19 Апреля, 2024 Пятница

Вышел зайчик погулять

  • 25 мая 2017 Экономика Русский 0

    К сожалению, эпохальный период смутно запечатлелся в моей памяти. В 1992 году мне было всего 14 лет и не обремененное чувством долга подростковое сознание занимали вопросы, несоизмеримо далекие от дефицита наличных денежных средств и распада великой державы. Каюсь, факт позорный, но тем не менее.

    Зато более взрослое население, озабоченное содержанием желторотых юнцов и поддержанием собственных штанов, в полной мере хлебнуло радостей, связанных с переломным моментом. Одной из них стало появление на финансовом горизонте независимой страны собственных денежных средств. Знаменательное событие произошло 25 мая 1992 года. Предлагаю поднять бокалы!

    — Это ж натурально зверинец какой-то, — усмехались те, кто получил на руки первые белорусские купюры. — Словно мультики цветные…

    В отличие от находившихся тогда в обращении советских рублей новые денежные знаки гордо именовались расчетными билетами Национального банка Беларуси. На лицевой стороне банкнот красовались представители отечественной фауны — белка, заяц, бобры, волки, рыси…

    Особую роль в судьбе белорусской национальной валюты сыграла детская энциклопедия «Звери и птицы нашей страны». Изображение зайца-русака из этой книги перекочевало на лицевую сторону расчетных билетов Нацбанка номиналом 1 рубль.

    История появления этих денег примечательна. На финансовой арене их запросто мог­ли потеснить бумажные талеры. Уже были разработаны эскизы таких купюр с изображениями Янки Купалы и других исторических личностей. Но в итоге страна решила сохранить привычное название национальной валюты. А для оформления рублей выбрали более нейтральное решение — представителей отечественной фауны.

    На тот момент выпустили восемь номиналов купюр. В компанию к зайцу и другим упомянутым персонажам попали лось, медведь и зубр. Самая мелкая купюра с изображением белки была эквивалентна 50 копейкам.

    Будем честны: народ к новым деньгам отнесся довольно подозрительно. Оно и понятно: экономическая обстановка была непростой. В январе 1992 года в стране появились специальные карточки потребителя с отрезными купонами. Чтобы при­обрести необходимые товары в магазине, люди должны были предъявлять эти именные «фолианты». Продавец вырезал нужное количество купонов и только после этого выдавал покупку. А тут еще майские «зайцы» подоспели…

    Один из белорусских экономистов вспоминает: на базарах расплатиться расчетными билетами Нацбанка было попросту нереально. Здесь ходила более стабильная валюта — американские доллары и советские рубли. Поэтому люди, получавшие на руки новые белорусские деньги, сразу же пытались избавиться от «зайцев», обменять их на более привычные купюры Государственного банка СССР. Что можно сказать по этому поводу? Пожалуй, фраза «не в деньгах счастье» на тот момент вызывала сильнейшую оскомину…

    С первыми отечественными дензнаками связаны и некоторые примечательные казусы. Один из них заключался в том, что косолапый мишка, изображенный на 50-руб­левой купюре, имел вовсе не белорусское гражданство. На банкноту попал собрат нашего хищного красавца — североамериканский черный медведь. Его еще называют барибал. В наших лесах такое млекопитающее никогда не водилось. Зато барибал нашел себе уютное местечко на второй по значимости купюре (место лидера и номинал в 100 руб­лей достались тогда зубру).

    Белорусские деньги образца 1992-го отметились еще одним достижением. Впервые за долгое время копейки в нашей стране стали бумажными.

    Факт

    25 мая 1992 года в нашей стране появились первые денежные средства с отечественным колоритом — расчетные билеты Нацбанка Беларуси. В народе их называли зайцами, белками и даже мультиками. Сейчас это звучит странно, однако в ­1992-1993 годах в Беларуси можно было официально рассчитываться одновременно советскими, белорусскими и российскими денежными знаками.

    Автор: Наталья ВАВИЛОВАВечерний Минск
    Теги: 

Комментарии (0)