26 Апреля, 2024 Пятница

Как в Минске продать картину?

  • 11 мая 2017 Культура Русский 0

    Символический капитал и перестройка сознания

    Заявить о себе в столице тео­ретически может каждый художник — и молодой, и уже состоявшийся. Галерей для этого создано достаточно — 

    «Беларт» и «Мастацтва» Белорусского союза художников, «Ў» для ценителей современного концептуального искусства, «ИМЕНА art-boutique» и A&V Art Gallery, работающие с уже известными мэтрами, «Дом картин», в последнее время ориентирующийся на молодых, неизвестных, но талантливых творцов. Также из наиболее зарекомендовавших себя — «ДК» и «Книжный салон». Но, как я убедилась, разговаривая со специа­листами в области искусства, остается множество слабых мест в цепочке «художник — галерист — покупатель» и в целом в развитии арт-рынка Беларуси.

    — О художнике, прежде чем его начали покупать, должны узнать. Для этого существуют музеи, выставки, где он, грубо говоря, вывешивает свои картины. Так зарабатывает имидж, или, как иногда говорят, символический капитал. Это нужный этап. Но насколько высока посещаемость выставок в Минске? В двухмиллионном городе от силы несколько тысяч человек придут на экспозицию, — рассказывает руководитель и куратор, искусствовед и арт-менеджер художественной галереи «Дом картин» Ольга Клип.

    По ее словам, в Беларуси слабо развито понимание того, что искусство существует как факт, что это такая же неотъемлемая часть жизни, как, например, спорт. Причем хорошая картина в доме не менее нужна, чем итальянский диван. Как изменить ситуацию?

    — Чтобы в Беларуси повысились арт-культура, а значит, и продажи, требуются, во-первых, время, во-вторых, работа галеристов или кураторов. Сегодня мало просто развесить картины и расставить скульп­туры. Зрителям нужна коммуникация, их надо вовлекать в процесс создания искусства. В «Доме картин» идет постоянный поиск альтернативных способов взаимодействия. И это не значит, что мы готовы превратить галерейное пространство в пелевинское, «украсив» его голой женщиной, гуляющей по залу с живым тигром. Важна гармония. Удачный пример — последний проект «Я Моне Я Шишкин Я Малевич», где каждый минчанин мог почувствовать себя творцом. Лучшие картины тоже выбирали зрители. Это заставляло их внимательнее изу­чать работы, — дополняет Ольга Клип.

    Инициатива

    Недавно во Дворце искусства открылась галерея проекта «Арт-Беларусь». На выставке — более 50 произведений белорусских мастеров от Хаима Сутина до Фердинанда Рущица из коллекции «Белгазпромбанка». Это событие общенационального масштаба, дающее толчок к сохранению нашего культурного наследия. Тут не будут продавать работы молодых художников, но данная инициатива способствует приобщению белорусов к искусству. Восстановление утраченных культурных связей с нашим прошлым — тоже фундамент для будущего развития.

    Тайны галеристов и сила рекламы

    Делаю вывод, что галерист, или куратор (понятия часто смешиваются), — это человек, который ищет пути демонстрации (продажи, продвижения) искусства разными способами. Чтобы, с одной стороны, было интересно зрителю, с другой — не искажало изначальный творческий посыл самого художника. А еще людям нужно рассказывать об искусстве. Для этого помимо основных экспозиций проводят лекции и мастер-классы. Но на них тоже важен элемент интерактива. Рассказываете про акварель? Дайте зрителю бумагу и краски.

    Устойчивой школы кураторства как таковой в Беларуси нет, но специалисты, настоящие профессионалы, все же встречаются. Дело в том, что на них нужны спрос, вакансии. А их мало. Ведь спрос рож­дает предложение.

    И тут возникает вопрос: знают ли белорусы в принципе своих художников? Ведь основные аншлаги собирают выставки привезенных мировых звезд, таких как Дали или Пикассо.

