03 Мая, 2024 Пятница

Торг здесь неуместен

  • 16 июля 2015 Экономика Русский 0

    Вы встретите их у выходов из метро, на многолюдных остановках общественного транспорта, у пересечений городских улиц, рядом с гастрономами. У них всегда «все со своего огорода» и «самое свежее», даже если речь идет об экзотических бананах и хурме. Они открыты и доброжелательны, пока вы не задаете неудобных вопросов о качестве продукции и подтверждающих его документах. Они — это продавцы «широкого ассортимента и профиля», несанкционированно торгующие своим товаром с рук, а то и с земли.

    …Станция метро «Пушкинская». Обеденное время. У троллейбусной остановки недалеко от знаменитого ресторана быстрого питания разместились двое — пожилой мужчина и девочка-старшеклассница, похоже, дедушка и внучка. В картонных коробках и на разложенных тут же, на асфальте, газетах — «продукция с собственного огорода»: молодая картошечка, зеленый лучок и… нектарины. Из этой троицы только они выглядят свежо и аппетитно. Остальное заметно привяло на солнышке.

    На вопрос, на каком таком огороде одинаково щедро родят и местные овощи, и нектарины, продавцы не моргнув глазом отвечают: «В Слуцке, берите! Все свое!» После паузы голос приобретает совсем другие оттенки: «Покупать будете? Нет? Так и нечего тут выспрашивать!»

    Переступая через перелис­тываемую ветром газету, спешу покинуть эту негостеприимную «торговую точку».

    На пересечении проспекта Пушкина и улицы Ольшевского вдоль приподнятых цветочных клумб раскинулся целый «мини-рынок»: тут и морковка, и огурчики с пупырышками, и лесная ягода, и мед. Общительные бабули-огородницы старательно опрыскивают товар холодной водой: благодаря такой нехитрой процедуре овощи — будто час назад с грядки. Для пущей убедительности старушка, торгующая черникой, укутана в «антикомариную» куртку с манжетами, плотные брюки и резиновые сапоги, будто только что вернулась с тихой охоты.

    Разговор о законности продажи с земли не клеится и тут. О том, что места на городских рынках для увлеченных овощеводством пенсионеров предоставляют бесплатно, пожилые дамы и слышать не хотят. Зачем куда-то ехать, если и тут, у клумбы, все разлетается как горячие пирожки. А что нет справки от сан­станции, так ведь никто ее и не спрашивает!

    Такие торговцы промышляют в любом из столичных мик­рорайонов. Причем это не всегда местные жители, продающие дачный урожай или носки-шапки-шарфы, связанные своими руками. За гарантированной прибылью едут в Минск не только жители других белорусских городов и селений, но и иностранные граж­дане. Внакладе не остается никто. Мы готовы купить даже кота в мешке, только бы его цена была на пару тысяч ниже, чем в магазине. За примером далеко ходить не надо: недавно из машин со смоленскими номерами продавали копченую рыбу, сыры и сгущенное молоко. На попытки охладить пыл покупателей, мол, непонятно, где и кем это все изготовлено, следовала одна и та же реакция: «Дешево! Отойдите, не мешайте». Не то что о качестве — о безопаснос­ти такой продукции и речи не было.

    Дважды в неделю рейдовые группы районных админист­раций выявляют «асфальтных» продавцов. Задержанным в первый раз выносят предупреждение. На тех, кто попался повторно, составляют протокол. За несанкционированную торговлю положен штраф от 5 до 50 базовых величин, то есть от 900 тысяч до 9 миллионов рублей — как минимум в десять раз дороже суточной аренды торгового места на городском рынке! Но и это не останавливает коробейников: «На наш товар есть спрос — это главное, а штрафы благодаря ему быст­ро окупаются». То есть это мы с вами, простые покупатели, рискуя здоровьем и благополучием своим и детей, готовы оплачивать не только со­мнительный товар, но и штраф! А ведь есть еще и обвес — от махинаций с видавшими виды весами-«колобками» ой как трудно удержаться. На рынке проверить честность продавца, если закрались подозрения, нетрудно с помощью контро­ль­ных весов. Обнаружить обман пос­ле покупки с земли можно только дома, но будете ли вы возвращаться обратно в по­исках ушлого продавца?

    Нина Емельянова, начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома:

    — Инфраструктура продаж развита у нас очень хорошо, торговые точки в городе — на любой вкус и кошелек. Так, 15 из 26 столичных рынков предназначены для торговли плодоовощной продукцией. Места на них пенсионерам, торгующим урожаем с собственных подворий, предоставляют бесплатно. Ни одной жалобы о том, что кому-то его не выделили, не было. Для остальных продавцов стоимость торгового места в зависимости от рынка в среднем обходится в 90 тысяч рублей в сутки. Арендовать можно и его половину. Здесь каждое утро соответствующие специалисты берут на анализ всю продаваемую продукцию, ее безопасность подтверждается документально. Кроме того, плодоовощную продукцию можно приоб­ретать с 1 марта по 1 декабря с 250 уличных лотков, расположенных недалеко от остановок общественного транспорта. У каждого продавца — санитарная книжка.

    К сожалению, есть и горе-продавцы, торгующие помидорами и бананами по принципу «где стал, там и продал». Некоторые минчане жалеют бабушек: им, бедным, с лучком и укропом покоя не дают. Присмотритесь внимательно: среди торговцев с земли очень мал процент стариков. В основном это так называемые перекупы. А после стихийного рынка импровизированные торговые площадки превращаются в стихийные помойки.

    Недавно заместитель председателя Мингорисполкома Анд­рей Доморацкий высказал предложение организовать в мес­тах массового скопления торговцев небольшие крытые павильоны. Комитету архитектуры и градостроительства было дано поручение разработать их дизайн-проект, который бы вписался в стилистику городской застройки. Поставить в Минске «времянки» мы не можем.

    Автор: Анна МАКСИМОВАВечерний Минск

Комментарии (0)