Как узнать, готов ли ребенок к школе, чем ему помочь? Об этом и не только рассказывает врач-педиатр Республиканского центра медицинской реабилитации и бальнеолечения Ольга Савич
— Ольга Эдуардовна, известно, что в школу могут быть приняты дети, достигшие шести с половиной лет. Но является ли определенный возраст гарантией готовности к школе?
— У детей шести и семи лет небольшие различия по интеллектуальным способностям, но физически и эмоционально младшие из них значительно отличаются от тех, кто старше. В моей практике почти у всей ребятни, особенно у мальчиков, которые пошли в первый класс до шести с половиной лет, было много проблем с адаптацией. Школьные требования, правила, режим, дисциплина на уроках, необходимость постоянно себя сдерживать и контролировать, быть внимательным… Шестилеткам сложно справиться с такими трудностями. Результат — постоянный неуспех, низкая самооценка, отсутствие желания учиться. Девочки, замечу, приспосабливаются легче.
Помочь определить готовность малыша к школьным нагрузкам могут психологи и педагоги. Обычно прием в учебное заведение начинается в апреле-мае. С детьми проводят собеседование и тестирование. Где-то просят только посчитать до десяти и обратно, а где-то — бегло прочитать текст, решить задачу и пройти серию психологических тестов. То есть показатели готовности к
обучению разнятся в зависимости от школьных условий. Лучше, если родители заранее узнают о них и требованиях учителя. Во многих случаях необходима специальная подготовка.
— А по каким критериям родители могут понять, готов ли их малыш грызть гранит науки?
— Важный элемент — способность удерживать дистанцию в общении с посторонним взрослым. Как минимум ребенок должен обращаться к нему на вы. Большое значение имеет умение чада ориентироваться в пространстве. Знает ли он, где право и лево, может ли найти верхний угол листа. Начертите план вашей квартиры или детской площадки, отметьте, где находится «клад», и пусть ребенок отыщет его.
Вот еще простой тест. Нарисуйте фигуру из десяти точек. Попросите ребенка повторить ее. Оценивая его рисунок, обратите внимание на точность расположения точек относительно друг друга, а также на способ рисования самой точки. Если вместо нее круг, спираль, это признак недостаточной произвольной регуляции ребенка. В таком случае необходимо обратиться к психологу.
— Начало школьной жизни — трудное время для любого ребенка. Как помочь ему адаптироваться?
— Правильная подготовка к занятиям решит массу проблем. Родители должны знать: беспокойство и волнение передаются малышу. Есть еще несколько способов облегчить его вхождение в новую социальную жизнь. Познакомьтесь с учителем до официального начала занятий, посетите несколько раз будущую классную комнату — пусть ребенок посидит за партой, обстоятельно все рассмотрит, прогуляйтесь по школьному двору. Расскажите ему о приблизительном расписании и времени, отведенном на уроки, перемены, обеды. Поговорите о том, что он чувствует, идя в школу. Акцентируйте внимание на положительных моментах, расскажите о новых друзьях, участии в интересных играх, занятиях. Объясните, что волноваться в первые школьные дни совершенно нормально, через это проходят все дети, а вы, родители, всегда готовы прийти на помощь.
Признаки готовности ребенка к занятиям в школе:
* малыш не отстает от других ребят в интеллектуальном и речевом развитии;
* желает идти в школу;
* умеет действовать по заданному взрослыми правилу, слушать и выполнять указания;
* способен относиться ко взрослому как к учителю, указания которого обязательны;
* имеет первоначальные навыки общения со сверстниками.
Комментарии (0)