    На растяжках в городе вижу спортсменов и активную молодежь. Это прекрасно. Но современному человеку, утопающему в потоке текстовой информации, требуется мощный визуальный толчок, чтобы что-то внедрилось в память и вызвало интерес.

    Язык искусства — как еще один иностранный. Чтобы люди начали его понимать, нужна так называемая насмот­ренность. А для этого — активная реклама. Если вы были в Париже, то наверняка заметили вокруг станций метро плакаты о выставках Лувра.

    Но это деньги, и немалые. Выход, кажется, стоит искать в институте спонсорства. А в Беларуси он в зачаточном состоянии.

    — Люди, вкладывающие деньги в искусство, должны получать льготы в области налогообложения, тогда и мотивация появится. В нашей стране эта практика еще не развита, — считает Ольга Клип.

    Да и понимание того, что вложение в искусство ничем не хуже вложения в недвижимость, тоже не сложилось. Талантливые произведения не теряют в цене, а только наоборот.

    Рекламы о выставках крайне мало. И людей приходит тоже мало. Экспозиция не окупается. Получается замкнутый круг, который нужно бы разорвать.

    — Когда я организовывал выставку в Москве, приехали и телевидение, и газеты, и интернет-СМИ. Недавно в Нацио­нальном художественном музее открывалась экспозиция Николая Исаенка, замечательного белорусского живописца. Не было ни одной камеры. Зато если школьница снимет фильм на мобильный телефон, об этом говорят со всех телеканалов, — отмечает председатель Белорусского союза художников Григорий Ситница.

    Китайский бум и доступное искусство

    В беседе с людьми искусства пытаюсь составить портрет самых активных покупателей картин, скульптур, арт-объектов в Беларуси. И как вы думаете, кто это? Китайцы! Если верить галеристам, именно они приобретают в Минске предметы искусства чаще всего. На втором месте — россияне. Но это потому, что у нас цены ниже.

    Каждой галерее, которая занимается продажами, важно нащупать свою нишу, определить свою категорию покупателей. Понятно, что в «ИМЕНА art-boutique» цены высокие — там выставляются такие мэтры, как Валентин Губарев, Александр Шаппо или Руслан Вашкевич. А вот у «Дома картин» совершенно иная арт-политика. Здесь рады молодым и нераскрученным.

    — Мы приветствуем тенденцию доступного искусства, когда существует строго фиксированный потолок цены. Но не думайте, что галеристы всегда занижают стои­мость произведений художника. Бывает и наоборот, если он себя явно недооценивает. В «Доме картин» цены варьи­руются от 20 рублей за маленькую открытку (но выполненную тем не менее на холсте маслом) до полутора тысяч долларов (в эквиваленте) для крупногабаритных работ, — поясняет Ольга Клип.

    Хорошо ли живут сами галеристы? Верить в то, что в столице в ближайшее время откроется еще парочка престижных салонов по продаже искусства, можно и нужно. Только хотелось бы условия их существования улучшить. Многие удивляются, почему билет в «Дом картин» стоит целых 10 рублей. А вы знаете, что такое аренда, освещение и прочие блага цивилизации? Есть ведь еще и зарплаты, которые нужно платить сотрудникам. Выживать можно только за счет продаж. И здесь вновь возвращаемся к вопросам рекламы, культурного сознания и спонсорства.

    Вопрос

    Григорий Ситница:

    — Раньше, еще в советское время, в учебниках по литературе или языку было множество репродукций картин. Более того, их печатали чуть ли не в каждом популярном журнале. Подсознательно люди запоминали искусство, узнавали его. Благо сегодня в школы вернули предмет «Отечественная и мировая художественная культура». Но на каком уровне его будут преподавать? Есть ли в школах искусствоведы?

    Автор: Мария ВОЙТИКВечерний Минск
    Теги: 

Комментарии (0)