25 Апреля, 2024 Четверг

Полный газ

  • 02 июля 2015 Общество Русский 0

    Полет нормальный

    Десяток на самом деле ярко-желтых новеньких «МАЗ 203С65» поступили в филиал «Автобусный парк № 7» (­АП-7) ГП «Минсктранс» в марте нынешнего года. С апреля в них перевозят пассажиров по пригородным маршрутам столичного региона.

    — В целом техника работает нормально, — рассказал первый заместитель директора — главный инженер АП-7 Валерий Ловчий. — Но с учетом того, что машины новые, проходят обкатку, случаются сбои в их работе. Что касается экономии на топливе, то эффект ощутимый. Судите сами: литр дизеля обходится в 12,3 тысячи рублей, метана — в 5 тысяч. При этом «МАЗ» в одной и той же комп­лектации расходует почти одинаковое количество как дизельного, так и газомоторного топ­лива. Если говорить про саму эксплуатацию и техничес­кое обслуживание, эти процессы усложнились, поскольку «МАЗ-203С65» в сравнении с предыдущими классическими дизельными автобусами в большей степени оснащен элект­роникой. Впрочем, и водители, и ремонтники парка прошли соответствующее обучение и справляются с возложенной на них задачей. Как бы там ни было, прошло не так много времени с момента начала эксплуатации газовых «­МАЗов», поэтому сложно пока делать определенные выводы. Нужно поработать хотя бы год, посмот­реть, как они покажут себя в зимних условиях, а также после того как пройдут 70-80 тысяч километров пути.

    Кстати, за день на пригородных маршрутах автобусы еже­дневно преодолевают в среднем 300 километров. И с учетом того, что одной полной заправки хватает на 550-600 километров пробега, баллоны наполняют метаном раз в сутки прямо на территории автопарка, чтобы не оказаться без топ­лива где-нибудь в Логойске.

    — Для нас очень удобно, что заправить машины можно прямо в филиале, — пояснил Валерий Ловчий. — Передвижной автомобильной газонаполнительной компрессорной станцией (АГНКС) парк обеспечило ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». А ближайшая стационарная станция находится на улице Франциска Скорины. Так что проб­лем с заправкой нет. Единственное, еще не успели привыкнуть к тому, что в случае с газовыми автобусами процесс занимает 25-35 минут. Бак дизельного «МАЗа» наполняется в разы быстрее. Кстати, этот момент сказался бы и при эксплуатации машин на метане на городских маршрутах. Именно поэтому они пока работают на пригородных направлениях. Но, думаю, с появлением большего количества АГНКС в Минске проблема решится. А к тому времени и мы сможем сделать конкретные выводы. Одно уже очевидно: главный эффект, которого в результате можно достичь, — экономический. Несомненно выгоднее эксплуа­тировать автобусы на газомоторном топливе, нежели на дизельном. Остается только немного усовершенствовать сервисное обслуживание техники и сделать так, чтобы газовое оборудование выходило из строя только по причине износа и полной выработки ресурса.

     Для производства газовой техники МАЗ применяет самое передовое оборудование, что делает эксплуатацию машин абсолютно безопасной, надежной, экологически чистой и экономически эффективной. Хотя этого не требуют современные стандарты, на все газовые автобусы «МАЗ» устанавливают систему контроля утечек газа с 5 датчиками в местах возможной утечки с выводом информации на пульт водителя.

    В тесном тандеме

    Газовый автобус — одна из последних разработок Минского автозавода. Машина оснащена 279-сильным двигателем Mercedes (Евро-5+) и автоматической коробкой передач Allison Т310 R. Шесть газовых баллонов общим объемом 1.284 литра установлены на крыше. Они абсолютно взрывобезопасные и коррозионно-стойкие. Конструкция газового «МАЗа» по комп­лектующим изделиям и материалам широко унифицирована с узлами и деталями дизельных автобусов, выпускаемых заводом серийно. Длина машины составляет 12 метров. Общая пассажиро­вместимость салона — 90 человек, мест для сидения — 26. Первая заправка и демонстрация отечественной новинки состоялись в сентябре 2013 года на международной выставке «Комтранс-2013» в Москве.

    — Машина выпускается в двух вариантах: «МАЗ‑203.965» для городских пассажирских перевозок и «МАЗ-203С65» для пригородных, — рассказал главный конструктор по автобусам «МАЗ» Юрий Сырокваш. — Испытывали технику на территории России: зимой — в Татарстане, летом — в Тольятти. Получили очень хорошие результаты. Так, зимний расход топлива составил максимум 50 литров газа на 100 километров, летний не превысил 33 литров. Если сравнивать с конкурентами, оборудованные моторами производства КамАЗ российские автобусы потребляют 80-90 литров метана. Высокотехнологичных характерис­тик удалось добиться за счет брендовых комплектующих высочайшего качества.

    Проект по выпуску таких машин Минский автозавод реализует совместно с ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». Задача первого — создавать автомобили, второго — строить заправочные станции и тем самым обеспечить удобство эксплуатации газовых «МАЗов».

    — Эксплуатируем 27 ­АГНКС на территории Беларуси, в том числе 4 — в Минске, — рассказал заместитель генерального директора по реализации газа ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» Дмитрий Аннюк. — При существующей сети можно на метане проехать по стране с запада на восток и с юга на север. Безусловно, будем развивать направление и в ближайшей перспективе строить около 5 АГНКС в год. Планируется возвести станции в Молодечно, Полоцке, Слуцке, пятую — в Минске, а также в других крупных городах республики. В целом ключевой фактор развития рынка газомоторного топлива на территории любой страны — обслуживание корпоративных клиентов как частной, так и коммунальной формы собственности, а также реализация крупных государственных программ. Но мы не забываем и о малом бизнесе, частных автомобилистах, которые также планируют приобретать новую технику. И прилагаем все усилия для того, чтобы их выбор пал на газомоторные автомобили, которые отличаются экономичностью, экологичностью и высоким уровнем комфорта.

    Одно из двух главных преимуществ применения газомоторного топлива – его экологичность. Второе – экономичность: за одни и те же деньги на метане можно проехать в 2,5-3 раза большее расстояние, чем на бензине или дизеле.

    Автор: Наталья ЕРЕМИЧВечерний Минск

Комментарии (0)