26 Апреля, 2024 Пятница

Почему назрели перемены в агроэкотуризме

  • 27 октября 2016 Экономика Русский 0

    Поставить заслон недобросовестным игрокам на рынке агроэкоуслуг призван указ, проект которого разрабатывался в Министерстве спорта и туризма. С первого дня размещения документа на сайте ведомства поправки получили небывалый резонанс в обществе. Одни грозят некими катастрофическими последствиями, которые неизбежно последуют в этой сфере за принятием документа. Другие считают нововведения своевременными и объективными. Какие же изменения грядут на самом деле, чем они вызваны и кого коснутся?

    Условия для агроэкотуризма можно, без преувеличения, назвать тепличными. И в те годы, когда этот бизнес только зарождался на просторах страны, это было вполне оправданно. Деятельность по заявительному принципу, уплата сбора в размере одной базовой величины раз в год, подсчет выручки в произвольном порядке, освобождение от проверок на два года с момента первой уплаты, налоговый инспектор может появиться на пороге их дома только раз в пять лет... Ко всему в 2010 году добавились льготные кредиты. Думаете, в любой другой стране есть такие прекрасные возможности заиметь домик в деревне и принимать в нем гостей, угощая продуктами с личного подворья? Занятие подсобным хозяйством или фермерством — непременное условие со стороны государства, включившего зеленый свет зеленому туризму, которое таким образом стремилось привлечь желающих работать на земле, развивать село, народные традиции и быт. Неудивительно, что в белорусскую глубинку целыми семьями перебираются россияне, чтобы построить свое, возможно, родовое гнездо.

    Как это сделал Андрей Абрамов, поселившийся на хуторе Ёдишки на Браславщине. Его бизнес в России был связан с торговлей продуктами питания. Коллеги и друзья с недоумением отнеслись к задумке променять прибыльное дело в Москве на жизнь в белорусской деревне. А сейчас сами часто приезжают отдыхать в эти прекрасные места и даже предлагают Андрею заняться новым бизнесом. Правда, хозяин хутора отказывается, так как приехал в Беларусь не за деньгами, а, по его словам, за идеей. Он занимается производством натурального деревенского продукта: от баранины и крольчатины до парного молока. Из рациона всех животных полностью исключены антибиотики, гормоны и комбикорм. Чтобы получить хороший натуральный продукт, их вскармливают молоком, зерном, овощами. Развивать сельское хозяйство в регионе Андрей Абрамов предложил и местным жителям, создав для них рабочие места. Животноводством бывший москвич занимается по собственным технологиям: никакой привозной скотины — исключительно местные животные, которые адаптированы к белорусским природным условиям.

    В ТУРИЗМ включились сельчане каждой из областей. Большинство хозяев правильно поняли посыл государства. Ведь именно для того, чтобы поддержать сельских жителей, обладающих предпринимательской жилкой и заботящихся о своей родной деревне, и принят Указ № 327. Однако под агроэкокрышей удобно разместились и ловкачи, уходящие от налогов, и те, кто просто построил для себя в живописных местах дом. Загнув непомерные цены на якобы предоставляемые услуги, они в одиночестве и тиши проводят там свободное время.

    И в самом деле, не все зарегистрированные агроусадьбы честно работают. Видимо, поэтому даже смешную сумму налога в размере одной базовой (21 рубль) за 2015 год оплатили только 1576 владельцев. В то же время сумма выручки, полученная ими от оказания услуг, составила 119,6 миллиарда неденоминированных рублей и выролса на 16,3 процента по сравнению с 2014-м. Сделаем оговорку, цифры приблизительные, озвученные самими владельцами, поскольку отчетность и контроль весьма условные.

    До настоящего времени правила игры не менялись, а степень налоговой нагрузки, наоборот, снизилась. Если в 2006 году от доходов надо было отнять два процента, то теперь всего лишь 0,003. У нас настолько демократичный и вольный подход, что удивляются даже иностранцы.

    Как правило, за рубежом агротуризм — предпринимательская деятельность со всеми вытекающими. В той же Италии, которая впереди планеты всей по количеству массерий (ферм) и сельских вилл, данный вид услуг можно предоставлять только в рамках деятельности личных сельских хозяйств. Как правило, это небольшой семейный бизнес, передаваемый по наследству, чем итальянцы очень гордятся. При этом налогооблагаемый доход фермы рассчитывается с использованием системы единой ставки в размере 25 процентов от выручки без учета НДС. Данный налог уплачивается по фиксированной ставке и составляет 50 процентов.

    В Польше при налогообложении субъектов агроэкотуризма установлен дифференцированный подход, который зависит от местонахождения усадьбы, количества сдаваемых комнат, получаемого дохода и других факторов. Скажем, есть так называемая нулевая ставка на прибыль, которая действует при выполнении хозяином агроусадьбы ряда условий по размещению гостей, месту и площади хозяйства. Если хотя бы одно из условий не выполняется, а полученный годовой доход не превышает 20 000 евро, применяется ставка 18 процентов, а если превышает указанную сумму, то и все 32. Питание без алкогольных напитков — ставка налога 3 процента, с горячительным — 8,5 процента. Если оказываются гостиничные и туристические услуги — 17 процентов. В общем, все евросоюзовские субсидии, выделяемые для этих целей, сполна отрабатываются и «отщипываются» в госказну.

