16 Апреля, 2024 Вторник

Президент о тарифах на ЖКУ: чиновники занимались приписками

  • 24 февраля 2016 Экономика Русский 0

    В понедельник, заслушивая доклад о налоговой и акцизной политике, Президент выразил возмущение по поводу ситуации с тарифами на ЖКУ. Необходимые расчеты, по его словам, были проведены, однако на деле все получилось с точностью до наоборот: цены резко выросли, и граждане по этому поводу начали жаловаться. Вчера Александр Лукашенко вернулся к теме. После церемонии возложения венков к монументу Победы по случаю Дня защитников Отечества в беседе с представителями дипкорпуса он так охарактеризовал поведение некоторых чиновников: «Довели жесткие тарифы... И что они начали делать? Они начали мудрить и вводить некие показатели. Взять, к примеру, переработку твердых бытовых отходов. Это выгодная вещь, у нас в очереди стоят, чтобы перерабатывать. За что же платить? Это значит, занимаются приписками, чтобы украсть деньги из бюджета легальным путем». Президент дал понять: в сфере ЖКХ он намерен навести порядок.

    Действительно, январские жировки оказались с «сюрпризом». С начала года ведь цены на газ и электричество выросли на величину НДС (20%), на треть увеличились тарифы на отопление и горячее водоснабжение. Но это еще не все. Подросли отчисления на капремонт, а за лифт ныне и вовсе отвечают две строчки: техобслуживание (плата в расчете на квадратный метр общей площади жилого помещения) и электроэнергия, потребляемая на работу лифтов, которую измеряют в расчете на количество зарегистрированных в квартире человек. Появились в платежках и принципиально новые строчки — например, «электроэнергия, потребляемая на освещение вспомогательных помещений». Так что понять критику, которую высказывают люди, труда не составляет. Во–первых, теперь далеко не всем понятно, что означает в жировке та или иная строчка и насколько вообще повысилась стоимость услуг. А во–вторых, в извещениях вдруг появились графы, которые многие плательщики сочли лишними. Впрочем, самое главное это не то, что платить мы стали больше и пунктов, по которым мы обязаны это делать, прибавилось. Просто вместе с этим прозрачность исчисления тарифов в ЖКХ, как, собственно, и всегда это было, оставляет желать лучшего...

    Экономист Антон Болточко по этому поводу говорит, что основная проблема ЖКХ — это «сокрытая от лишних глаз система подсчета себестоимости оказываемых услуг».

    — Ну не существует в публичном пространстве какой–то подробной информации о том, из чего же складывается реальная стоимость тарифов, которые мы наблюдаем в наших жировках, — констатирует он. — А когда не существует простого расчета, говорить о каких–то дальнейших реформах в ЖХК, на которых настаивает Правительство, очень тяжело. Потому что просто не понятно, что там вообще происходит.

    Параллельно с повышением тарифов изменился и другой показатель — сократился процент возмещения услуг ЖКХ, который дотирует государство. Вот тут–то и возник второй вопрос: раз уж мы стали платить за ЖКУ больше на 3%, то почему в платежке графа «итого» выросла на 60 — 70%? Сергей Шевченко, и.о. председателя правления коллектива индивидуальных застройщиков из города Могилева, считает, что проблема возмещения расходов по ЖКУ у нас давно уже переросла в чисто экономическую.

    — Помните, все мы в свое время ставили счетчики на воду? Так вот, это очень сильно ударило по бюджетам водоснабжающих организаций. До этого ведь никто не считал, сколько в реальности потреблял человек, «рисовали» условную цифру, к примеру, 8 кубометров на душу. Но потом выяснилось, что цифры эти были явно завышены от реальных объемов потребления. Моя семья потребляет 8 кубов на троих — то есть втрое меньше, чем хотелось бы получать «Водоканалу». Думаю, что так же почти у всех. Понятно, что «Водоканалы» уже привыкли к прежней экономике, и поэтому выбор у них был один: или тарифы повышать, или требовать дотации из госбюджета. Пошли по второму пути, но сейчас такие дотации надо сокращать, а сделать это, не возложив эти траты на население, невозможно.

    С.Шевченко выступает резко против непрозрачности тарифов на ЖКУ, которая позволяет спрятать многие косвенные расходы коммунальщиков. Например, та самая новая строчка в жировке «электроэнергия за пользование лифтом». Оказывается, в ней, помимо основного тарифа, содержится еще и платеж по затратам на расчетно–кассовые центры, а также за стоимость банковских услуг. С одной стороны, цифра на выходе получается копеечная и по карману потребителя сильно не бьет, но в данном случае важен принцип. Это ведь не что иное, как обман потребителя ЖКУ.

    — Я живу в садовом товариществе недалеко от Минска и давно уже оплачиваю 100% и за газ, и за электроэнергию, поэтому мне трудно понять того, кто платит меньше, чем я, — признался декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев. — Но с другой стороны, понимаю, что доходы населения невелики и здесь важно уметь балансировать. По большому счету, экономика Беларуси устроена так, что за счет транспорта, ЖКУ и НДС на социальные продукты нам бюджет не пополнить. Его пополняют НПЗ, мобильные операторы и предприятия реального сектора. Так что, наверное, все–таки прав Президент, когда говорит, что по мелочам, которые пусть и достанутся бюджету, раздражать население не стоит.

    М.Ковалев считает, что раз уж государство ныне меньше компенсирует затраты населению по ЖКУ и соответственно мы стали платить за них больше, то необходимо максимально ускоренно создавать условия, чтобы граждане зарабатывали средства на покрытие возросших расходов. Если призадуматься, на перемены Минжилкомхоз пошел слишком уж резво, тем более в условиях, когда зарплаты граждан почти перестали расти.

    Кстати, на прошлой неделе Совет Министров рассматривал Программу деятельности Правительства на 2016 — 2020 годы, где был анонсирован поэтапный рост возмещения тарифов на ЖКУ населением. Его планируется осуществить в три этапа: конец 2016 года — выход на 50 процентов возмещения затрат, конец 2017 года — на 75 процентов, а к концу 2018 года — на все 100 процентов. Причем в программе строго оговорено, что эти процессы должны происходить «в увязке со снижением себестоимости и перекрестного субсидирования», а также с «ростом адресной социальной поддержки населения». То есть тарифы пусть растут, главное, чтобы этот рост предварительно подкреплялся соответствующим ростом денежных доходов граждан.

    Вопрос о тарифах на ЖКУ пока повис в воздухе, но он отнюдь не риторический. Александр Лукашенко определил дату, когда на него придется дать исчерпывающий ответ, — 1 марта. К этому дню Президенту должны быть представлены все детальные расчеты. Так что к теме наличия лишнего «жира» в жировках мы вернемся в ближайшее время.

     

    benko@sb.by

    Советская Белоруссия № 35 (24917). Среда, 24 февраля 2016

    Автор: Александр БЕНЬКОСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)