07 Мая, 2024 Вторник

Один день с "магазином на колесах"

  • 04 декабря 2015 Общество Русский 0

    Во многих деревнях сегодня невыгодно держать магазин, слишком мало населения, он не окупает себя. Однако выход уже давно найден, теперь в небольшие населенные пункты несколько раз в неделю приезжает автолавка. Но насколько она может соперничать с обычным магазином? Может ли обеспечить такое же количество товаров и удовлетворить все потребности населения  на таком же уровне? Я решила убедиться в этом лично.

    Выезжаем с водителем-продавцом Александром Чубом со склада в девять часов утра, но на самом деле работа в автолавке начинается намного раньше.

     – В семь я уже забираю машину со стоянки, – рассказывает Александр, – еду на хлебозавод, потом на склад за товаром, нужно успеть все загрузить, чтобы выехать вовремя.

    Смотрю в путевой лист – впереди четырнадцать деревень. Пока едем в первую, Борки, интересуюсь у Саши, давно ли работает. Оказалось совсем недавно, всего три месяца, но уже успел прочувствовать на себе всю тяжесть трудовых будней водителя-продавца:

    – Я стал работать на автолавке в августе, попал в самый пик. В деревнях летом много дачников и все, конечно,  покупают продукты в автомагазине, больше негде. Приезжаешь, а там почти в каждой деревне человек по двадцать-тридцать, бывало, в одной можешь часа три стоять. И все оставшиеся продукты каждый день вечером из автолавки нужно было выносить в холодильники, иначе все испортится, а утром назад загружать, это тяжело. Я за это время похудел на десять килограмм. Сейчас полегче, конечно, уже многие уехали на зиму в город, и выгружать полностью все из машины не приходится, на улице и так холодно.

    Лично я никогда не видела до этого, чтобы человек работал и водителем, и продавцом одновременно. Вопрос напрашивается сам собой, где продавец? И сразу закрадываются мысли, что, как и в большинстве структур, не хватает кадров, вот и приходится работать одному за двоих. Но Саша меня разубеждает:

     – Да нет, продавцов у нас достаточно, я сам захотел работать один. Не могу просто так сидеть. Вот приезжаем в деревню, продавщица торгует, а мне что в это время делать, минут сорок, а то и час? А так всегда при деле. К тому же это не только профессиональный опыт, но и жизненный. Я пока здесь работать не начал, так особо и не вникал, где какая деревня находится, зато теперь свой район хорошо знаю. Работать с людьми опять же, непросто, но интересно, тем более что профессия продавца мне знакома.

    Вот на горизонте показался и первый пункт назначения. На  остановке в деревне Борки нас встречают только два покупателя.  Сразу интересуюсь, все ли нравится, устраивает ли обслуживание:

      – А что может не нравиться? –  удивляется местная жительница Софья Андреевна Долгая. – Автолавка приезжает три раза в неделю наша и два раза минская, еще и к самому дому, только деньги копи.

    Здесь не приходится  долго задерживаться, довольные покупатели идут домой, а мы едем в другой конец деревни – там живет еще одна бабушка. Как оказалось, количество остановок в деревнях не нормировано, может быть одна, а может и три, в зависимости от того, большая ли деревня, сколько людей проживает и есть ли те, кому тяжело идти к автолавке самому, к ним магазин «на колесах» приезжает буквально на дом. А если в деревне, как, например, в Борках, всего три человека живут, то  у всех получается индивидуальное обслуживание. Автолавка приедет даже к одному человеку, правда, только березинская.

     Минский магазин «на колесах» в такие населенные пункты не заглядывает. Вообще непонятно, как, куда и когда он заезжает. В отличие от березинской автолавки, которая ездит по четкому графику (время прибытия указано в каждой деревне на вывеске), у минской нет четких временных рамок. Она может приехать раньше, позже или вообще не приехать. С одной стороны, это, конечно хорошо, у людей есть возможность выбора, но из-за нее возникают  и определенные сложности.

    Рассчитать продукты очень сложно, ведь невозможно предугадать, что люди будут сегодня покупать, а что завтра, раз на раз не приходится, но хлеб – это товар первой необходимости, его должно хватать всегда. Заявка на хлеб делается с учетом того, что будет минская автолавка и покроет часть запроса населения по этому продукту. Следовательно, если она не приедет, то хлеба только из березинской машины может не хватить.

    В деревне Мартияновка сразу становится понятно, что «минчанки» сегодня не было. Хлеб раскупают на «ура». Здесь тоже несколько остановок, но людей уже значительно больше. Иду «в разведку». Местные жительницы, Мария Герасимовна Макаренко и Мария Семеновна Романенок, не скупятся на добрые слова:

     – Мы очень довольны обслуживанием. Хороший ассортимент, все возят, да и продавцы хорошие. Если что-то заказываешь, всегда все привозят. И три раза теперь ходит, это намного лучше, чем два, молока  всегда свежего возьмешь и хлеба. Это молодым хорошо, сел на велосипед или мотоцикл и поехал в магазин, а мы пропали бы. Не знаем, как в других, но наш район очень хорошо обслуживается.

    Следующие деревни Новины, Старый и Новый Будков и Подволожка. Здесь тоже всем довольны. Только просят, чтобы сигналили подольше, а то не всегда сразу слышно. Пока идет торговля, Саша успевает и пошутить с покупателями, и новости обсудить, и товар показать со всех сторон, и рассчитать за покупки. Мне кажется, что еще одна пара рук здесь очень даже пригодилась бы, да и вторая голова тоже, но Саша справляется и так:

     – Да я уже привык, первое время терялся, особенно, пока еще в ценах не очень ориентировался, а потом приноровился. Да и как с людьми не поговорить, общение нужно всем. Перекинулся парой слов и у тебя настроение хорошее, и у покупателей.

