01 Мая, 2024 Среда

«Круглый стол» в усадьбе «Ганка»

  • 29 мая 2015 Экономика Русский 0

    В минувшее воскресенье Министерство спорта и туризма и Белорусское общественное объединение «Отдых в деревне» провели «День открытых дверей в белорусских усадьбах». О том, как проходило это мероприятие, рассказывает председатель правления этого общества Валерия Клицунова.

    — В начале каждого туристического сезона мы стремимся привлечь к усадьбам как можно больше внимания. Как правило, такие мероприятия мы проводим на базе одной из усадеб. В этот раз такой чести была удостоена усадьба «Ганка», которая находится в Воложинском районе. Это одна из наших лучших усадеб, ее хозяева — прекрасные кулинары и очень гостеприимные люди. Кроме того, в этот же день всех желающих принимали у себя и другие усадьбы республики. Мы организовываем «круглые столы» с участниками, на которых обсуждаем проблемы агро- и экотуризма. В работе нынешнего «круглого стола» принял участие заместитель министра спорта и туризма Михаил Петрович Портнов.

    — Какую главную мысль вы хотели донести до заместителя министра?

    — Сейчас готовятся дополнения в принятый в 2006 году 372-й Указ Президента о развитии аграрного и экологического туризма, на котором, по сути, и основывается вся наша деятельность. Многих хозяев усадеб волнует, в какой мере будут учтены их предложения, не столкнутся ли они с неожиданными трудностями в развитии своего бизнеса, ведь в нем нередко заняты целые семьи.

    — Как потенциальные туристы могут узнать обо всех усадьбах, которые представлены в Беларуси?

    — Нет ничего проще, ведь мы собираем информацию с мест, обобщаем ее. Нам высылают списки и фотографии усадеб, мы размещаем их на своем сайте. 

    — Валерия Анатольевна, как давно лично вы занимаетесь этим бизнесом, и насколько он «продвинут» в нашей республике по сравнению с другими государствами?

    — Белорусскому общественному объединению «Отдых в деревне» 13 лет. Когда в 2002 году мы с моим ныне покойным мужем начали это дело, то, конечно же, и представить себе не могли, что все получится настолько удачно. Ведь начинать приходилось буквально с нуля, без преувеличений. Тогда ни о каком сельском туризме в Беларуси попросту ничего не знали. Сегодня в республике насчитывается уже 2037 усадеб. Для сравнения, в Литве и Латвии их не наберется и тысячи. У нас темпы развития этого бизнеса невероятные! И многие белорусы нашли себя в этом бизнесе. Они оказались креативными и предприимчивыми, и необходимая законодательная база появилась.

    — Вы имеете в виду упомянутый Указ Президента?

    — Этот Указ оказался невероятно либеральным по своей сути. Согласно ему, вы можете открыть усадьбу по так называемому заявительному принципу. На первых порах вы освобождаетесь от налогов, платите один лишь сбор — одну базовую величину. Это просто находка для тех, кто решает заняться сельским туризмом. 

    В становлении и развитии сельского туризма важную роль сыграл также «Белагропромбанк». Программа льготного кредитования, о которой он объявил, помогла многим усадьбам довести инфраструктуру до нужного уровня, оборудовать в домах душ, туалет, благоустроить территорию, построить баню, возвести другие строения. В такие уютные, благоустроенные усадьбы туристы потянулись гораздо охотнее. И наше общественное объединение не осталось в стороне от этих забот. Мы обучили хозяев усадеб всему, что необходимо в сельском туризме, да и сейчас постоянно оказываем им поддержку и помощь. Проводим семинары, стажировки, придумываем, как привлечь туриста на усадьбу и предоставить ему такие условия для отдыха, чтобы в следующий раз он сам стремился туда без всякой агитации.

    — Что можно сказать о качестве туристических услуг?

    — Качество услуг — это главное в туристическом бизнесе, без него он просто не может существовать. 

    У нас усадьбы совершенно разные по содержанию. Люди создают их в соответствии со своими интересами, привычками. К примеру, есть усадьбы, где сильны кулинарные традиции. Их хозяйки прекрасно готовят, дают отдыхающим мастер-классы. Туда, в общем-то, за этим и едут. Есть также усадьбы, которые для своих туристов устраивают театрализованные анимационные программы. У других — спортивная направленность, экологическое начало. В одной из усадеб у нас создан музей Первой мировой войны. Еще имеется усадьба, где представлена старинная техника, на ней можно покататься. Ну, и так далее. Это говорит о том, что сельский туризм в Беларуси богат по содержанию, хозяева усадеб смогли реализовать себя в полной мере.

    — А что вы можете сказать о развитии сельского туризма в Минском районе?

    — Минский район — это кольцо вокруг огромного агломерата. Ведь все районы компактные, обособленные. А тут все наоборот. Он очень разнообразен по содержанию. И сельский туризм здесь своеобразный, со своей спецификой.

    Усадьбы, а их четверть от общего количества в республике, в основном заполняются на уикенды. Люди хотят выехать на природу, приготовить шашлык на костре, походить по траве, послушать пение птиц, попариться в баньке. Это кратковременные поездки. Туристов много, спрос большой, но на относительно короткий период. Ведь отдыхающие в любой момент могут вернуться в город и заночевать у себя дома.  Увы, владельцы некоторых усадеб в пристоличье занимаются ресторанным бизнесом. А это противоречит понятию «сельский туризм».

    Есть такие усадьбы, которые начинают адаптироваться к людям с инвалидностью. В частности, «Вилюна», что расшифровывается как вера, надежда и любовь. Или «Настенька». Кстати, здесь можно познакомиться с именитым кузнецом по фамилии Полуян.

    — Какие трудности приходится преодолевать хозяевам усадеб?

    — Сегодня организаторы сельского туризма, прежде всего, сталкиваются с кризисом, который затронул все отрасли экономики. Сокращается количество туристов, особенно из России. Приходится придумывать антикризисные программы, что-то удешевлять. Создавать программы, рассчитанные на группы школьников. То есть проявлять изобретательность. Вся надежда в этот период на своих, белорусских туристов. Например, предпринимаются коллективные путешествия, когда участники ищут «клады», изучают местные исторические достопримечательности, прокладывают зеленые маршруты, туристические кластеры. Молодежь интересуется такой формой туризма.

    Падение спроса на туристические услуги есть, это мы вынуждены признать. Наше общественное объединение в силу своих возможностей помогает хозяевам усадеб. Однако сельский туризм более кризисоустойчив, чем другие сферы, потому что у людей есть свое хозяйство, земля, скот. Они смогут обеспечить едой и себя, и туристов.

    Вообще, в сферу сельского туризма идут целеустремленные люди. Одержимые своей идеей, делом, которому решили посвятить жизнь.

    Автор: Олег ШВЕДОВПрысталічча

Комментарии (0)