26 Апреля, 2024 Пятница

В поисках себя

  • 01 июня 2017 Культура Русский 0

    Белорусское кино может быть экспрессивным и чувственным, как «Мечтатели» Бертолуччи, философским, словно «Музыка в темноте» Бергмана, самобытным, будто «Жизнь как чудо» Кустурицы. Вернее, такое кино у нас уже есть, только оно не афишируется так, как американские блокбастеры, и снимается часто в условиях нехватки средств. Об этом и не только — беседа с режиссерами Владой Сеньковой и Игорем Чищеней.

    С широко закрытыми глазами

    Многие почему-то забывают, что произведение искусства, в том числе фильм, несмот­ря на свое почти неземное, творческое происхож­дение, требует серь­езных денежных вложений.

    — Мой первый фильм, «Граф в апельсинах», сняли за две с половиной тысячи долларов. Цифра по мировым меркам смешная. Но и эту сумму было сложно собрать. Работали два года, кто-то в нас верил, а кто-то крутил пальцем у виска, — рассказывает Влада Сенькова.

    Что же получилось из этой инициативы? Диплом Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» «За смелый и свежий взгляд», награда на форуме в Котбусе, где собирается киноэлита Европы, успешные показы в Германии…

    — От немцев посыпался целый шквал вопросов. Белорусское кино было для них диковинкой. Не могу понять, почему через кинематограф мы не можем вести диалог с другими странами? Это ведь тоже дипломатия, возможность заявить о себе, — говорит Влада.

    Сейчас ее команда активно ищет средства на создание еще одного проекта — фильма Ahaha о трех мигрантах. И уложиться в две с половиной тысячи в этот раз они не смогут, потому что звук должен быть качественным, картинка — не блеклой, а зарплаты актеров — не 100 рублей. Одна из целей Влады Сеньковой — заявить о Беларуси на международных фестивалях.

    Сюжет картины простой и близкий: молодые мечтатели — белорус, русский и украинка — встретились под одной крышей в Будапеште. Под ритмы рок-н-ролла и вальса они рассказывают о самом сокровенном: свободе и отсутствии границ, одиночестве и любви на грани отчаяния, а главное — о поисках себя. Никакой политики, только общечеловеческое.

    Влада Сенькова, не заручившись поддержкой в Беларуси, вынуждена искать продюсеров и дистрибьюторов в Европе. Уже ведутся переговоры.

    Странно, но, насколько мне известно, на кино в Беларуси выделяют немалые средства — около 1 миллиона долларов на один проект. А ведь за эту сумму можно снять двадцать фильмов за год, если правильно ее распределить. Устроить конкурс, выбрать лучших и дать им возможность высказаться. Слышали ли вы о белорусском фильме «Мы, братья…» или «Код Каина»? Главная героиня, Сара, успешная американская журналистка. Разве это можно назвать национальным кино? Да, хорошо, что сняли. Но вспомнят ли об этом произведении через год? Узнают ли иностранцы в нем белорусов? Вряд ли.

    — Другое дело, когда, скажем, молодая девушка едет учиться и работать в США и вдруг решает стать режиссером… А о чем снимать? Конечно же, о близком. И возвращается в родную Беларусь с профессиональным оборудованием и съемочной группой, — продолжает тему Игорь Чищеня.

    Он работает в документальном кино. Тут несколько другие правила. По сути, можно снять и на мобильный телефон. Главное — четко понимать, для чего ты это делаешь. Нужна мощная идея. Чтобы зритель захотел не только увидеть, но и понять.

    Штампы и кальки

    А вот как раз с пониманием есть проблемы. Мало кто верил, что из «Графа в апельсинах» что-то выйдет, даже снимать не давали. В одной из белорусских деревушек, где создавалось такое, казалось бы, нужное кино о подростках, местные жители объ­явили съемочной группе войну. Милицию вызывали: мол, устроили тут неизвестно что. А почему? Потому что еще жив стереотип: если национальное, патриотическое, то обязательно танцы под «Купалинку» или драма о войне. Такое ощущение, что в жизни белорусов только это и было.

