Полтора года назад в столице началась реформа жилищно-коммунального хозяйства. Одним из первых в этот процесс был вовлечен Партизанский район. О том, как проходила реорганизация, что изменилось в работе обслуживающих организаций и чего следует ожидать, рассказывает директор КУП «ЖКХ Партизанского района г. Минска» Александр Юхно
Два в одном
— Александр Иванович, какой была первоочередная задача?
— Разделить службы заказчика и подрядчика. Раньше эти функции были сосредоточены у одного юридического лица — ЖРЭО, которое осуществляло эксплуатацию жилфонда через дочерние организации — ЖЭС. Это не способствовало повышению эффективности работы — подрядчик не был финансово заинтересован в конечном результате. В этой связи создана и зарегистрирована в марте 2015 года новая юридическая единица — ЖКХ Партизанского района. Оно, с одной стороны, выступает заказчиком, организует и контролирует проведение работ по техобслуживанию жилфонда, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию подъездов и дворов, благоустройству, обращению с отходами. С другой — является управляющей компанией. Дело в том, что жители большинства домов, приватизировав квартиры и став участниками совместного домовладения, не выбрали способ управления общим имуществом. То есть не создали товарищества собственников. В районе более 500 таких домов. Партизанское ЖКХ заключило с их жильцами 2 типа договоров: на техобслуживание и на управление имуществом совместного домовладения. Таким образом, наше предприятие от имени собственников жилых помещений представляет их интересы по организации техобслуживания, выбору подрядчиков, предоставлению коммунальных услуг от предприятий-поставщиков.
— А что стало с жилищно-эксплуатационными службами?
— Две-три расположенные по соседству ЖЭС были объединены в ЖЭУ — жилищно-эксплуатационные участки. Они подчиняются администрации района и для Партизанского ЖКХ являются предприятиями, услугами которых можно воспользоваться. Все отношения с подрядчиками строятся на деловой договорной и, подчеркну, конкурсной основе. ЖЭС больше не монополист. Конкурсы на техобслуживание организовывали и прежде, но серьезных конкурентов у ЖЭУ не было. Ситуация изменилась после принятия Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 года № 535, которым четко определены источники финансирования: на содержание дворовой территории — из бюджета, на уборку и освещение мест общего пользования (МОП) — из отчислений жильцов. Также регламентированы виды работ по техническому обслуживанию в пределах коробки здания. К концу года готовим конкурсную документацию по техобслуживанию на 2017 год. Коммерческие организации уже проявляют к этому интерес и готовы побороться с ЖЭУ.
Виртуальный лот
— Входят ли в круг интересов частников подъезды, по поводу уборки которых всегда было немало жалоб, а также дворы?
— Конкурсы по этим направлениям проводятся сейчас, причем в виде электронного аукциона. Мы не видим названия организации, каждому участнику присвоен номер. Претенденты предлагают свою, более низкую от начальной сумму. То есть готовы за гораздо меньшие средства заключать договоры и выполнять все необходимые работы. По всем четырем ЖЭУ района изначально предложенная цена на содержание придомовых территорий в ходе аукционных торгов уже снижается от 10 до 50 %. Например, по ЖЭУ-2 борются 4 претендента. Получаем информацию только о победителях, и они уже есть. Тендер на содержание дворов на территории ЖЭУ-3 выиграл этот жилищно-эксплуатационный участок, снизив цену с 284 175 рублей до 145 000 рублей. За эту сумму подрядчик будет проводить работы без уменьшения объемов и ухудшения качества. В то же время по дворовым территориям ЖЭУ-4 аукцион выиграло ООО
«Алгристрой», опять же уменьшив цену почти вдвое.
Есть первые результаты и по уборке подъездов. По жилфонду ЖЭУ-2 победу в конкурсе одержало ООО «Чистый свет», которое приступит к работе с 1 сентября.
— Получается, эта сфера впервые ступила на стезю демонополизации?
— Да, в нее могут приходить организации любой формы собственности по результатам аукционных торгов, выполняющие требования конкурсной документации. Важно то, что проводится конкурс, и если подрядчик согласился на определенные условия, подвинулся в цене, то
сэкономленные таким образом деньги направят на благоустройство территорий. У нас появляются дополнительные финансовые возможности для закупки материалов и оборудования, увеличения объемов ямочного ремонта, замены элементов визуально-адресного ориентирования. Вообще, сторонние организации и раньше по конкурсу выполняли капитальный ремонт, привлекались к текущему, например для выполнения работ на кровлях, балконах, по утеплению стен. Теперь они осваивают другие ниши.
— Однако новые игроки на рынке — темные лошадки. Справятся ли?
— С нашей стороны гарантирован жесткий контроль, особенно по отношению к новым подрядчикам. К примеру, сейчас предельно допустимый тариф на уборку подъездов — 53 копейки с одного зарегистрированного жильца в месяц. Эти деньги будут поступать обслуживающей организации, которая должна выполнять работы по санитарному содержанию МОП исходя из полученной суммы и согласно требованиям СанПиН. Они были заложены в конкурсную документацию. Мы рассчитали, сколько и каких уборок можно производить за счет отчислений жильцов в разных домах в зависимости от наличия мусоропровода, этажности и других факторов. В роли ревизоров, безусловно, будут выступать и жильцы — им-то виднее, что и как содержится. В любом случае независимо от исполнителя санитарное состояние должно улучшиться.
Наказание рублем
— Как реагирует служба заказчика, если подрядчик не выдает нужный результат?
— Оплата производится только по факту за качественно оказанную услугу. За прошлый год до 25 % всех предъявленных работ по техобслуживанию, текущему ремонту, санитарному содержанию подъездов и дворов были не приняты или с первого раза, или вообще. Например, уборка МОП не принимается, если в акте выполненных работ нет подписи одного из жильцов. В этом году названный показатель снизился до 15 %. Такое отношение со стороны службы заказчика стимулирует подрядчиков трудиться на должном уровне. Рабочие того же ЖЭУ знают: если они что-то плохо сделают, то останутся без зарплаты. Более того, их место может занять другая организация.
— Проводимая реформа позволила избавиться от лишних кадров?
— А также несвойственных ЖКХ функций. Например, внутриквартальные теплосети переданы на обслуживание энергетикам. Были оптимизированы дублирующие друг друга службы и кадровые единицы. Если в аппарате ЖРЭО трудились около 150 человек, то в ЖКХ района — 50. Вскоре после реорганизации число работников ЖЭУ, которые занимались техобслуживанием и текущим ремонтом, сократилось с 317 до 223 человек. В частности, за счет введения должности рабочего по комплексному обслуживанию зданий и сооружений. Их, согласно нормативам, 73 человека, каждый обслуживает 7-8 домов. Количество рабочих текущего ремонта сегодня подрядчик вправе определять сам в зависимости от потребностей и заработка. Оптимизация коснулась и административно-управленческого аппарата — инженерно-технических работников, бухгалтеров, юристов.
— Само ЖРЭО района больше не существует?
— Сегодня для жилищного фонда это мелкий подрядчик, который победил в конкурсе и следит за исправностью контрольно-измерительных приборов и систем автоматического регулирования. На его базе планируется создать центр по обслуживанию городских общежитий.
Комментарии (0)