25 Апреля, 2024 Четверг

Проходите мимо

  • 15 февраля 2018 Экономика Русский 0

    Несанкционированная торговля. Даже самые медийные личности в нашей стране не требуют с газетчиков плату за интервью. Однако поговорить с бабушкой Нюшей, которая торгует вязаными носками в подземном переходе на площади Якуба Коласа, удалось только после того, как ей был обещан некоторый гонорар

    Коммерческая тайна

    Бабушка хоть и старенькая совсем, но не такая простая, как кажется. Положив купюру в кошелек, она милостиво разрешила:

    — Ну, спрашивай.

    — А откуда носочки-то?

    — Сама вяжу. Пенсия маленькая, на лекарства не хватает.

    — Сами вяжете? Но точно такие носки я видел и у старушки, которая торгует возле остановки общественного транс­порта «Дом печати», и у той женщины, что стоит у входа в универсам «Рига». Да и здесь, в этом переходе, не только вы продаете вязаные носки с рисунком в виде снегиря. Неужели для всего города вяжете?

    Бабушка Нюша не растерялась, бодренько ответила на каверзный вопрос:

    — Коммерческая тайна!

    А вот здесь пенсионерка права. Ведь она и подобные ей обычно продают то, что дают им на реализацию подпольные коммерсанты, начиная от сушеных грибочков и заканчивая дешевыми зонтиками. Разу­меется, грибочки в лабораториях не проверяли, а на зонтики никто гарантии не дает.

    С товаром на выход

    Был полдень. В будний день в это время суток в подземном переходе не самое большое количество торговцев. И все же с дюжину уже собралось.

    Интервью завершилось, когда в туннель спустился наряд сотрудников патрульно-постовой службы милиции. Это были, как я позже выяснил, прапорщик Татьяна Азончик и сержант Юлия Капко. Не скажу, что бабушка Нюша сразу побросала товар в сумку и с низкого старта умчалась с глаз долой. Она не спеша упаковала своих вязаных снегирей и отошла в сторонку.

    Минут через пять торгующих в переходе уже не было. Сержант и прапорщик рассказали, что здесь они или их коллеги бывают ежедневно. Торговцы знают их в лицо. Не перечат. Торговлю сворачивают по первому требованию.

    — Но почему сейчас никого не оштрафовали?

    — Не имеем права, — ответила одна из участниц патруля. — Должностными лицами, на которых возложены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, связанных с несанкционированной торговлей, являются работники отдела торговли и услуг администрации Советского района.

    Выйдя из подземного перехода, я взял курс на админи­страцию. Благо ходьбы до нее не более 10 минут.

    Не штрафом единым

    Ирония судьбы в том, что за несколько минут до того, как я пришел, сотрудники отдела торговли и услуг, а также их куратор заместитель главы администрации Александра Величко отправились в рейд по местам незаконной торговли. Должны были посетить и упомянутый выше подземный переход. Пока ждал их, думал о том, сколько времени отнимают «несчастные торговки частные» у занятых людей. Только в этот день и только на одном неблагополучном объекте работали и милиция, и журналист, и специалисты отдела торговли, и одно из первых должностных лиц района. А ведь в такие походы периодически отправляются еще и сотрудники налоговых органов, центров гигиены и эпидемиологии. Как ни крути, а слишком дорого обходится городу бабушка Нюша.

    Выше прозвучал вопрос о штрафах. По логике вещей они — главное средство борьбы с несанкционированной торговлей.

    — Судите сами, — пояснила заместитель главы администрации района Александра Величко, когда вернулась из рейда. — В 2014 году наши сотрудники составили 31 протокол об административных правонарушениях, в 20­15-м — 204, в ­2016-м — 370, а в 20­17-м — 504. На начало февраля нынешнего года — уже 70 протоколов. Штрафуем больше, а ситуация коренным образом не меняется.

    — Велик ли штраф?

    — Если правонарушитель соглашается выплатить его, он идет в отделение АСБ «Беларусбанк» и отдает 0,5 базовой величины, квитанцию приносит в администрацию. В противном случае материалы по­даются в суд, и тогда штраф будет в размере 3 базовых величин. Если лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, продавало товар, реализация которого таким лицом запрещена, то ему грозит штраф до 50 базовых величин. Однако обычно назначается не более 5-10 базовых. Думаю, суммы штрафов надо увеличивать, но решение проблемы следует искать не только в этом. В конце концов мы не можем трех сотрудников нашего отдела торговли и услуг бросить исключительно на составление протоколов. У них и других обязанностей немало. Если есть спрос, то есть и предложение. Спрос обеспечивают покупатели — те самые горожане, которые на своем пути встречают бабушек с носками и дедушек с кремовыми вафельными трубочками. Так и хочется сказать: граждане, да пожалейте вы себя, не покупайте сомнительный, а во многих случаях и опасный товар. Да и торговцев этих пожалейте. Те, кто моложе, пусть займутся настоящим делом, получат специальность, тем более что рабочих мест в городе хватает. А пожилые пусть не стоят на сквозняке и холоде, не бегают с сумками от милиции. И тогда действительно сэкономят на лекарствах.

    После разговора с Александ­рой Юрьевной я вновь прошел по тому же подземному переходу. Бабушка Нюша снова стояла в шеренге торговцев. Оперлась спиной о каменную стенку, ноги ее уже почти не держали.

    Минчане, проходите мимо! Такой торг действительно неуместен. Не нужен он ни вам в частности, ни городу в целом.

    Факт

    В 2014 году сотрудники отдела торговли и услуг адми­нистрации Советского района составили 31 протокол о правонарушениях, связанных с несанкционированной торговлей, ­в 2015-м — 204, в 2016-м — 370, в 2017-м — 504. На начало февраля нынешнего года — 70.

    Автор: Сергей ПЯТКОВСКИЙВечерний Минск
    Теги: 

Комментарии (0)