02 Мая, 2024 Четверг

Михаил Русый: в присутствии своих учителей и сейчас чувствую себя ребенком…

  • 17 февраля 2015 Общество Русский 0

    Уроженец деревни Воронино Житковичского района Михаил Русый, пройдя разные ступени карьерной лестницы, сегодня занимает должность заместителя Премьер-министра Республики Беларусь. Какие воспоминания у него сохранились о детстве, школе, учителях и друзьях, чему научила его жизнь в глубинке, что главное в человеке?  Михаил Иванович об этом  с удовольствием нам поведал.

    — Вы сделали отличную карьеру, став влиятельным государственным деятелем. А могли в юности об этом предполагать?

    — Я думаю, что каждый человек, который начинает жить, учиться, работать, вычерчивает определенную линию по работе на одном месте, продвижении на другом, чтобы, зная свой потенциал, раскрывать его. Но, конечно,  рост до уровня заместителя премьер-министра, думаю, никто не может предугадать. В студенчестве мечта каждого из нас была стать руководителем хозяйства. Это уже означало, что ты состоялся как человек:  тебе доверяют не просто предприятие, а  судьбы тысяч людей, их заработную плату и благосостояние. Когда уже работаешь в хозяйстве, тогда видишь себя в другом качестве.

    Я считаю, каждый должен знать свой потенциал, предвидеть, как его реализовать. Но важно и не переоценить себя. Если тебе предлагают занять должность, при этом ты чувствуешь, что осилишь ее, надо давать согласие, идти вперед. Конечно, на практике много таких случаев, когда прекрасные руководители хозяйств, став руководителями регионов, затухали, не находили себя. Во всем должен быть баланс. Но это жизнь, ее трудно предугадать.

    — Скажите, а какие жизненные обстоятельства или люди сформировали Ваш характер?

    — Прежде всего, это — родители. Я видел, как они работали, их отношение к труду, к людям. Да и в жизни мне приходилось работать с руководителями, которые старались меня поддержать, помогали и давали возможность проявить себя,  развиваться. Конечно, многому научила школа, академия, коллектив, в котором я начинал работать, — ранее колхоз имени Ленина, КСУП «Морохоровский», ныне — ОАО «Приозерское-Агро». Там руководил Черкас Михаил Николаевич – он многое для меня сделал. Это и руководители района — Вячеслав Александрович Бондарев, Владимир Константинович Сенчук, Николай Матвеевич Бусько и многие другие. Я видел, как трудились они, и в будущем свою работу строил на их примере. Они доверяли моей молодости. Видите, и Глава государства сегодня правильно ставит задачу по развитию потенциала молодых кадров. Важно, чтобы тебя заметили, но при этом и ты должен развиваться сам как специалист, как руководитель, используя свои знания. Нас тогда в 24 года не боялись ставить на должности руководителей. Мы, в свою очередь, чувствовали ответственность за такое высокое доверие и выкладывались по полной программе.  Руководитель должен быть человечным. Есть такое выражение: согнуть, но не сломать. Важно оценивать человека, по себе знаю: скажут «молодец» — и стараешься еще на шаг вперед ступить. Мы свой путь выбираем сами. Хотя многое зависит от того, с кем работаешь. Должен сказать, меня по жизни окружали прекрасные люди.

    — Вы выросли в глубинке. И это Вас нисколько не стесняет. Что она дала Вам?

    — Я убежден: главное, чтобы ты был человеком, не важно, где ты родился. Все мы оттуда, из глубинки. И, полагаю, основа культуры, национальных традиций, добродушия, соучастия лежат именно в деревне. Скажу больше: теперь, повзрослев, я стал многое понимать. Мы жили на Припяти. В выходные взрослые шли ловить рыбу.   И когда с отцом возвращались с рыбалки, мать разлаживала по четыре-пять рыбок и говорила братьям: мол, занеси той соседке, другой — она без мужа, фронтовичка… И так в деревне делали все. Забота о человеке — она идет оттуда, из села. Потому стыдиться своих корней — это неприемлемо, наоборот, надо с гордостью говорить, что ты вырос на этой земле, она вскормила, воспитала, дала возможность стать человеком. «Погоны» ведь приходят и уходят, а родина остается в сердце навсегда. Какая разница, министр ты или хороший плиточник, или прекрасный комбайнер — главное, какую пользу приносишь обществу, семье. Поэтому глубинка и дом родной — это самое главное. Если любить все это душой, многое получится — и дома, и на работе, и будет уважение.

    — Наверное, оттуда и Ваша трудоспособность?

    — Видимо, да. Я думаю, тот, кто вырос в деревне, знает цену труду. Ведь, придя из школы, нужно было принести дров, напоить корову, досмотреть поросят, покосить, прополоть… При этом учились прекрасно. Оставалось время и на игры.   

    — Вы поддерживаете обратную связь с земляками?

