27 Апреля, 2024 Суббота

25 января отметил свой юбилей художник-монументалист Владимир Евтухов

  • 26 января 2018 Культура Русский 0

    25 января отмечает свой юбилей художник-монументалист Владимир Евтухов. Даже если имя его кому-то незнакомо, то работы Владимира Алексеевича, безусловно, видели все. Это — серия панно возле областной Доски почета, витражи Гомельского железнодорожного вокзала, оформление зала церемоний в ЗАГСе Советского района г. Гомеля, холла областной больницы и многие другие интерьеры общественных зданий в областном центре и за его пределами.

    Художник, чье творчество в немалой степени определило внешний вид Гомеля, родом из нашего района. Его малая родина — поселок Вишенский в Ерёминском сельсовете.

    Сегодня по нашей просьбе Владимир Алексеевич Евтухов рассказывает о своем детстве, путях, которые привели в искусство, и, конечно, непростой, но любимой работе.

    25 января отмечает свой юбилей художник-монументалист Владимир Евтухов. Даже если имя его кому-то незнакомо, то работы Владимира Алексеевича, безусловно, видели все. Это — серия панно возле областной Доски почета, витражи Гомельского железнодорожного вокзала, оформление зала церемоний в ЗАГСе Советского района г. Гомеля, холла областной больницы и многие другие интерьеры общественных зданий в областном центре и за его пределами.

    Художник, чье творчество в немалой степени определило внешний вид Гомеля, родом из нашего района. Его малая родина — поселок Вишенский в Ерёминском сельсовете.

    Сегодня по нашей просьбе Владимир Алексеевич Евтухов рассказывает о своем детстве, путях, которые привели в искусство, и, конечно, непростой, но любимой работе.

    Мое послевоенное детство в родном поселке Вишенский, как и у большинства ровесников, было босоногим и своевольным. Наша компания — это 26 хлопцев, за которыми никто особо не присматривал. Удирали с уроков, бегали по округе, искали приключения.

    Отличала меня от других ребят, может быть, только любовь к чтению. Поселок посещал книгоноша, приносил книжки, и я с ранних лет пристрастился к литературе. Часто вместо учебников на столе возле меня лежали открытые художественные книги.

    Лет в десять я впервые увидел необычных людей с этюдниками — учеников Владимира Комовского из его изостудии при клубе стеклозавода в Костюковке. А вскоре довелось встретиться и с самим преподавателем.

    Это случилось в одну из наших «вылазок» в Костюковку. Самовольно зайдя в клуб, мы с ребятами стали осматривать помещения, интересоваться где что. Тут нас и отловил Владимир Сильверстович, завел в свою студию, дал по листу бумаги и велел рисовать кружку с водой с натуры. Все, как умные, нарисовали саму кружку, а я — только блик на ней. Но именно меня Комовский взял к себе в ученики...

    Начав рисовать, я уже не представлял жизни без этого занятия. Сбегал с уроков, чтобы пойти в изостудию. К окончанию школы ответ на вопрос: «Кем быть?» казался очевидным. Однако в Минское художественное училище поступил не сразу: два раза меня не принимали из-за заикания, поскольку шел на педагогическое отделение. Но в конце концов экзаменационная комиссия не выдержала моего напора и дала добро на поступление.

    После училища единственным заведением, в котором я мог продолжить художественное образование, был Минский театрально-художественный институт. Не скрою, манила меня перспектива стать художником-декоратором, но в тот год на эти специальности не набирали. Поэтому выбрал монументальное отделение — самое мощное в институте. Здесь было великолепно поставлено преподавание, свой опыт нам передавали замечательные педагоги Иван Стасевич, Гавриил Ващенко, Май Данциг.

    После учебы меня распределили в Гомель. Возвращался на родину с охотой, потому что люблю этот город, родители близко. Да к тому же, у меня уже были жена и маленькая дочка.

    Не могу сказать, что моя специальность художника-монументалиста сразу же стала здесь очень востребованной. Каждый проект — это целая история, начиная от получения заказа, разработки концепции, создания эскизов и утверждения их  до полного воплощения идеи. Осложняло работу то, что в художественных советах при Советском Союзе часто заседали люди, далекие от искусства, но желающие сказать свое веское слово.

    Впрочем, несмотря на это, сделать получилось немало и в разных техниках — живописи, витраже, мозаике, работал даже в энкаустической живописи — на воске.

    Все работы по-своему дороги мне, так что выделить самую любимую не могу.

    Показательным примером своего творчества могу назвать композицию возле областной Доски почета. Работа была непростой из-за того, что несколько панно, расположенных под разным углом, надо было объединить в общий гармоничный ансамбль.

    После распада СССР, когда монументальная живопись оказалась временно забытой, устроился преподавателем в Гомельский художественный  колледж, где проработал более 20 лет. Имею много наград, как за художественную, так и за преподавательскую деятельность.

    Немного грустно, что монументализм — не такой долговечный вид живописи, как другие. Мозаика повреждается от времени, витражи могут заменить на стеклопакеты — из соображений энергоэкономии. Хочется, чтобы со временем люди научились по-настоящему ценить искусство и сохранять его образцы разных эпох.

    Исходя из своего жизненного опыта, могу сказать, что талантливых ребят у нас хватает, но не всегда их могут разглядеть.

    Чем бы я занимался в жизни, если бы когда-то в коридоре Костюковского клуба меня не поймал Владимир Сильверстович Комовский? Скорее всего, не искусством. Таких, как я, надо «поймать»… Поэтому, хочу пожелать всем, чтобы в жизни им обязательно встретился человек, который сумеет вовремя разглядеть их способности и направить в нужное русло...

    Автор: Ирина ТРИПУЗОВАМаяк
    Теги: 

Комментарии (0)