    У нас наоборот. Прибыль, получаемая с господдержкой, иногда течет мимо бюджета и даже самого туризма, напрочь выхолащивая его идею. После выхода указа, с появлением льготных кредитов, словно кот на сметану, на агротуризм нацелились далекие в помыслах от любви к сельской идиллии особо оборотистые и небедные граждане. Отстроив особняки с залами, по образному сравнению начальника управления контроля за работой отраслей социальной сферы Комитета госконтроля Виктора Бурло, по шику и размерам не уступающие Ливадийскому дворцу, они зазывают туда на банкеты. Но нельзя же считать туристами приехавших отметить событие или праздник! От всенощного «гудежа» старики, живущие в деревнях по соседству с отстроенными хоромами, часто глотают валерьянку. Жалобы в разные инстанции на время отрезвляют псевдоаграриев, но ведь пока закон на их стороне.

    Заместитель министра по налогам и сборам Светлана Шевченко объясняет ситуацию чересчур широкой трактовкой услуг в агроэкотуризме:

    — Налоговые органы, конечно, выявляли недобросовестных лиц, которые таким образом уклонялись от налогообложения. Мы уже в 2010 году выходили с предложениями в Совмин о внесении изменений в Указ № 327, чтобы создать честную конкуренцию для тех, кто работает в этой сфере. Документ, с одной стороны, регламентирует виды деятельности хозяев агроусадеб — это отдых, оздоровление и ознакомление с природным потенциалом и народными традициями, об услугах по развлечению нет ни слова. Но вместе с тем в перечне имеется пункт «иные услуги», который и дает широкое поле деятельности и трактовки. Я, мол, не свадьбы организую, а принимаю людей, они сами проводят свадьбы, а я только им помогаю. Наверное, все мы понимаем, что это далеко не так. Тот проект, который предлагает Минспорта и туризма, мы поддерживаем. Нужно действительно определить перечень услуг субъекта агроэкотуризма, чтобы всем стало понятно, чтобы даже не было у контролирующих органов двоякого понимания. Хозяин тоже должен быть защищен и не бояться, что придут проверяющие и привлекут к ответственности из-за неясного толкования в указе.

    НЕ менее обтекаем в понятиях Закон о личных подсобных хозяйствах, который в равной степени регулирует деятельность агроусадеб. На подворье может расти одна яблоня, и уже считается, что ты ведешь хозяйство.

    По этим причинам изменения в законодательстве назрели давно. На «круглом столе» с участием представителей министерств спорта и туризма, по налогам и сборам с одной стороны и хозяев усадеб с другой последние также выступили в поддержку предлагаемых новшеств. Причем все — Андрей Абрамов, Алла и Павел Мазовко, хозяева агроэкоусадьбы «Балочанка» Пуховичского района, Павел Бокач («Панские пруды» в деревне Кузевичи Барановичского района), Юрий Жерко («У Борисовича» Браславского района) сетовали на недобросовестную конкуренцию, когда одни по-настоящему вкалывают на земле, а другие с привлечением наемных работников снимают барыши, заламывают цены.

    — Разве я с семьей смогу принять больше 20 человек? — удивляется несогласию с предлагаемым ограничением по количеству принимаемых гостей Андрей Абрамов. — Мне же надо, кроме того как уделять внимание гостям, заниматься своим хозяйством. Более того, турист просто заблудился в наших агроусадьбах. Неважно, иностранец или наш турист — из огромного их количества не может выбрать нужную ему. Кого дачным домиком и коттеджем сегодня удивишь, многие едут в агроусадьбу ради истинного деревенского быта. А приезжая на какую-то усадьбу, получают совсем не тот целевой продукт, который ждали. И… расстраиваются. В результате имеем не приток гостей, а отток. А уже если иностранец ошибся адресом, какие позитивные эмоции у него останутся? Примеров таких у меня немало. Поэтому в законе должны быть четко дифференцированные понятия. В межсезонье хозяев может прокормить личное подворье.

    А вот в агроусадьбе «Панские пруды» проводили большие фестивали, собирая до тысячи человек, но справлялись своей семьей, рассказал Павел Бокач:

    — Мы не ставили коммерческих целей. Но некоторые хозяева попутали дорожки и стали заниматься другим видом деятельности с привлечением наемных работников.

    Понятна и тревога председателя правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерии Клицуновой как выразителя и защитника интересов участников рынка услуг. Не приведут ли ограничения к сворачиванию дела? Доход от свадеб и корпоративов в «мертвый» сезон спасает от безденежья. Но проводить их не возбраняется, стоит только зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем. Как урегулировать строгие требования, предъявляемые к ресторанам и кафе в секторе общепита, с более вольными в сфере агроэкотуризма, вероятно, подскажет время. К тому же проект нового указа, по заверению заместителя министра спорта и туризма Михаила Портного, открыт к обсуждению.

    Автор: КЛИМОВИЧ Елена ВладимировнаСельская газета

Комментарии (0)