    Приезд автолавки для сельчан это не только возможность купить необходимые продукты, но и повод собраться вместе, поговорить, особенно для тех, кто далеко живет друг от друга. После закупки они не спеша садятся на лавочку и беседуют. А кто-то собирается заранее, чтобы вместе подождать магазин на колесах, а порой и проконтролировать, вовремя ли приехал. Но каких-либо серьезных конфликтных ситуаций не возникает, да и неоткуда им взяться у Саши. Он приветливый, относится к своей работе с душой, помнит, кому из жителей, что нравится, всегда подскажет, что лучше купить, чтобы и качество, и цена устраивали.

    В Домашки (а это только седьмая деревня) мы приехали уже далеко за обед, стало очевидно, что в график мы не уложимся и к пяти точно всю работу не закончим. Причина этого очень проста – человеческий фактор. Автолавка это не универсам, где пришел и можно часами ходить и выбирать товар. Здесь все делает продавец. Достает товар, показывает, взвешивает. На это все тратится время. К тому же, мало кто из людей составляет конкретный список покупок. Приходят к автолавке купят, потом вспоминают что-то и еще раз в очередь становятся, и так по два, по три, а то и по четыре раза. Некоторые уже дойдя до дома, снова возвращаются. Саша относится к этому спокойно:

    – Это же не в городе, что можно по десять раз на день в магазин ходить. Тут, если что-то забыл, нужно будет ждать другую машину. Как я откажу? Конечно, обслуживаю всех до последнего человека. Люди заслужили это.

    В Заболотье подтверждают, что Саша хорошо обслуживает, никогда не торопит. Пока едем в следующие деревни, уточняю у него, а когда же обед? Выясняется, что обеда нет:

    – Я так не могу стоять где-нибудь, есть, когда люди ждут. Стараюсь супа с утра покушать, а обед и ужин у меня уже вечером – два в одном.

    Да, тяжела работа водителя-продавца, что поделать, голодаю за компанию. Во время очередного переезда Саша делится профессиональными секретами. Сельчане — народ не простой, к ним нужен свой подход, надо знать, что в какой деревне больше любят. В одной, к примеру,  нарасхват идет «Жнівеньская» колбаса, а в другой всем нужен сальтисон. Жители деревень любят покупать все проверенное. С новым товаром всегда сложно, тут, главное, чтобы кто-то один купил, и если понравилось, то тогда уже продукт становится ходовым. Саша вспоминает, как в одной деревне женщина купила «Борисовскую» колбасу, сразу попробовала и давай хвалить. Три раза за ней в очередь становилась. И все остальные уже не устояли и купили по кусочку попробовать. Тогда семь килограммов продал. Но это не все, для работы нужно усвоить определенный набор понятий, к примеру, «советское» молоко – это молоко в пакетах, «от бешеной коровы»  – это вино. Сразу во всех тонкостях не разберешься.

    Ассортимент товаров в автомагазине, в основном, ходовой – то, что больше всего берут. Но у Саши всегда есть пара сюрпризов для покупателей:

    – У меня в продаже имеются, к примеру, шампиньоны в банках, ананасы консервированные. Да, это не самый покупаемый товар, но хочется дать людям больше. Чтобы были разные продукты, и они могли сами выбирать, что больше по вкусу. Ведь в обычном магазине есть товары разных категорий. Поэтому всегда стараюсь иметь у себя в ассортименте что-нибудь такое, чем можно удивить. Ну а так, если что-то нужно, чего нет в автолавке, то всегда привозим под заказ.

    В Калюге-1 и Калюге-2 опасения по поводу нехватки хлеба становятся все реальнее, впереди еще три деревни. В Мотылянке и Дубовом Логе долго не задерживаемся, покупателей немного, но все равно, когда  приехали в последнюю деревню Устье, уже стало темнеть. Нашлись недовольные опозданием жители и, несмотря на все попытки объяснить ситуацию, остались при своем мнении. Мне это напомнило очередь в поликлинике, когда все хотят, чтобы на них врач тратил по пятнадцать минут, а на всех остальных только по две. Автолавка в каждой деревне работает до последнего покупателя, а сколько их будет два или пятнадцать предугадать невозможно, даже кофейная гуща тут  бессильна.

    Хлеба хватило всем, вложились один в один, нам повезло, но в другой раз все могло быть не так радужно. Так не лучше бы было как-то согласовать расписание с «минчанкой», чтобы из-за этого не страдали сельчане, ведь, как было верно сказано, у них нет возможности пойти и докупить что-то в магазине, если понадобится.

    На работу Саши ни в одной деревне не было нареканий, только хвалебные отзывы, да и я за весь день лично убедилась, что он добросовестный работник. Но жители деревень рассказали, что, к сожалению, не все такие. Некоторым не хватает терпения, злятся, если люди второй раз подходят, а некоторые вообще отказываются обслуживать и предлагают купить нужные продукты в следующий раз. Ситуации, конечно, бывают разные, но хотелось бы, чтобы к людям относились по-человечески. Все мы имеем право на достойное и уважительное отношение.

    В Березино мы вернулись, когда уже совсем стемнело, само собой не по графику. У Саши на этот счет есть четкая позиция: «люди всегда в приоритете», и я с ним полностью согласна.

    Автор: Вероника Шупенько.Бярэзінская панарама
    Теги: 

Комментарии (0)