26 Апреля, 2024 Пятница

Перспективы первого порядка

  • 05 ноября 2015 Экономика Русский 0

    Наряду со строительством традиционных объектов — жилых домов, школ, детских садов, торговых центров и поликлиник — в Минске реализуется несколько по-настоящему масштабных проектов, благодаря которым изменится и облик города, и уровень комфорта столичных жителей. Как на этих стройплощадках обстоят дела, узнавала корреспондент «Вечерки», отправившись по городу вместе с заместителем председателя Мингорисполкома Виктором Лаптевым

    Квадратура жилищного круга

    Опыт подсказывает: о чем бы ни зашел разговор с зампредом, курирующим строи­тельную отрасль, он не может не коснуться краеугольного камня — возведения жилья. Если обратиться к статис­тике, то Минск задание перевыполняет.

    На январь — сентябрь нынешнего года в столице введено в эксплуатацию жилых домов общей площадью

    830,44 тысячи квадратных мет­ров. Это 111,09 процента от годового задания.

    При этом для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, возведено 268,63 тысячи квадратных метров; для строящихся с господдержкой — 158,85 тысячи; для многодетных семей — 67,13 тысячи квадратов и 47,69 тысячи квад­ратных метров арендного

    жилья.

    — Сколько в среднем обходится квадратный метр жилья для стоящих на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий?

    — Порядка 8 миллионов руб­лей за квадратный метр в доме типовых потребительских качеств, — говорит Виктор Сергеевич. — Стоимость по введенным домам в июле

    была 7,6-7,9 миллиона за квад­рат. Некоторые застройщики заключают договоры и по 9 миллионов. Дом дому рознь.

    — Из-за чего такая разница в стоимости жилья для очередников и тех, кто не является нуждающимся в улучшении жилищных условий?

    — При строительстве домов для стоящих на очереди законодательством преду­смотрено 5-процентное огра­ничение рентабельности. Для ненуждающихся таких огра­ничений нет, поэтому застройщик может предусмот­реть рентабельность и 40, и 50 процентов. Главным образом, исходя из возможностей рынка. Сейчас, кстати, цены падают. Некоторые застройщики готовы продавать и по 900 долларов в эквиваленте за квадратный метр.

    Тем временем подъезжаем к жилому району Лебяжий. Застраивается он буквально на глазах, однако не обошлось и без пресловутой ложки дегтя. На самом видном месте, через дорогу от «Минск-Арены», неожиданной щербинкой в ряду возведенных эффектных высоток встречает комп­лекс «Лазурит».

    — Его начали возводить в конце 2013 года и планировали ввести к чемпионату мира, — объясняет Виктор Лаптев. — Фактически это целый квартал, состоящий из трех зданий. Только жилая площадь «Лазурита» составляет 70 тысяч квадратных метров. Стандартный дом в среднем имеет площадь до 10 тысяч квадратов. Под всем комплексом преду­смотрен подземный паркинг плюс административные и торговые помещения. Заказчику все это оказалось не по силам, стройка приостановилась, и Мингорисполком сменил застройщика.

    За дело взялся УКС Мингорисполкома. И уже вывел 4 этажа. Сколько же в итоге будет стоить квартира в таком доме? Сейчас корректируется архитектурный проект, затем рассчитают стоимость квад­ратного метра и лишь потом начнут привлекать дольщиков.

    Со щитом

    Со следующим объектом, несомненно, связаны на­дежды тысяч горожан. Речь идет о метро. Белорусская столица одна из немногих на просторах бывшего Союза планомерно и упорно продолжает сооружение новых станций и линий метрополитена.

    — Сейчас ведется строи­тельство первого участка треть­ей линии, это четыре станции, — рассказывает Виктор Сергеевич. — Станция «Юбилейная» располагается вблизи одноименной площади, на пересечении улиц Сухой и Кальварийской, станция «Площадь Франтишка Богушевича» — прямо под кольцом на улице Клары Цеткин, станция «Вокзальная» — на Южной площади (Дружной), станция «Ковальская Слобода» — на пересечении улиц Жуковского и Воронянского. Куплен новый механизированный щит французского производства, оборудование поставляется в Минск, будет смонтировано в ноябре и включится в работу по проходке тоннелей.

