26 Апреля, 2024 Пятница

Число туристов, приехавших в Беларусь, в 2015 году выросло более чем в 2 раза

  • 17 марта 2016 Экономика Русский 0

    В прошлом году почти 1,2 млрд человек отправлялись в путешествия. Число поездок выросло на 4,4%, или на 50 млн. По прогнозам Всемирной туристской организации, в нынешнем году число путешественников увеличится еще на 4%. Как правило, новички едут по проторенным маршрутам. В незнакомые места, за экзотикой отправляются бывалые. Нашу страну в конце прошлого года на международной выставке World Travel Market в Лондоне презентовали как Terra incognita в центре Европы. Ведь иностранцы либо крайне мало знают о нас, либо путают с Россией. Чтобы создать верное представление, в Минспорта и туризма предложили разработать национальный туристический портал, который будет не только рассказывать о стране и предлагать готовые маршруты, но и продавать их. Ведь, несмотря на опасения, что 2015-й для туротрасли будет провальным (сказались финансовые потрясения в регионе), вышло наоборот: число туристов, приехавших к нам, выросло в два с лишним раза — со 137 тыс. до 300. Чаще других к нам заглядывали россияне, которые решили ограничиться отдыхом в ближайшем зарубежье. В среднем гости пребывали у нас 5 дней, сколько денег оставили, статистики пока считают. 

    Какой бы ни получилась цифра, в Минспорта и туризма неоднократно поясняли, что она далеко не всеобъемлющая — интегрированная финансовая отдача от отрасли составляет минимум 1 млрд долларов. Впрочем, более точные официальные данные можно будет получить после внедрения вспомогательных счетов. Замминистра спорта и туризма Михаил Портной обрисовал положение дел: эта работа идет с очень хорошей динамикой. Но заместитель председателя Ассоциации европейского бизнеса кандидат экономических наук, доцент кафедры международного туризма ФМО БГУ Марина Боровко советует поторопиться с внедрением:

    — Пока получается, что отсутствует статистика для тщательного анализа. Это один из китов, на котором строится диалог с любым инвестором. Те же официальные цифры, которые есть, играют не в нашу пользу. А ведь туристическую инфраструктуру стоит развивать. Неспроста подмечено: появляется объект международного бренда — едут и туристы, уверенные в качестве обслуживания. 

    Поэтому, по мнению Марины Боровко, параллельно нужно решать визовый вопрос. 

    — Если мы хотим, чтобы один иностранец приходился не на 33 жителя нашей страны, а на 3, нужно быть по-настоящему гостеприимными хозяевами. Это не значит, что нужно открывать двери для всех, контроль должен быть. Но он не должен отбивать интерес, — считает Боровко. 

    И советует обратить внимание еще на один аспект: дороговизну авиаперелетов. И хотя «Белавиа» продолжает уменьшать стоимость билетов (очередной шаг сделан 10 марта — топливный сбор «полегчал», к примеру, по европейским направлениям с 25 до 15 евро в одну сторону, а в прошлом году билеты подешевели на 20%), цены все равно кусаются. Гендиректор авиакомпании Анатолий Гусаров недавно разъяснил: к уровню тарифов лоукоста компания приблизиться не может. Лоукосты есть там, где для этого есть определенные условия, например дешевые кредиты и большой пассажиропоток. У нас нет ни того ни другого. Без решения ряда проблем в комплексе ситуация в отрасли не изменится, обращает внимание Марина Боровко. 

    Подключаться нужно и турфирмам. В начале 2016 года их насчитывалось 1364. При этом, по некоторым оценкам, въездным и внутренним туризмом в той или иной степени занимается около 200. Но работать многие предпочитают в одиночку. Впрочем, в конце февраля прозвучала новость: в стране хотят создать еще одно туристское общественное объединение — союз туриндустрии, ориентированный на внутренний и въездной туризм. Его инициатор Филипп Гулый, руководитель туркомпании «БелАгроТрэвел», поясняет мотивы:

    — Фактически никакой серьезной работы в плане создания и консолидированного продвижения межрегионального туризма до сих пор не велось. Поэтому наша попытка нашла отклик на периферии. Уже пожелали присоединиться к нам 60 предприятий — турорганизации, гостиницы, санатории, предприниматели-экскурсоводы, транспортные компании. Мы будем избирательно подходить к партнерам. Это организация в первую очередь для тех, кто реально работает, для серьезных игроков или стремящихся стать таковыми. 

    Регистрация общественного объединения планируется к концу месяца. В ближайшее время участники будут создавать межрегиональный продукт, думать над его единым оформлением и продвижением. Гулый уверен: туристу есть что посмотреть в глубинке. Нужно лишь подготовить для него информацию, чтобы тот не растерял жажду познаний на этапе поиска и составления нужного маршрута. На что еще рассчитывают добровольцы? На диалог с властью. В Минспорта и туризма в свою очередь надеются на партнерство, а не лоббирование конкретных туркомпаний. 

    Как водится, мнения о целесообразности нового объединения разделились. Крупные игроки, например, пока присматриваются к новичку. В Республиканском союзе туристических организаций отнеслись настороженно, но подчеркнули: не против партнерства во благо отрасли. В конце концов, лучше должно стать и нам с вами. Установка, что путешествие — это обязательно выезд за границу, постепенно меняется. В 2015 году число организованных туристов внутри страны составило 91,5 тыс. человек, а экскурсантов — 745,2 тыс. человек — на 60 и 15% соответственно больше, чем годом ранее. И показывать Беларусь нужно в первую очередь молодежи. Правда, возникает финансовый вопрос: как-никак, это заметные траты для семейного и студенческого бюджета. 

     

    druk@sb.by

    Автор: ДРУК Мария Рэспубліка

Комментарии (0)