03 Июня, 2020 Среда

Как хобби стало бизнесом. Главный акционер мотороремонтного завода рассказал о стартапе в 90-е

  • 30 сентября 2015 Экономика Русский 0

    Учредитель компании «Хорс-Моторс» Анатолий Ко­робач увлёкся мототехникой в детстве. Свой первый мопед он собрал «с нуля» в 14 лет. Со временем увлечение транс­формировалось в серьёзный бизнес: сегодня его компания является одним из крупнейших производителей и импортёров мототехники в Беларуси, за­нимает серьёзную нишу на российском рынке. В 2011 году «Хорс-Моторс» выку­пила контрольный пакет акций у ОАО «Гомельский моторо­ремонтный завод», и спустя шесть месяцев на его пло­щадях начали собирать ску­теры, мопеды, мотокульти­ваторы. Главный акционер продолжает вкладывать сред­ства в развитие завода, одно­временно не забывая направ­лять весомую долю прибыли на социальные проекты. Ана­толий уверяет, что ничего сверхъестественного в его ка­рьере нет, такой «путь» в со­стоянии повторить каждый, даже не обладая стартовым ка­питалом. Формулой успеха он поделился с читателями «Со­ветского района».

    — Анатолий, расскажите немного о себе. Из какой вы семьи?

    — Мне 35 лет, я женат, имею двоих сыновей. Родился в го­родском посёлке Красносельский Гродненской области. Воспитывался бабушкой и де­душкой, они простые люди. Дед, Николай Николаевич, всю жизнь проработал рабочим в помольном цехе местного це­ментного завода, а бабушка, Мария Николаевна, дай Бог ей здоровья и долголетия — ря­довым поваром в местном ре­сторане.

    — Какое образование вы получили?

    — Сразу после окончания средней школы поступил в Бе­лорусский политехнический институт (нынешний БНТУ) на специальность «Разработка по­лезных ископаемых». Выбрал её хаотично, руководствуясь перспективой будущего тру­доустройства на родном це­ментном заводе.

    На третьем курсе встретил свою будущую жену Татьяну. А уже с четвёртого курса БНТУ ушёл в академический отпуск, так как оказался перед вы­бором: продолжать учиться или развивать бизнес и кор­мить молодую семью. На со­вмещение не хватало ни вре­мени, ни сил.

    По специальности не ра­ботал ни дня. Уже позже, чётко определившись со своей ра­бочей стезёй, окончил Москов­ский государственный универ­ситет экономики, статистики и информатики по специаль­ности «Менеджмент ор­ганизации». Сейчас про­хожу обучение в маги­стратуре БГУ по спе­циальности «Эконо­мика».

    — С чего на­чался бизнес?

    — С фанатич­ного увлечения мо­тотехникой. В моей юности отсут­ствовал Интернет, дети мало сидели дома, всё свободное время проводили на улице. К 13 годам мы с друзьями и при­ятелями увлеклись мопедами. Днями и ночами просиживали в гаражах, многократно разби­рали и собирали двигатели и ходовые части. Выменивали их и продавали друг другу, по­стоянно реставрировали и усо­вершенствовали советский мо­топром.

    В 14 лет я собрал свой первый мопед. Собрал, как говорится, «с нуля», знал в нём каждый винтик и безумно был горд и счастлив за своё детище. К слову, ны­нешний ди­ректор моторо­ремонтного завода Виталий Воропай свою первую «Верхо­вину» собрал раньше меня — лет в 13.

    В те времена подросткам официально разрешалось управлять мопедом с 14 лет, и мы абсолютно законно целыми эскадронами мопедистов го­няли по посёлку. Кроме «покатушек», удавалось немного за­работать на перепродаже мо­педов и запасных частей, что позволило мне в 15 лет купить свой первый мотоцикл — ле­гендарную «Яву».

    К моменту окончания школы и поступления в вуз я в совер­шенстве знал всю конъюн­ктуру рынка запасных частей для мототехники. Тогда ещё было время некоторого дефи­цита, поэтому решил восполь­зоваться ситуацией. В будние дни учился и закупал нужные запасные части, а с пятницы по воскресенье отправлялся в «круиз» по рынкам Беларуси перепродавать закупленное. Затем был первый гараж в Минске, ИП, первое предпри­ятие и так далее. Наверное, так начинали многие бизнесмены в то время.

    — Сколько удавалось тогда заработать?

    — По-разному. Были взлёты и падения, заработки и убытки. Всему приходилось учиться методом проб и ошибок. Под­сказать было некому, хотя мне всегда везло на хороших людей. Всё, что зарабатывал, вкладывал в «оборотку» биз­неса.

    Хорошо запомнился случай из 1999 года, когда за одну сделку по продаже двигателей к мотоблоку заработал 500 дол­ларов — сумма на то время для меня была безумно большой. Сразу возник миллион со­блазнов, куда их потратить, но здравый смысл взял своё — всё до последнего цента вложил в бизнес.

    В те годы я отказывал себе во всём, даже в полноценном питании. Для меня бизнес в то время, да и сейчас, был не просто инструментом за­работка, а неким соревнова­нием. Достигая одной цели, ставил вторую, затем третью и так далее. Это не просто ра­бота, а образ жизни: встаёшь с мыслями о делах и ложишься спать, думая о планах на бу­дущее.

    — Как проходило разви­тие бизнеса?

