Оценить создаваемую красоту смогли в День Всех Святых гости престольного праздника, совпавшего с 25-летием прихода, и наши корреспонденты. Много воздуха и света, устремленный ввысь 40-метровый купол, изящные оконные витражи, мраморные рушники в формате 3D, опоясавшие нижнюю часть периметра. А многоярусный иконостас не ограничен традиционной восточной стеной, но словно распространен и на северную, и на южную, продолжен в киотах колонн.
— Хотелось не просто сделать иконостас и умиляться какими-то небольшими открытиями, — говорит настоятель. — Задача стояла такая: чтобы мы, увидев внешний облик храма, почувствовали продолжение внутри. Образ Белой Руси, чистой, прозрачной, светящейся, радостной. Когда-то здесь было развито производство фаянса. Белорусские мастера делали изразцы даже в Московском Кремле. Но в силу известных исторических катаклизмов мы утратили традицию, и мастеров у нас переманили. Убранство Всехсвятского — еще и дань уважения нашим славным, талантливым и великим предкам. И напоминание о том, как мы должны трудиться, возрождать и благоукрашать свою землю.
Иконостас, будто впитавший нежные краски луговых цветов и рассветного неба, изготовили специалисты предприятия «Фарфор Сысерти», которое принадлежит Екатеринбургской епархии. Иконостас состоит из 2 600 деталей плюс киоты, лучи в куполе…
Языком цифр
Всехсвятский храм сможет вместить не менее 1 200 молящихся.Здесь будет размещено 147 икон. Иконостас состоит из 2 600 деталей.
Образа пишут художники мастерской «Палехский иконостас» (г. Палех). Прежде они полностью оформили два боковых придела — Предтеченский и Богородичный: выполнили иконы, роспись стен, иконостасы, киоты, утварь. Руководитель и главный художник мастерской удостоены за эту работу наград Белорусской православной церкви. А теперь палешане украшают центральный придел — в честь Всех Святых. Накануне престольного праздника они привезли и установили в нишах очередную партию икон, включая центральные в так называемом местном ряду — образы Христа и Богородицы. Особенность икон, создаваемых для главного храма, а их будет около полутора сотен, — чеканка по левкасу. Благодаря этому приему кропотливой ручной работы позолоченный фон вокруг фигур и ликов получается не гладким, а узорчатым. Поэтому образа гармонично вписываются в сложный рисунок иконостаса.
— Чеканка по левкасу — белорусская традиция, — пояснил отец Федор. — Образец рисунка взяли с древних икон, которые находятся в Национальном художественном музее, и передали палехским мастерам. В некоторых работах использованы орнаменты слуцких поясов. Результат оказался очень удачным. С одной стороны, совершенную иконописную технику палешан мы адаптировали и реализовали в рамках нашей отечественной традиции. С другой стороны, подтянули традицию к требованиям современности и показали, как можно правильно все это сплавить.
Как только образа заполнят иконостас и храмовое пространство, станет понятно, какого стиля, настроения, формы и цветовой гаммы должны быть настенные росписи. Композиция их элементов уже утверждена настоятелем. Предполагается, что они станут мягким, тонким, деликатным дополнением к иконному ряду.
Центральное и оба боковых помещения алтаря будут полностью убраны мозаикой. Здесь работают отечественные специалисты — группа воспитанников Белорусской государственной академии искусств под руководством Дениса Чубукова. Ранее вместе с мозаичниками из УП «Минский художественный комбинат» и художниками иконописной мастерской Всехсвятского прихода они
изобразили на наружных стенах храма 44 фигуры угодников Божиих. Самое большое полотно площадью 66,5 м2 — «Христос во славе с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей в окружении сонмов Ангельских сил» — украсило главный фасад. А нынче мозаичники оформляют алтарную часть.
— Работа интересная, уникальная, но и требования у меня к ней очень высокие, — говорит настоятель. — Думаю, предстоит максимально исключать золотые фоны и давать вместо них нашу белорусскую белизну.
Духовная составляющая жизни нации отражается прежде всего в храмах, уверен отец Федор. И по облику храма можно судить об эпохе, в которую он созидался.
— Да, мы опираемся на традицию в архитектурных формах и оформлении храмового пространства. Но нам бы не хотелось воспроизвести очередную копию. Поэтому открываем совершенно новые страницы и намечаем путь для трансформации этих открытий в нашу среду. Такую поставили перед собой задачу и, думаю, с Божией помощью ее реализуем, — подытожил священник.
В день угодников Божиих
В воскресенье во Всехсвятском храме-памятнике отпраздновали День Всех Святых.
На Божественную литургию собрались прихожане. Возглавил службу Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Сослужили ему настоятель Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, протоиерей Федор Повный, настоятель церкви Святой равноапостольной Марии Магдалины протоиерей Иоанн Хорошевич, настоятель Свято-Петро-Павловского собора протоиерей Георгий Латушко, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Игорь Коростелев, клирики.
Комментарии (0)