    — Достаточно ли одного такого проходческого щита, ведь планы по возведению метро очень серьезные?

    — Первую очередь планируется ввести к 2017 году. Учитывая, что объемы работ по-настоящему грандиозные, второй столь же производительный щит был бы более чем кстати. Немаловажный аспект — и подготовка персонала: щит может пройти и 250 метров, и 400. Поэтому в зависимости от подготовки машиниста можно регулировать и скорость строительства. Обучает специалистов предприятие, которое продает это горное оборудование, фирма же обеспечивает техническое сопровождение первых 500 метров при сооружении тоннеля. А далее надо нарабатывать свои опыт и мастерство.

    В котловане у нас под ногами — будущая станция «Вок­зальная». Уже можно разобрать, где будет платформа, где — пути. Часть платформы — 24 метра — построена. Одновременно с сооружением станции ведется проходка тоннеля в сторону станции «Площадь Ленина». Один его выход приведет в существующий вестибюль, второй — на платформу старой станции. Примерно так, как на «Купаловской» и «Октябрьской». Тоннель надо тянуть и под железнодорожными путями, и под одним из зданий БГУ. Все это требует особых техничес­ких решений. Однако железнодорожное движение не перекрывается, лишь составы в месте строительства снижают скорость.

    Этажи большого города

    Ту сторону улицы Аэродромной, что ближе к аэропорту, не узнать. Здесь начинается строительство многофункционального комплекса «Минск-Мир», а потому территорию освобождают.

    — Вопрос сноса решен. И помешать ему ничего не может. Процесс запущен, — подчеркивает Виктор Серге­евич. — На сегодняшний день снесены административные и производственные здания одной строительной организации, административно-складские помещения.

    Завершается снос зданий треста «Белтрансстрой». Убирают всё подчистую — фундаменты, сети. По сути вся полоса вдоль Аэродромной будет сноситься, останется лишь здание аэровокзала — памятник архитектуры. Уберут и взлетную полосу, склады ГСМ. Выделены средства на проектирование авиаремонтного завода, предприятие переедет в Сокол.

    Комплекс «Минск-Мир» займет территорию в 318 гектаров.

    Площадка для первого пус­кового комплекса первой очереди «Минск-Мир» уже свободна. Теперь с улицы Аэродромной открывается широкая перспектива — можно разглядеть и ограду Козыревского кладбища. Кстати, его планируют реконструировать, построить церковь за счет средств инвестора.

    Первыми объектами комп­лекса «Минск-Мир» станут дом на 500 квартир и детский сад. Следующим — торговый центр в 100 тысяч квад­ратных метров площадей. Для сравнения: торговая площадь универмага «Беларусь» — примерно 8,5 тысячи квадратов. Строи­тельство будет двигаться вдоль Аэро­дромной в сторону улицы Брилевской. Изю­минкой многофункционального комп­лекса — и по архитектурному облику, и по содержанию — станет Международный финансовый центр. Кстати, и озеленение, и решение проблемы парковочных мест продумано — только в первом пус­ковом комплексе планируется построить два паркинга. Завершение первого объекта преду­смотрено в 2020 году, срок реализации всего проекта — 2028-й.

    Следующий наш адрес — улица Филимонова. Когда едешь по проспекту Независимости, сложно догадаться, насколько масштабное строительство идет за ограж­дением будущего комплекса «Газпром Центр». На дне огромного котлована глубиной 15 мет­ров — кажущиеся миниатюрными самосвалы и строительная техника. На этом подземном уровне построят двухэтажный паркинг на 1.300 машин. А сверху расположатся десять зданий, в том чис­ле 189-мет­ровое, в 36 этажей, которое должно стать самым высоким в Минске. Весь комп­лекс будет закончен в декабре 2018 года.

    Виктор Сергеевич начинает со знанием дела объяснять, как все тут устроено и воплощения каких еще не­обыкновенных решений следует ожидать. Однако это тема отдельного разговора — хорошо, что строи­тельная отрасль активно использует новые технологии и всему этому находится применение в Минске. Но не меньше радует и практическая сторона, например, то, что буквально вчера открыто движение по путепроводу на проспекте Независимости — улице Филимонова. И это лишь первое открытие в ряду всех этих масштабных проектов.

    Автор: Елена КОРНИЕНКОВечерний Минск

Комментарии (0)