28 Апреля, 2024 Воскресенье

Живая история

  • 09 июля 2015 Общество Русский 0

    Идея создания уникального памятника принадлежит благотворительному фонду помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана», который основал и возглавляет полковник запаса Александр Метла.

    Я давно знаком с Александром Михайловичем, знаю его как энергичного, деятельного, по-настоящему влюбленного в военную историю человека. Видел, каких усилий, нервов стоило ему вначале отстоять проект в высоких инстанциях, доказать его состоятельность, а затем воплотить задуманное в жизнь.

    — Все начиналось в 2000-х в буквальном смысле с пустого поля, к тому же из-за февральской распутицы ставшего труднопроходимым даже для военной техники,— окунулся в воспоминания Александр Михайлович, приняв от «МП» поздравления с юбилейной датой. — Музей под открытым небом создавался методом народной стройки, в которой принимали участие общественные организации, предприятия различных форм собственности, простые граждане. Однако основной объем земляных работ выполнили инженерные войска, для которых это были тактико-специальные учения. Ими выкопаны блиндажи, траншеи, окопы, противотанковые рвы и другие виды инженерных заграждений, создан искусственный водоем, где демонстрируются понтонная переправа и низководный мост, построенный белорусскими военными инженерами по чертежам довоенных лет.

    Сегодня «Линия Сталина» располагает 170 крупными военными экспонатами, многие из которых — настоящие раритеты. От Александра Метлы я узнал, что к 70-летию Великой Победы руководство «Линии Сталина» на свои средства отреставрировало и поставило на ход самоходную артиллерийскую установку СУ-100. Она находилась на армейском полигоне без двигателя и коробки передач. Возрождение машины началось с очистки корпуса от грунта. Затем реставраторы разукомплектовали ходовую часть и орудие, перебрали и привели их в рабочее состояние. Двигатель с консервации взяли у военных. Нашли для самоходки коробку передач, два радиатора, рычаги управления с приводом бортового фрикциона и даже такие мелочи, как перископы, стакан вывода антенны. На самоходке установили «родные» катки и фары военных лет. Затем зачистили, загрунтовали и покрасили в штатный цвет всю самоходку. Так легендарная СУ-100, побеждавшая в 1945-м даже новейшие «королевские тигры», обрела на «Линии Сталина» вторую жизнь благодаря профессиональному умению и старанию

    реставраторов комплекса Александра Микалуцкого, Владимира Якушева и его сыновей Алексея и Максима.

    Не менее интересная история чудесного «воскресения» редкого танка Т-44. Снятый с постамента в Витебской области, он подлежал ликвидации в доменной печи. Однако Александру Метле удалось спасти боевую машину, и после основательного ремонта и реставрации, длившейся рекордные 9 месяцев, она заняла достойное место на «Линии Сталина».

    — Если не считать нескольких мосфильмовских машин, то до нынешнего года этот танк был единственным в мире ходовым Т-44. Лишь недавно в подмосковной Кубинке поставили на ход еще один «сорокчетвертый», — отметил в разговоре Александр Михайлович. — Мы гордимся тем, что восстановили находившийся почти семь десятилетий на дне болота под Лепелем довоенный советский танк БТ-7, а также подарили вторую жизнь легендарной «тридцатьчетверке», труженикам войны автомобилям ГАЗ-АА (полуторка), ЗИС-5, которые теперь участвуют в военных парадах, выставках ретро-техники, а также в съемках художественных и документальных фильмов.

    Начальник ИКК «Линия Сталина» Роман Завадский:

    — В историко-культурном комплексе побывало более миллиона белорусов, жителей стран ближнего и дальнего зарубежья. Нашей визитной карточкой стали исторические реконструкции боевых действий времен Великой Отечественной войны. Так, 3 июля с успехом прошла и вызвала массу положительных откликов в интернете реконструкция ночного боя, посвященная освобождению Беларуси. В ближайших планах — военно-исторические реконструкции, посвященные Дню десантников и сил специальных операций (2 августа) и Дню танкистов (второе воскресенье сентября). Не забываем и о призывниках, чествовании ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане.

    В конце концов здесь можно просто интересно провести свой досуг, получитьценную историческую информацию, ознакомиться с военной техникой и оружием, отведать солдатской каши в кафе «На привале», проехать на броне раритетных танков 1930-х — 1940-х годов, проверить меткость глаза и твердость руки в стрельбе из охолощенного исторического оружия, покататься на лодках или квадроциклах. Мы также даем возможность ознакомиться с боевой техникой и оружием вермахта — танком Panzer III, винтовкой «Маузер 98К», автоматом Шмайсера образца 1944 года.

    В штате историко-культурного комплекса «Линия Сталина», а это структурное подразделение благотворительного фонда «Память Афгана», около семидесяти человек. И каждый из них душой болеет за общее дело.

    Эти слова в полной мере относятся к Дмитрию Спиченку, ответственному за организацию военно-исторических реконструкций и фестивалей. А таковых только в этом году запланировано полтора десятка. По-современному, эффективно трудятся и другие службы, в частности, отделы туризма и экскурсий, возглавляемые Михаилом Никитиным и Игорем Гришиным.

    Мы работаем каждый день, кроме понедельника, с 10 до 18 часов.

    Хочу порадовать наших посетителей: недавно открылась дополнительная бесплатная автостоянка. Так что приезжайте — будем рады всем и каждому.

    Кстати

    1819 июля в ознаменование 70-летия Великой Победы на «Линии Сталина» состоится фестиваль православной молодежи.

    Впервые приглашены к участию БРСМ, светские учебные заведения. По инициативе студентов БГУФК осуществляется сбор средств на «Колокол Победы», который будет установлен и освящен во время фестиваля.

    Автор: Григорий СОЛОНЕЦМінская праўда

Комментарии (0)