Летние каникулы — лучшее время для игр на свежем воздухе. Но, по мнению многих, компьютерные забавы и социальные сети не оставляют никаких шансов старым добрым пряткам, «вышибалам», «казакам-разбойникам» или хотя бы «резиночкам».
Ребята с нашего двора
Спальный микрорайон Сухарево-5, время около шести часов вечера, отличная погода, среднестатистический двор в окружении многоэтажек. На детской площадке со стандартной песочницей, пластиковым замком, горкой и лабиринтом из металлических конструкций проводят время около 30 ребят разного возраста. Некоторые с родителями или домашними любимцами. Немноголюдно для трех девятиэтажек на четыре подъезда каждая.
— Я ребенка одного во двор вообще не пускаю, — объясняет свое видение ситуации мать восьмилетнего Ивана. — Сейчас время такое: спайсы, наркотики всякие… Ну чему хорошему он может во дворе научиться? Да и хулиганы есть. Конечно, времени у меня не всегда хватает, но уж лучше пусть он за тем же компом посидит, книгу дома почитает, телевизор посмотрит. Через недельку к бабушке в деревню отправим, вот и набегается. Там спокойнее…
Сам Ваня расположился неподалеку. Не отрывая взгляда от экрана планшета, на вопрос отвечает только со второго раза: «Надо фрукты резать. Игра «Фрут ниндзя» называется». Да, приходится признать: современные дети — это дети компьютерных технологий. Вы замечали, что даже трех-, пятилетний ребенок чуть ли не интуитивно умеет пользоваться компьютером, сотовым телефоном, различными игровыми приставками? И его никто этому не учил. Он просто растет в такое время. При этом нельзя сказать, что сегодняшние дети умнее. Они просто другие.
— На самом деле редко больше пяти человек для игры собираются, — рассказывает 11-летний Егор. — Малышню не берем, старшие сами не хотят, а наши пацаны кто на велике, кто на роликах гоняют. Я тоже катаюсь часто. К нам иногда из соседнего двора приходят. Мы тогда в «Звездные войны» играем. Если они к нам — мы за джедаев, которые на стороне добра бились. А если мы к ним идем — приходится злыми ситхами быть. У одного мальчика даже маска Дарта Вейдера есть. Я тоже такую у папы прошу. И меч специальный, чтобы светился, когда сражаешься.
Игра, да не та
Игра по-прежнему остается актуальной. Однако современный ребенок — и это абсолютно нормально, успокаивают специалисты, — значительно отличается от своих родителей. Такая тенденция заметна во всем: в одежде, поведении, интересах и, конечно же, играх. Сравнивая игры во дворах разных поколений, можно найти некоторые общие черты, поскольку преемственность все же существует. Но форма изменяется. Раньше летом было принято строить шалаши, а зимой заливать ледяную горку. Такие игры не только помогали найти друзей, но и способствовали развитию фантазии. А вспомните советский магазин «Детский мир» и сравните его с детским отделом любого современного супермаркета. Сейчас у ребят практически нет возможности самим придумать игры — все уже готово. Даже шалаши и те продаются. Не говоря о пластмассовых рогатках, «Твистере», «Мафии», «Монополии» и дисках с компьютерными забавами на любой вкус. Виноваты ли, собственно, дети, что прогресс диктует им свои
условия игры?
— По тому, во что играют дети, можно судить о той среде, в которой они растут, — уверена психолог Центра детского творчества Ирина Михолап. — Живые игры умирают, но ни одному родителю не приходит в голову идея выйти во двор, начертить те же классики, научить детвору и попрыгать вместе с ней. Поэтому игры, которые ребенок может освоить самостоятельно, — компьютерные. И они таким образом вытесняют все то, что было во дворах нашего детства. При этом в возрасте 7, 8, 9 лет, в каком мы уже спокойно играли дружной компанией, современные дети не умеют проигрывать. И когда сталкиваются в коллективной игре с тем, что кто-то оказывается более успешным, они расстраиваются, как малыши. Отсюда — лучше я буду играть в электронную игрушку, чем в компании, в которой могу проиграть.
Давай с тобой поговорим
Специалисты отмечают, что современные дети более автономные, не ориентированные на общение. Они привыкают к тому, что все их поступки должны быть подчинены какой-то цели. Так, с пятилетнего возраста сюда ты ходишь буквы выговаривать, туда — математику учить, там — танцевать, здесь — рисовать. Из их жизни исчезает простое человеческое общение. Просто так, бесцельное. Даже сами родители иногда не знают, о чем можно поговорить с ребенком. Общение сводится к вопросам: «Что ты ел?», «Как ты себя чувствуешь?», «Почему ты плачешь?». И этот же опыт коммуникации переходит от детей к сверстникам. Педагоги утверждают: ребята, собравшись вместе, не могут придумать себе занятия. Они с трудом объединяются в группы и ждут инициативы от взрослого.
— Может, мы, взрослые, тоже мало друг с другом общаемся? — озадачивает вопросом Ирина Михолап. — Редко ходим друг к другу в гости, больше замкнуты на своих семьях, на работе, на проблемах. Поэтому и дети стали более закрытыми. Им интереснее индивидуальные игры, а не коллективные. А в этом формате у компьютера нет конкурентов.
Вот и получается, что на вопрос, чем они занимались на каникулах, бóльшая часть ребят отвечают, что сидели у компьютера либо развлекались с приставкой или телефоном. Пусть наши дети растут и развиваются, идя в ногу со временем, но строить новое, не помня старое, не имеет никакого смысла, считают специалисты.
Как же вернуть во дворы игры и живое общение? Здесь нет готовых решений, но проблема существует и с каждым годом усугубляется. Сделать выводы и найти решение должны сами родители, и для этого нужно помнить, что единственный язык, который легко дается детям, — язык игры и беседы.
Рекомендации психологов родителям
— Осознанно подходите к выбору игрушек. Идеальная игрушка предполагает участие ребенка в ролевых играх, творчестве, развивает мышление и воображение и не навязывает ему негативный шаблон поведения.
— Не балуйте детей излишним изобилием игрушек после
3 лет. Пусть ваш ребенок вырастет не потребителем, а творцом и сможет создавать целый мир вокруг себя своими руками.
— Дети стремятся во всем подражать взрослым. Вспомните, сколько времени вы проводите у компьютера? Вряд ли стоит ребенку запрещать им пользоваться, но обязательно нужно объяснять, что он служит не только для игр, но и является рабочим инструментом.
— Научите детей тем играм, в которые играли сами. Не бойтесь снова стать ребенком, веселясь от души! Чем искреннее будет ваш интерес, тем сильнее ваше чадо влюбится в новую игру и научит ей своих друзей.
Комментарии (0)