, раствор на основе шеллака съедобен. Им покрывают таблетки и капсулы.

    Поскольку реставрация – процесс довольно длительный, одновременно мастера работают со многими предметами. Пока картина лежит на выпрессовке, чтобы она полностью выровнялась, реставраторы приступают к восстановлению иконы.  Сейчас своей очереди ждёт небольшой стол, украшенный перламутром.

    – Это европейская работа, но выполнена она в восточном стиле, – рассказывает мастер. – Наша задача – доложить перламутр на крышке стола: вырезать пластины и полностью закрыть недостающий фрагмент. Необходимые для этого ракушки мы собрали ещё в прошлом году в реке Сож, но немного передержали в растворе, поэтому придётся  искать новый материал, благо погода хорошая и вода уже не холодная, – смеётся Николай Фей.

    Вместе по жизни

    Работа реставратора сложная, кропотливая, не для ленивого. К ней нельзя подходить спустя рукава. И, конечно же, такой труд требует специального образования. Николай и Евгения Фей окончили Богородскую художественную профессионально-техническую  школу. Здесь же они и познакомились. Молодые люди выбрали не только одну профессию, но и одну дорогу жизни, по которой рука об руку идут уже многие годы.

    – Дома мы муж и жена, а на работе – сотрудники, но друг другу не надоедаем,–  улыбается  Евгения Вячеславовна. – Конечно, обсуждаем, как лучше восстанавливать предмет, каждый приводит всевозможные доводы, находим решение. Причём выходя за порог мастерских, не получается не думать о реставрации. В голове постоянно прокручивается план, что учли, о чём забыли. Работа – это святое. Тем более в нашем деле учиться приходится на протяжении всей жизни. Нельзя быть равнодушным, нужно интересоваться всегда и всем.

    И всё же есть в этой работе ещё одна сторона. Восстанавливая старинные вещи, реставратор буквально окружён роскошью, которую создают эти потрясающие объекты.

    – Уделяем каждому предмету особое внимание, — признаётся Николай Михайлович. — За  время, проведённое в наших руках, вещи становятся понятны и дороги, конечно, расставаться порой очень трудно, потому что вложили в них так много терпения и труда.

    Но, наверное, в этом и заключается весь смысл профессии: потратить дни, часы и месяцы на восстановление удивительного предмета, отдать не только свои силы, но и частичку души, ведь по-другому оживить прошлое ни за что не получится. 

     

    Автор: Сычкова ТатьянаГомельские ведомости
    Теги: 

Комментарии (0)