    Не нужно бояться, что молодые режиссеры будут кричать о чем-то каверзном, остром, скандальном. Они хотят рассказывать о реальном и актуальном.

    А еще жива утопия, что надо копировать Голливуд. Слышала про фильм «Разум». Признаюсь, не смотрела. Да и не посмотрю. Мне не хочется знать о Майкле, разгуливающем по минским улицам. Я хочу видеть сантехника Федора, у которого двое детей, но нет жены, школьницу Свету, страдающую от первой любви, эксцентричную Наталью, ведущую актрису театра…

    Игорю Чищене как документалисту повезло. Он работает на «Беларусьфильме», но снимает только то, к чему лежит душа. Так получается, что ему предлагают действительно интересные и нужные проекты: «Подых балот» — об осушении «легких Европы», «Счетчик счастья» — о чернобыльской катастрофе, «Першадрук» — о жизни Франциска Скорины.

    — К сожалению, в Беларуси еще живо мнение, что кинодокументалистика непременно должна нести образовательную функцию, чтобы «каждый школьник посмотрел», но это необязательно так. Кино — это отражение души автора. Неординарные личности — моя любимая тема, — говорит режиссер. 

    Мнение

    Игорь Чищеня:

    — Важно лишь показать человека на грани выбора, а не только тогда, когда он уже что-то совершил. В противоречиях — вся соль.

    Сквозь железную занавеску

    Если в Минске такие проекты белорусских режиссеров, как «ГараШ» Андрея Курейчика или «Одной крови» Митрия Семенова-Алейникова, можно запросто предложить кинотеатрам, и их покажут, то с областными городами в разы сложнее. Туда и фильмы-то далеко не все доходят. О новом творении Паоло Соррентино «Молодость» узнали только в столице. Выходит, люди на окраи­нах недостойны того, чтобы просвещаться и воспитывать свой вкус?

    Руководству гродненского проката, как я выяснила, «Граф в апельсинах» Влады Сеньковой показался слишком откровенным. Картине попросту отказали в показах. Неужели наша жизнь без прикрас — это не самое захватывающее, о чем можно говорить бесконечно? Европейское авторское кино, причем необязательно арт-хаус, держится именно на этом.

    — Проблема в культуре и восприятии. Я однажды получила шок, услышав от киномеханика, якобы профессионала в своей области: «По­учились бы снимать хорошее кино у россиян, у них ведь прекрасные сериалы». Сериалы как образец! Вы понимаете?! — восклицает Влада Сенькова.

    Сила — в дружбе

    В Беларуси много независимых кинематографистов, творящих каждый в своем формате — короткометражки, полноценные картины со сложным сюжетом, острые социальные ролики. Движение новой генерации режиссеров сильное, но ему нужна поддержка. И хорошим решением было бы создание в Беларуси кинофонда. В Европе готовы выделять деньги на наши фильмы, но чтобы режиссер мог подать свой проект, скажем, в кинофонд Франции, нужны отчисления и из Беларуси — 50 или 20 %. Такая вот равноправная, но действенная политика — и средства объединяет, и идеи.

    Сейчас для режиссеров в нашей стране самая гарантированная возможность заявить о себе — фестиваль «Лiстапад». И еще это мощный образовательный толчок. Ведь на мастер-классах рассказывают, как продвигать кино, где искать на него деньги. Но не хватает отдельного фестиваля документальных фильмов. В рамках уже упомянутого «Лiстапада» их, конечно, показывают. Однако этого мало. Тем более что в отсутствии большого потока художественных лент как раз документалистика может послужить визитной карточкой Беларуси, открыть двери для тех, кто хочет увидеть и прочувствовать самобытность нашей страны уже сейчас.

    Мнение

    Влада Сенькова:

    — Не хочу уезжать, хочу снимать кино здесь, о своей стране и своих людях. Но если мне не удастся найти деньги, буду получать второе гражданство. Просто потому, что я должна заниматься своим делом.

    Автор: Мария ВОЙТИКВечерний Минск
    Теги: 

Комментарии (0)