О механизме формирования цен торговыми предприятиями столицы и допускаемых при этом нарушениях рассказала начальник управления антимонопольной и ценовой политики Мингорисполкома Наталья Зайцева
— Наталья Валентиновна, каковы основные направления ценового регулирования в нашей стране?
— В соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь № 4 от 31 декабря 2010 года проводится либерализация ценообразования, поэтому на протяжении последних лет сфера ценового регулирования постоянно сокраща-
ется.
Сейчас государство регулирует цены на продукцию организаций-монополистов, а также на жизненно важные товары и услуги: лекарства, основные продукты питания, услуги ЖКХ…
Кроме того, Советом Минист-
ров утвержден перечень социально значимых товаров, на которые Министерство торговли может ввести временное ценовое регулирование. Туда включены рис, гречневая крупа, рыба массовых сортов, масло подсолнечное и рапсовое, масло сливочное, мука пшеничная, сахар-песок, соль поваренная, хлопья овсяные и макаронные изделия. Сегодня цены на эти товары не регулируются, но в случае необходимости Мингорисполком оперативно внесет соответствующее предложение в Министерство торговли. Важно, чтобы вышеназванные продукты были доступны для населения.
Кстати, в период с ноября по май Мингорисполком осуществляет довольно жесткое ценовое регулирование в отношении плодоовощной продукции. На картофель, капусту белокочанную, лук репчатый, морковь и свеклу столовую для производителей устанавливают предельные максимальные отпускные цены, к которым торговые организации применяют предельные торговые надбавки, установленные в суммовом выражении (400-500 рублей). Превышение расчетной максимальной цены такой продукции является нарушением и послужит основанием для проведения внеплановой проверки предприятия.
— Как проводится контроль за ценовой ситуацией на потребительском рынке столицы?
— Специалисты нашего управления еженедельно отслеживают цены на социально значимые товары в розничной торговой сети. С начала года это сделано в 1.449 торговых точках субъектов предпринимательской деятельности.
Управлением были проверены 58 предприятий. На 47 установлены нарушения, что составляет 81 процент от числа проверенных. 43 из них (91,5 процента) нарушали установленный порядок формирования и применения цен на социально значимые товары, реализуемые в розницу. При этом в 40 процентах случаев нарушение ценового законодательства допускалось предприятиями, реализующими товары на рынках и через торговые точки (лоточная торговля), в 60 процентах — в магазинах.
По результатам проверок на субъекты хозяйствования наложены административные взыскания на сумму
467,4 миллиона рублей. Штраф в размере 28,1 миллиона рублей заплатили 46 должностных лиц.
Специалисты управления сейчас проводят внеплановые проверки еще ряда субъектов предпринимательской деятельности.
— Учитывая, что перечень регулируемых товаров ограничен, какие механизмы обеспечения их ценовой доступности дадут наибольший эффект?
— Действенным будет насыщение потребительского рынка достаточным количеством конкурентоспособных отечественных товаров. Эффективными инструментами здесь являются создание стабилизационных фондов продовольственных товаров, проведение товарных и закупочных интервенций. Кроме того, стимулируют покупательский спрос стоковые акции, ярмарки-распродажи отечественных товаров по сниженным ценам и другие подобные мероприятия, проводимые торговыми организациями совместно с производителями.
В нынешнем году проверка выполнения ценового законодательства проведена у 58 субъектов предпринимательской деятельности столицы. Нарушения установлены у 47 из них.
Комментарии (0)