Учредитель компании «Хорс-Моторс» Анатолий Коробач увлёкся мототехникой в детстве. Свой первый мопед он собрал «с нуля» в 14 лет. Со временем увлечение трансформировалось в серьёзный бизнес: сегодня его компания является одним из крупнейших производителей и импортёров мототехники в Беларуси, занимает серьёзную нишу на российском рынке. В 2011 году «Хорс-Моторс» выкупила контрольный пакет акций у ОАО «Гомельский мотороремонтный завод», и спустя шесть месяцев на его площадях начали собирать скутеры, мопеды, мотокультиваторы. Главный акционер продолжает вкладывать средства в развитие завода, одновременно не забывая направлять весомую долю прибыли на социальные проекты. Анатолий уверяет, что ничего сверхъестественного в его карьере нет, такой «путь» в состоянии повторить каждый, даже не обладая стартовым капиталом. Формулой успеха он поделился с читателями «Советского района».
— Анатолий, расскажите немного о себе. Из какой вы семьи?
— Мне 35 лет, я женат, имею двоих сыновей. Родился в городском посёлке Красносельский Гродненской области. Воспитывался бабушкой и дедушкой, они простые люди. Дед, Николай Николаевич, всю жизнь проработал рабочим в помольном цехе местного цементного завода, а бабушка, Мария Николаевна, дай Бог ей здоровья и долголетия — рядовым поваром в местном ресторане.
— Какое образование вы получили?
— Сразу после окончания средней школы поступил в Белорусский политехнический институт (нынешний БНТУ) на специальность «Разработка полезных ископаемых». Выбрал её хаотично, руководствуясь перспективой будущего трудоустройства на родном цементном заводе.
На третьем курсе встретил свою будущую жену Татьяну. А уже с четвёртого курса БНТУ ушёл в академический отпуск, так как оказался перед выбором: продолжать учиться или развивать бизнес и кормить молодую семью. На совмещение не хватало ни времени, ни сил.
По специальности не работал ни дня. Уже позже, чётко определившись со своей рабочей стезёй, окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по специальности «Менеджмент организации». Сейчас прохожу обучение в магистратуре БГУ по специальности «Экономика».
— С чего начался бизнес?
— С фанатичного увлечения мототехникой. В моей юности отсутствовал Интернет, дети мало сидели дома, всё свободное время проводили на улице. К 13 годам мы с друзьями и приятелями увлеклись мопедами. Днями и ночами просиживали в гаражах, многократно разбирали и собирали двигатели и ходовые части. Выменивали их и продавали друг другу, постоянно реставрировали и усовершенствовали советский мотопром.
В 14 лет я собрал свой первый мопед. Собрал, как говорится, «с нуля», знал в нём каждый винтик и безумно был горд и счастлив за своё детище. К слову, нынешний директор мотороремонтного завода Виталий Воропай свою первую «Верховину» собрал раньше меня — лет в 13.
В те времена подросткам официально разрешалось управлять мопедом с 14 лет, и мы абсолютно законно целыми эскадронами мопедистов гоняли по посёлку. Кроме «покатушек», удавалось немного заработать на перепродаже мопедов и запасных частей, что позволило мне в 15 лет купить свой первый мотоцикл — легендарную «Яву».
К моменту окончания школы и поступления в вуз я в совершенстве знал всю конъюнктуру рынка запасных частей для мототехники. Тогда ещё было время некоторого дефицита, поэтому решил воспользоваться ситуацией. В будние дни учился и закупал нужные запасные части, а с пятницы по воскресенье отправлялся в «круиз» по рынкам Беларуси перепродавать закупленное. Затем был первый гараж в Минске, ИП, первое предприятие и так далее. Наверное, так начинали многие бизнесмены в то время.
— Сколько удавалось тогда заработать?
— По-разному. Были взлёты и падения, заработки и убытки. Всему приходилось учиться методом проб и ошибок. Подсказать было некому, хотя мне всегда везло на хороших людей. Всё, что зарабатывал, вкладывал в «оборотку» бизнеса.
Хорошо запомнился случай из 1999 года, когда за одну сделку по продаже двигателей к мотоблоку заработал 500 долларов — сумма на то время для меня была безумно большой. Сразу возник миллион соблазнов, куда их потратить, но здравый смысл взял своё — всё до последнего цента вложил в бизнес.
В те годы я отказывал себе во всём, даже в полноценном питании. Для меня бизнес в то время, да и сейчас, был не просто инструментом заработка, а неким соревнованием. Достигая одной цели, ставил вторую, затем третью и так далее. Это не просто работа, а образ жизни: встаёшь с мыслями о делах и ложишься спать, думая о планах на будущее.
— Как проходило развитие бизнеса?
