25 Апреля, 2024 Четверг

Глина превращается

  • 16 августа 2016 Культура Русский 0

    —Ой, а эта штука, которая вертится, пальцы не закрутит? — беспокоится бабушка мальчугана, решившего постичь азы гончарного дела.

     — Ну, я уже больше двадцати лет гончарю — как видите, все пальцы на месте, — ремесленник Павел Гвоздев с улыбкой развеивает тревоги.

    Собравшиеся вокруг люди также улыбаются и по укоренившейся уже традиции снимают видео на телефоны. Под равномерное урчание круга глиняная масса обретает форму, постепенно превращаясь в вазу. Следить за этим можно бесконечно долго. Ловкость рук и никакого колдовства.

    В гомельском парке до конца лета проходят мастер-классы, которые дает Павел Гвоздев — керамист с 25-летним стажем.

    — По образованию я педагог — работал в школе, вел студию живописи, — в ожидании очередного ученика Павел Иванович рассказывает о том, с чего все начиналось. — С начала 1990-х занялся керамикой: изготавливал и расписывал плитку для оформления интерьеров. А позже научился гончарить. Увлекся ровно за двадцать минут: посидел рядом с мастерами, посмотрел, стал практиковаться.

    На основе двигателя стиральной машины Гвоздев смастерил гончарный круг. Обзавелся и печкой для обжига, а в своем доме обустроил мастерскую. Супруга, которая также занимается керамикой, не возражала. Союз творческих людей, как известно, всегда рождает новые идеи.

    Гончар — ремесло эксклюзивное. В полумиллионном Гомеле всерьез им занимаются полдесятка энтузиастов. Хотя и говорить о вымирании этого дела было бы неверно.

    — Люди интересуются, расспрашивают, пробуют сами — им это очень интересно, — отмечает ремесленник. — Это не только возможность сделать какие-то вещи своими руками, но и часть культурного наследия, укрепление традиций, передача опыта поколений и через него — изучение собственной истории. Все то, что способствует самоопределению нации. Кстати, в Древнем Китае гончарили даже императоры.

    Наибольший интерес к занятиям в мастер-классе проявляют дети. Взрослые предпочитают наблюдать и поддерживать чад морально. Очередной ученик — подросток Владик обматывает вокруг пояса халат, которому отводится роль фартука. Руки смочены, глина набрана.

    Первый этап — подготовка. Глину тщательно мнут, извлекая инородные предметы — будь то щепка, камешек или стебелек растения. В идеале вкраплений быть не должно — они мешают работать. Под конец Гвоздев и дублирующий его действия ученик хлопают по глине — «выбивают» попавший в процессе разминки воздух.

    Затем глина формуется — получается что-то вроде кулича в детской песочнице. Павел Иванович включает движок — гончарный круг начинает вращаться по часовой стрелке. Основной инструмент гончара — его руки. Обработка влажной глины ведется внутренними поверхностями ладоней. Они же придают внешнюю форму будущего сосуда. Отверстие делается большим пальцем, который погружается строго вертикально, под углом 90 градусов.

    — Главное, не торопиться — глина требует спокойствия и терпения, — наставляет гончар, контролируя каждое движение ученика. — Теперь равномерно сжимаем со всех сторон и начинаем потихоньку вытягивать стенки.Это, пожалуй, главный секрет. Необходимо почувствовать глину — прилагать то усилие, которое позволит вытягивать стенки и в то же время не разрушит саму форму. Чем выше и, соответственно, тоньше стенки — тем сложнее их сделать.

    Удается далеко не с первой попытки. Однако тем радостнее результат — особенно для сияющего Владислава. Тонкой ниткой наставник «срезает» готовую вазу с поверхности круга. И осторожно протягивает со словами:

    — Поздравляю. Для первого раза — очень неплохо. Возможно, будешь следующим керамистом…

    Несмотря на сырой вид, ваза довольно устойчива. Мальчуган сможет донести ее до дома и похвалиться родным. За двое суток сосуд полностью высохнет. А если его обжечь, то будет держать и воду.

    С материалом для гончарного дела, по словам Павла Гвоздева, в наших краях проблем нет. К слову, гомельская глина всегда ценилась как качественный стройматериал и даже была внесена в реестр СССР по технологии керамики и огнеупоров.

    Найти красную и белую глину в Беларуси можно везде. Важно лишь правильно смешать. Красная — более пластичная, белая — суше и улучшает процесс плавления во время обжига. При этом находящиеся в составе глины силикаты обретают «стеклянные свойства» — твердость и способность отталкивать воду. При изготовлении посуды наши предки смешивали по 3—4 разновидности глины. И это лишь верхушка любопытных знаний, которыми владеет опытный гончар.

    —  Когда увлекаешься, вникаешь в тонкости, начинаешь интересоваться очень многими вещами, — признается на прощание Павел Гвоздев. — Там, где большинство людей видят лишь глиняные черепки, на самом деле кроется целый пласт исторической информации. Ну а если брать сегодняшний день — лично мне нравится сам процесс и результат. И мне, и людям. Все просто.

     

    proleskovskiy77@mail.ru

    Автор: Руслан ПролесковскийРэспубліка
    Теги: 

Комментарии (0)