    — После развала СССР оптовые и логистические связи были нарушены, образовался значительный дефицит многих товаров. В то время важно было знать, где купить и куда продать тот или иной товар. Опт формировал цену и ассор­тимент товаров на рынке Бела­руси. Всё было просто и сверх­прибыльно.

    Но оптовая конкуренция неумолимо росла, маржа опто­виков в конкурентной борь­бе постоянно падала, а рынок требовал более широкого ассортимента товаров. В 90-е, будучи челноком, а затем и оптовым поставщиком, я чётко видел и понимал, что со време­нем рынком в значительной степени будет управлять не опт, а розница.

    Так и произошло: рознич­ная торговля стала диктовать ассортимент и цены на рынке, снимая львиную долю прибы­ли. Ещё в начале 2000-х поку­патель был не настолько изба­лован, как сейчас. За многи­ми товарами для выбора опти­мального качества и цены людям приходилось ездить в областные города или в Минск. Поэтому открытие любого специализированного магазина в районных центрах уже давало значительные шансы на успех.

    К тому моменту я уже учре­дил компанию «Хорс-Моторс», которая специализировалась на розничной торговле запас­ных частей к мототехнике. Много средств было вложено в открытие фирменных магази­нов в регионах. Первые откры­вал, откровенно говоря, с боль­шой настороженностью. Но нужно было расти и развивать­ся, поэтому очередную план­ку ставил, и вперёд! На сегод­ня у «Хорс-Моторс» уже 22 фирменных магазина.

    — Как вы пришли на Гомельский мотороремонт­ный завод?

    — Производство — это пик развития любого направле­ния в бизнесе, хотя и самая сложная его составляющая. Это целая наука, абсолютно не похожая на оптовую или розничную торговлю, требующая множества специфиче­ских знаний, умений и опыта. Зато оно позволяет воплотить в жизнь все технические идеи и мысли, создать свой особен­ный и востребованный на рынке продукт.

    С Гомельским мотороре­монтным заводом компания «Хорс-Моторс» вела давние партнёрские отношения в рамках производства малоли­тражных двигателей и профес­сиональных мотокос. Я хоро­шо знал коллектив предпри­ятия, видел его профессио­нализм, добросовестность и большой производственный опыт. А это ключевые факторы в любом производстве. Именно поэтому остановил свой выбор на ГМРЗ.

    Сегодня на заводе налажен выпуск 20 видов мототехники с объёмом двигателя от 50 до 150 «кубиков». В этом году освои­ли сборку трициклов и квадро­циклов для детей и взрослых. Стабильный спрос на них есть.

    Если бы не кризис, открыли бы собственное производство рам и колёсных дисков. Из-за веса и габаритов их достав­ка из Китая обходится доро­го. Просчитали целесообраз­ность проекта: самим варить рамы имеет смысл при увели­чении объёмов производства от 15 тыс. единиц техники в год. Пока покупательская способ­ность не достигает этой цифры.

    — Она в этом году во всех отраслях упала. Какие меры предприняла ваша компа­ния, чтобы сохранить произ­водство и розничную сеть?

    — Сделали ставку на транс­формер «ХорсАМ ИС-1» и не прогадали. Люди с охотой покупают мотокультиватор, который с помощью отвёртки и гаечного ключа можно пере­делать в многофункциональ­ный аппарат для выполнения любых сельскохозяйствен­ных работ. Агрегат запатенто­ван. Ему не страшно бездоро­жье, он также может использо­ваться как транспортное сред­ство рыбаками, охотниками и другими любителями активно­го отдыха. Подробная инфор­мация о характеристиках и достоинствах «ХорсАМ ИС-1» представлена на сайте компа­нии www.hors-motors.by.

    — А кто генератор этой идеи?

    — Концепция идеи с «Хорсом» была моя, я давно видел потребность в таком многопрофильном агрегате, но создать достойный продукт вне стен завода крайне затруд­нительно. Вот тут и приго­дился технический потенциал предприятия. Завод для того и нужен, чтобы все пожелания и замечания розничных и опто­вых потребителей, а также все наши новаторские идеи вопло­щать в жизнь, создавая новые, востребованные на рынке товары.

    — Вы строите церкви и занимаетесь благотво­рительностью. С чего бы вдруг?

    — Для меня православие — это не просто религия, а важная составляющая белорусской культуры, традиций и семей­ного устоя, дающая ответы на многие вопросы, возникаю­щие в жизни. К 30 годам у меня чётко сформировалось понима­ние, что часть своих доходов я обязан отдавать на благие дела для своей Родины и своих соот­ечественников.

    Очень важно не просто оказывать материальную помощь, а видеть практиче­ские плоды своих стараний. Поэтому значительную часть средств, времени и сил я трачу на строительство церквей. Все проектные, строитель­ные и прочие работы кури­рую сам — от названия, стиля и места строительства церкви до цвета стен и формы куполь­ного креста.

    Одновременно со строи­тельством церквей стараюсь помогать молодым спортсме­нам и детям-сиротам.

    К моей большой радости, за последние годы начал образо­вываться круг единомышлен­ников, которые в меру своих сил помогают в православном строительстве. Совместными усилиями можно сделать суще­ственно больше.

    — Считаете ли вы себя богатым человеком?

    — Богатому человеку всего хватает, а мера достатка у каждого своя. В материальном плане мне хватает всего.

    Автор: Светлана Коломиец, фото из личного архива Анатолия Коробача, «Советский район»Советский район

Комментарии (0)