— После развала СССР оптовые и логистические связи были нарушены, образовался значительный дефицит многих товаров. В то время важно было знать, где купить и куда продать тот или иной товар. Опт формировал цену и ассортимент товаров на рынке Беларуси. Всё было просто и сверхприбыльно.
Но оптовая конкуренция неумолимо росла, маржа оптовиков в конкурентной борьбе постоянно падала, а рынок требовал более широкого ассортимента товаров. В 90-е, будучи челноком, а затем и оптовым поставщиком, я чётко видел и понимал, что со временем рынком в значительной степени будет управлять не опт, а розница.
Так и произошло: розничная торговля стала диктовать ассортимент и цены на рынке, снимая львиную долю прибыли. Ещё в начале 2000-х покупатель был не настолько избалован, как сейчас. За многими товарами для выбора оптимального качества и цены людям приходилось ездить в областные города или в Минск. Поэтому открытие любого специализированного магазина в районных центрах уже давало значительные шансы на успех.
К тому моменту я уже учредил компанию «Хорс-Моторс», которая специализировалась на розничной торговле запасных частей к мототехнике. Много средств было вложено в открытие фирменных магазинов в регионах. Первые открывал, откровенно говоря, с большой настороженностью. Но нужно было расти и развиваться, поэтому очередную планку ставил, и вперёд! На сегодня у «Хорс-Моторс» уже 22 фирменных магазина.
— Как вы пришли на Гомельский мотороремонтный завод?
— Производство — это пик развития любого направления в бизнесе, хотя и самая сложная его составляющая. Это целая наука, абсолютно не похожая на оптовую или розничную торговлю, требующая множества специфических знаний, умений и опыта. Зато оно позволяет воплотить в жизнь все технические идеи и мысли, создать свой особенный и востребованный на рынке продукт.
С Гомельским мотороремонтным заводом компания «Хорс-Моторс» вела давние партнёрские отношения в рамках производства малолитражных двигателей и профессиональных мотокос. Я хорошо знал коллектив предприятия, видел его профессионализм, добросовестность и большой производственный опыт. А это ключевые факторы в любом производстве. Именно поэтому остановил свой выбор на ГМРЗ.
Сегодня на заводе налажен выпуск 20 видов мототехники с объёмом двигателя от 50 до 150 «кубиков». В этом году освоили сборку трициклов и квадроциклов для детей и взрослых. Стабильный спрос на них есть.
Если бы не кризис, открыли бы собственное производство рам и колёсных дисков. Из-за веса и габаритов их доставка из Китая обходится дорого. Просчитали целесообразность проекта: самим варить рамы имеет смысл при увеличении объёмов производства от 15 тыс. единиц техники в год. Пока покупательская способность не достигает этой цифры.
— Она в этом году во всех отраслях упала. Какие меры предприняла ваша компания, чтобы сохранить производство и розничную сеть?
— Сделали ставку на трансформер «ХорсАМ ИС-1» и не прогадали. Люди с охотой покупают мотокультиватор, который с помощью отвёртки и гаечного ключа можно переделать в многофункциональный аппарат для выполнения любых сельскохозяйственных работ. Агрегат запатентован. Ему не страшно бездорожье, он также может использоваться как транспортное средство рыбаками, охотниками и другими любителями активного отдыха. Подробная информация о характеристиках и достоинствах «ХорсАМ ИС-1» представлена на сайте компании www.hors-motors.by.
— А кто генератор этой идеи?
— Концепция идеи с «Хорсом» была моя, я давно видел потребность в таком многопрофильном агрегате, но создать достойный продукт вне стен завода крайне затруднительно. Вот тут и пригодился технический потенциал предприятия. Завод для того и нужен, чтобы все пожелания и замечания розничных и оптовых потребителей, а также все наши новаторские идеи воплощать в жизнь, создавая новые, востребованные на рынке товары.
— Вы строите церкви и занимаетесь благотворительностью. С чего бы вдруг?
— Для меня православие — это не просто религия, а важная составляющая белорусской культуры, традиций и семейного устоя, дающая ответы на многие вопросы, возникающие в жизни. К 30 годам у меня чётко сформировалось понимание, что часть своих доходов я обязан отдавать на благие дела для своей Родины и своих соотечественников.
Очень важно не просто оказывать материальную помощь, а видеть практические плоды своих стараний. Поэтому значительную часть средств, времени и сил я трачу на строительство церквей. Все проектные, строительные и прочие работы курирую сам — от названия, стиля и места строительства церкви до цвета стен и формы купольного креста.
Одновременно со строительством церквей стараюсь помогать молодым спортсменам и детям-сиротам.
К моей большой радости, за последние годы начал образовываться круг единомышленников, которые в меру своих сил помогают в православном строительстве. Совместными усилиями можно сделать существенно больше.
— Считаете ли вы себя богатым человеком?
— Богатому человеку всего хватает, а мера достатка у каждого своя. В материальном плане мне хватает всего.
Комментарии (0)