24 Апреля, 2024 Среда

Неотложка с препятствиями. Что за препятствия замедляют скорость оказания неотложной медицинской помощи в столице?

  • 19 ноября 2015 Общество Русский 0

    Десять подстанций скорой медицинской помощи, 154 бригады и порядка двух тысяч вызовов в сутки. Здесь работают люди, для которых минуты — не абстрактное понятие. Порой секунды урезают и без того малые шансы на спасение чьей-то жизни. Так что за препятствия замедляют скорость оказания неотложной медицинской помощи в столице?

    Давление, рвота, предобморочное состояние. На вызов к 82-летней пациентке отправляются медработники. По пути на подобные визиты мигалки обычно не включают. Но сегодня мес­то возле водителя занимает не старший бригады, как того требует инструкция, а инспектор ГАИ. Цель — проверить, как на практике соблюдаются на минских улицах Правила дорожного движения в части пропуска скорой с включенными спецсигналами. Время выезда с 6-й подстанции — 10 часов 10 минут.

    — Вряд ли сейчас кто-нибудь нарушит, — считают медики. — Вот утром, в час пик, или вечером, когда люди спешат с работы домой, тогда — да. У нас вообще участок более-менее спокойный. Ребятам с 1-й и 2-й подстанций тяжелее приходится.

    Движение в это время действительно не очень интенсивное, но все же первому замешкавшемуся водителю приходится объясняться с инспекторами уже на 3-й минуте нашего следования по маршруту — за скорой едут 5 экипажей сопровождения ГАИ. Поворачиваем на проспект Пушкина.

    — Тут точно без проб­лем, — продолжают комментировать медики. — Три полосы, все свободно. Вообще ситуация изменилась к лучшему. Еще года два назад можно было застопориться на перекрестке, и мигай не мигай — ни на сантиметр никто не посторонится. Сейчас водители стали более дисциплинированными: слышат сирену — сразу стараются елочкой выстроиться, прижаться к обочине. Если кто-то и не уступает, то не специально, а скорее из-за не­внимательности. Знаете как: музыка в салоне громко играет, не услышал сигнала, не увидел или просто растерялся.

    Перед перекрестком водитель снижает скорость и задействует сирену. Если световая сигнализация работает постоянно, то звуковой сигнал для максимального привлечения внимания участников движения включается специальной кнопкой. Тем не менее прямо перед каретой скорой помощи проносится черная «Хонда». В колонне сопровождения — минус еще один экипаж ГАИ. В итоге до улицы Ольшевского, 13, вместе со скорой доехали лишь две из пяти машин сопровождения ГАИ. Расстояние чуть менее семи километров автомобиль с включенными спецсигналами преодолел ровно за 19 минут и встретил на своем пути троих не в меру торопливых водителей.

    — Когда включаешь мигалки или сирену, нагрузка в два, а то и в три раза возрас­тает, — рассказал водитель машины скорой помощи Сергей Буринов. — Нужна предельная концентрация, потому что не только за себя отвечаешь. Надо и за всеми участниками движения следить: за водителями — пропускают или не пропускают, за пешеходами — мало ли кто через дорогу перебежать решит.

    Примеры срочных вызовов — травма, аритмия, сердечный приступ и так далее. Неотложных — повышенная температура, боль в животе и прочее. Экстренные вызовы — когда возникает прямая угроза жизни человека. В этом случае бригада должна ехать с постоянно включенными световыми сигналами, а когда на дороге возникают какие-то препятствия, включать сирену. О каж­дом таком включении звукового сигнала врач делает запись в путевом листе.

    Помощь в транспортировке больных входит в служебные обязанности водителей. Их смена длится 12 часов. Бывает, что за это время бригада ни разу не возвращается на подстанцию: закончили с одним пациентом — по дороге получили новый адрес вызова.

    Все поступающие в скорую помощь вызовы разделяют по срочности и специализации. По статистике, самые серьезные аварии с участием скорых случаются во время их движения с включенными спецсигналами. Автомобили скорой медицинской помощи, а также штат водителей находятся в ведении КУП «Минск­санавтотранс». Анализ, который регулярно проводят специалисты предприятия, показал: наибольшее количество ДТП приходится на перекрестки, которые скорые проезжают с мигалками и сиренами на красный сигнал светофора.

    — Согласно пункту 26 Правил дорожного движения, при приближении транспортного средства оперативного назначения с включенным маячком синего цвета водители независимо от направления их движения должны уступить дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд указанному транспортному средству оперативного назначения, — поясняет заместитель директора по перевозкам КУП «Минсксанавтотранс» Сергей Седельник. — В то же время, согласно пункту 25, водители транспортных средств могут отступать от правил только при условии обеспечения безопасности дорожного движения. То есть, если произошла авария, априори виноват водитель скорой, который не обеспечил эту самую безопасность. А потому у нас такая статистика, например, за 2012 год: аварий с участием скорой — 15. Из них по вине водителей нашего предприятия — 13. В последнее время ситуация несколько изменилась.

    Де-факто — проблема пропуска спецмашин с включенной световой и звуковой сигнализацией остается актуальной. Де-юре — вопрос тяжести нарушения в каждом конкретном случае. Так, водитель черной «Хонды», который проигнорировал скорую, оказался еще и «бесправником». Удос­товерения лишился три года назад. С тех пор в поле зрения ГАИ попал впервые. Рассказал, что так сложились обстоятельства. А на вопрос, почему не пропустил скорую, инспекторы услышали классическое: «Думал, проскочу».

    — Наказанием за подобное правонарушение может стать штраф в размере от 2 до 10 базовых величин с лишением права управления транспортным средством сроком до одного года или без лишения, — прокомментировал старший инспектор по особым поручениям отдела ДПС и профилактики УГАИ Минска Михаил Корниевич. — Но в каждом отдельном случае идет детальная проработка ситуации: какие действия предприняли водители, какова была обстановка на дороге в целом. С проблемой, когда автотранспорт с включенными спецсигналами испытывает трудности с передвижением, сталкиваются и МЧС, и даже наши инспекторы. Действительно, в последние годы дисциплина водителей возросла, но профилактические заезды, в частности в машинах скорой помощи, сотрудники ГАИ будут проводить и дальше.

    Бригада скорой помощи имеет право включить световые и звуковые сигналы, если:

    — следует на экстренный вызов;

    — доставляет пациентов и пострадавших, которые нуждаются в экстренной госпитализации;

    — оказывает помощь пациентам и пострадавшим на проезжей части дороги или в стоящем на дороге автомобиле скорой (неотложной) медицинской помощи;

    — в организацию здравоохранения следует бригада, которая обеспечивает забор донорских органов или доставляет их.

    Автор: Алена КОРЕНЕВСКАЯВечерний Минск

Комментарии (0)