25 Апреля, 2024 Четверг

В первый пошел

  • 13 августа 2015 Общество Русский 0

    Как узнать, готов ли ребенок к школе, чем ему помочь? Об этом и не только рассказывает врач-педиатр Республиканского центра медицинской реабилитации и бальнеолечения Ольга Савич

    — Ольга Эдуардовна, известно, что в школу могут быть приняты дети, достигшие шести с половиной лет. Но является ли определенный возраст гарантией готовности к школе?

    — У детей шести и семи лет небольшие различия по интеллектуальным способнос­тям, но физически и эмоционально младшие из них значительно отличаются от тех, кто старше. В моей практике поч­ти у всей ребятни, особенно у мальчиков, которые пошли в первый класс до шести с половиной лет, было много проб­лем с адаптацией. Школьные требования, правила, режим, дисциплина на уроках, необходимость постоянно себя сдерживать и контролировать, быть внимательным… Шестилеткам сложно справиться с такими трудностями. Результат — постоянный неуспех, низкая самооценка, отсутствие желания учиться. Девочки, замечу, приспосаб­ливаются легче.

    Помочь определить готовность малыша к школьным нагрузкам могут психологи и педагоги. Обычно прием в учебное заведение начинается в апреле-мае. С детьми проводят собеседование и тестирование. Где-то просят только посчитать до десяти и обратно, а где-то — бег­ло прочитать текст, решить задачу и пройти серию психологических тестов. То есть показатели готовности к

    обучению разнятся в зависимости от школьных условий. Лучше, если родители заранее узнают о них и требованиях учителя. Во многих случаях необходима специальная подготовка.

    — А по каким критериям родители могут понять, готов ли их малыш грызть гранит науки?

    — Важный элемент — способность удерживать дистанцию в общении с посторонним взрослым. Как минимум ребенок должен обращаться к нему на вы. Большое значение имеет умение чада ориентироваться в пространстве. Знает ли он, где право и лево, может ли найти верхний угол листа. Начертите план вашей квартиры или детской площадки, отметьте, где находится «клад», и пусть ребенок отыщет его.

    Вот еще простой тест. Нарисуйте фигуру из десяти точек. Попросите ребенка повторить ее. Оценивая его рисунок, обратите внимание на точность расположения точек относительно друг друга, а также на способ рисования самой точки. Если вместо нее круг, спираль, это признак недостаточной произвольной регуляции ребенка. В таком случае необходимо обратиться к психологу.

    — Начало школьной жизни — трудное время для любого ребенка. Как помочь ему адаптироваться?

    — Правильная подготовка к занятиям решит массу проб­лем. Родители должны знать: беспокойство и волнение передаются малышу. Есть еще несколько способов облегчить его вхождение в новую социальную жизнь. Познакомьтесь с учителем до официального начала занятий, посетите несколько раз будущую клас­сную комнату — пусть ребенок посидит за партой, обстоятельно все рассмотрит, прогуляйтесь по школьному двору. Расскажите ему о приблизительном расписании и времени, отведенном на уроки, перемены, обеды. Поговорите о том, что он чувствует, идя в школу. Акцентируйте внимание на положительных моментах, расскажите о новых друзь­ях, участии в интересных играх, занятиях. Объясните, что волноваться в первые школьные дни совершенно нормально, через это проходят все дети, а вы, родители, всегда готовы прийти на помощь.

    Признаки готовности ребенка к занятиям в школе:

    * малыш не отстает от других ребят в интеллектуальном и речевом развитии;

    * желает идти в школу;

    * умеет действовать по заданному взрослыми правилу, слушать и выполнять указания;

    * способен относиться ко взрослому как к учителю, указания которого обязательны;

    * имеет первоначальные навыки общения со сверстниками.

     

    Автор: Ирина СТЕХ-САНКЕВИЧВечерний Минск

Комментарии (0)