    — Конечно, не только с земляками, ведь за время работы трудно назвать уголок, где бы ни пришлось побывать. Но Полесье — оно в сердце. И вы видите, с каким трепетом к этой земле относится Глава государства. Ему на пресс-коференции задали вопрос, какой уголок Беларуси вам больше всего нравится. Куда пальцем на карте ни ткни, куда ни приедь — всюду красиво. Но Полесье особое. И не зря мы помогаем его развитию.  Посмотрите, как преобразился Туров, школы того региона. Помню, когда я учился в Вересницкой школе, все ребята мечтали о спортивном зале. Он теперь там есть. Запесочская, Озеранская  школы приведены в порядок, вскоре и вторая туровская преобразится. След нужно везде оставлять, если можно что-то сделать.

    — Часто бываете на родине?

    — Мои родители с 1996 года живут в Столбцах, но, как правило, два раза в год мы приезжаем с ними на родину, я бываю чаще.

    — Туровщина и сам Туров, безусловно, в последнее время очень преобразились

    — Да. Есть довольно серьезные поручения Главы государства по развитию этого региона — все они будут выполнены в обязательном порядке. Там богатейшая земля, с высокой бальностью, и она должна давать отдачу. Тем не менее предстоит еще немало сделать: развивать производство молока, мясное скотоводство — для того и строятся новые молочнотоварные фермы. В перспективе — привести в идеальный порядок воронинскую молочнотоварную ферму, ричевскую, сторожевецкую. Построен современный молочный комбинат. И наша задача, чтобы он начал работать на полную мощность, перерабатывал порядка трехсот тонн молока в сутки. Проведена модернизация консервного комбината. И качество, и цена туровского горошка способны конкурировать с подобными товарами других производителей. Спросом пользуется и консервированная туровская кукуруза, сейчас работаем над производством сока. Заложен яблоневый сад. Запланировано строительство овощехранилища — часть продукции будет перерабатываться, другая часть — хранится в хранилище.

    Важно использовать и геополитическую и природную составляющую Турова. Поэтому особая роль отводится агроэкотуризму.

    Перспективы  большие. Несомненно, Туровщина станет одним из очагов высокой культуры земледелия, организации отдыха человека и отсюда — источником прибыли.

    — Люди из Вашей деревни по житейским нуждам обращаются?

    — Конечно. За день обращается много людей. И не только земляки. Обращаются и руководители регионов, хозяйств, и простые люди. Иногда складывается мнение, что высокопоставленные чиновники недоступные, чуть ли не с охраной ходят. Но мы такие же люди, как и все. А с учетом того, что был депутатом на Житковщине, звонят многие жители региона. И вопросы задают разные: кому-то с больницей помочь, с общежитием, и тому подобное. И мы так воспринимаем: если человек отважился к тебе обратиться, позвонил, а у тебя есть хоть малейшая возможность помочь, нужно помочь, конечно, в законном порядке.    

    — Михаил Иванович, очевидно, что работаете Вы много. Но, вероятно, все же есть время для отдыха: как проводите свой досуг?

    — Два дефицита — времени и денег (улыбается). Так часто говорят производственники. На самом деле времени очень мало. Но если есть возможность, я всегда стараюсь вырваться к родителям:  часто ловлю себя на мысли о том, что, хоть недалеко живем друг от друга, порой месяцами не видимся. Это плохо. Я также очень люблю рыбалку на Припяти. Очень! Но если раз в два года попадаю — счастье. Люблю охоту, при возможности — посетить хоккейный матч. 

    — Родительский дом остался в Воронино?

    — Мы его продали, когда забрали родителей в Столбцы. Сейчас только, бывает, проедем, посмотрим. Отцу моему восемьдесят восемь исполнится, маме будет восемьдесят пять. Они многому меня научили, но главное, уважать, любить, ценить людей.

    — Получается ли на такой должности сохранять отношения с друзьями детства, школой, учителями?

    — Конечно, поддерживаем связь. Вот и на день рождения встречались, одноклассники звонят — хотя понятие «одноклассник», когда тебе уже шестьдесят лет, звучит немного странно (улыбается). Очень часто дочь моего классного руководителя звонит, однокурсники, те, с кем в школу ходили, — со всеми созваниваемся, встречаемся. Некоторых, увы, уже нет. К счастью, жива еще моя классный руководитель. Учителя у нас были прекрасные. Таких, кажется, уже нет. Каждого помню, как будто еще в школе: Ульяна Евдокимовна Суббот, Анна Григорьевна Белко, Сергей Кириллович — математик от Бога,  Кирилл Гордеевич — по сей день физику хорошо знаю, Нина Ивановна — учитель  русского и белорусского языков и литературы. Это были люди от Бога, от них выходили толковые ученики.  Но до сих пор в присутствии своих учителей чувствую себя ребенком… 

    — И последний вопрос. Михаил Иванович, Вам нравятся Житковичи?

    — В Житковичах приходится бывать часто, а когда был депутатом — еще чаще приезжал. Я отмечу: Житковичи серьезно шагнули в развитии, во многом благодаря тому, что идет строительство. Город очень хороший, постепенно развивается. Помню, третью школу строили в лесу, а сейчас она в гуще новостроек. Но Житковичам, на мой взгляд, еще не хватает лоска, нужно подумать над изюминкой. Ведь  даже Туров сейчас с помощью председателя Гомельского областного исполнительного комитета Владимира Андреевича Дворника преобразился, он вырисовался, имеет свое лицо.

     

    Автор: Светлана СЕВОСТЬЯНОВАНовае Палессе
    Теги: 

Комментарии (0)