27 Апреля, 2024 Суббота

В охотничьем азарте

  • 19 февраля 2015 Общество Русский 0

    В последнее время на устах у всех СМИ смерть старенькой петербургской блокадницы, чье сердце не выдержало обвинений в краже и привода в полицию

    Мы возмущаемся ситуацией у соседей, а частенько и в нашем городе происходит подобное. Видела собственными глазами лихие наскоки контролера на восьмидесятилетнюю пассажирку автобуса, которая якобы запоздало отметила талон. Правда, наша землячка оказалась более стойкой: она и правоту свою отстояла, и в милицию идти согласилась, заручившись единодушной поддерж­кой пассажиров.

    Взаимоотношения контролеров и пассажиров городского транспорта вообще становятся притчей во языцех. Удивлению нет границ: почему даже обладатели билетов не хотят их предъявлять, почему образованные люди пус­кают в ход в качестве оружия скрепки, карандаши и просто наманикюренные ногти? Почему они столь рьяно не боролись с кондукторами? Скажете, человечество охамело? Нет. Оно ощутило себя жертвой, загоняемой в сети ловца.

    Давайте поразмышляем над природой явления. Кто такой кондуктор в транспорте? Хозяин салона, заработок которого зависит от количества обилеченных пассажиров. Поэтому он приветлив, понимающе вежлив, способен быть к кому-то строже, к кому-то — снисходительнее. Кто такой контролер? Работник, в должностной инструкции которого превалирует отлов. Уровень поощрения контролера зависит от количества оштрафованных, а значит, он заинтересован в увеличении числа безбилетников. Отсюда и смена ярких жилетов на неприметные, и мгновенное отключение электроники, не дающее возможности оплатить проезд вновь вошедшим. А ведь мировые светила психиатрической науки давно определили, что контроль со стороны рождает в человеке негативный отклик. Отсюда и странное поведение пассажиров, не желающих предъявлять вполне законные проездные документы. Они часто на подсо­знательном уровне понимают эгоистические интересы контролера.

    Каждому известно, что бюджет города пополняется отнюдь не штрафами, а полным охватом пассажиров платой за проезд. Я, кстати, писала уже о практике Польши, где даже в поездах дальнего следования проводник спокойно со взаимными «дзенькуе, пану» продаст билет не успевшему приобрести его на вокзале. Коллеги не раз обращались к опыту Санкт-Петербурга, где при наличии электронной техники в салоне присутствует кондуктор, наделенный возможностью проверить электронный билет и продать бумажный талончик. Наши транспортники пошли своим путем, и тот же грамотный народ, чье мнение о внедрении различных новшеств, повышении цен на проезд никто не спрашивает и не учитывает, прекрасно чувствует свое унижение и реагирует на него соответственно. Никто ведь ранее не тыкал скрепками в кондукторов, не так ли? Я однажды спросила у контро­лера, бывшего кондуктора, не портится ли у нее характер. Женщина призналась: конечно, трудно «собачиться» с людьми, вся на нервах, бывают срывы. А в Москве, говорят, для получения должности контролера необходимо пройти психологические тесты.

    Охотничий азарт внедрился и в другие сферы нашей жизни. Сообщение о суде над учителем, загрузившим в социальную сеть образец тестовой задачи, заставило поинтересоваться, как поставлено дело в России, стране — инициаторе ЕГЭ на постсоветском пространстве. А там в соцсетях расположились более 4 тысяч задач, предлагаемых при тестировании, пояснения к ним, консультации. А мы боимся, что ученик спишет задачку? Так любое списывание оставляет в памяти крупицы знаний, даже изготовление шпаргалок, тем более обсуждение решения в Сети с единомышленниками.

    К разряду охотничьих уловок можно отнести недавнее отключение некоторыми ЖЭС электричества в квартирах, имеющих задолженность по платежам только за два дня. Вопреки закону, дающему жильцу время — два месяца. Это разве не синдром преследователя? А пуб­личные подсчеты прибыли от будущих штрафов за несортированный мусор, надежды на быструю окупаемость за счет этих средств дорогущих контейнеров? Выходит, что заранее прог­нозируется непорядочное поведение граждан, проявляется недоверие к их разумности и дисциплинированности…

    В свое время один из руководителей Минска утверждал: за все промахи в городе отвечают работники соответствующей сферы. Раз штрафуешь, значит, не объяснил доходчиво, не убедил, не завоевал доверия своих земляков, не сделал их единомышленниками и союзниками. Получаешь жалобы — причины те же. Люди способны понять и принять многое, главное — идти к ним без предвзятости, руководствуясь здравым смыслом и принципом: если у тебя есть несколько вариантов решения, выбери лучший для человека!

    Автор: Елена АВРИНСКАЯВечерний Минск

Комментарии (0)