20 Апреля, 2024 Суббота

Машина бремени

  • 12 января 2016 Общество Русский 0

    Ходят, где хотят, бегут через проспекты, даже спят на дорогах — это наши пешеходы. Тема взаимоотношений водителей и пешеходов актуальна сегодня как никогда. Количество автомобилей в стране растет (только в Гомеле их около 300 тысяч), а условия движения в городах меняются со скрипом. Пешеходы не хотят сдавать позиции на дорогах, в итоге за прошлый год в одной лишь Гомельской области их оштрафовано свыше 21.000.

    Ситуации на грани ДТП я наблюдаю каждое утро. По дороге на работу. Напротив моего дома — остановка общественного транспорта. Между ними — четырехполосная дорога. Чтобы попасть на остановку, надо сделать крюк до светофора — метров сто. Движение здесь очень интенсивное. Тем не менее ежедневно находятся любители короткого пути — бегущие через поток машин. Против них даже забор поставили на разделительной зоне. Перелезают. Кстати, основной возраст таких нарушителей, как я заметил, предпенсионный. Возраст зрелости и мудрости.

    Я попытался сделать одной такой даме тактичное замечание: мол, куда вы? Меня в ответ сочно послали до светофора. По данным ГАИ, за сутки на Гомельщине составляется около 70 протоколов в отношении нарушителей–пешеходов. Штрафы немалые. За переход в неположенном месте — от 210.000 до 630.000 рублей. Если пьяный вышел в путь, а такое сплошь и рядом, — сумма перевалит за миллион. По вине пешехода произошло ДТП — готовь полтора миллиона. Получил водитель телесные повреждения или пострадала машина — тут и 10 миллионами рублей не отделаешься.

    Кстати, лучше всего возле дороги ориентируются дети. Они, держа родителей за руку, заставляют смотреть налево и направо. Наверное, потому что и в школе, и дома именно детям рассказывают об опасности проезжей части. Взрослые чаще надеются на свой жизненный опыт — и он подводит.

    Мнением о том, как дисциплинировать всех участников дорожного движения, поделился начальник управления ГАИ УВД Гомельского облисполкома Игорь Макушенко:

    — Надо создавать такие условия на дороге, чтобы контакт водителя и пешеходов был минимальным. За последний год мы получили немало жалоб и звонков от граждан: мол, почему убирают пешеходные переходы в центре Гомеля и ставят сплошные металлические заграждения вдоль дорог? Для безопасности. У нас на нерегулируемых переходах 60 процентов аварий с участием пешеходов. В идеале улицу надо переходить только на светофоре или по подземному переходу. Вдоль дороги — красивый заборчик, чтобы не бегали в неположенном месте и машины не вылетали на тротуар. Все это требует затрат, но именно в таком безопасном направлении будет развиваться дорожная инфраструктура области.

    К порядку привыкают. Яркий пример — гомельская улица Кирова. Там летом было открыто движение по кольцам, светофоры перенесли с перекрестков, на традиционных маршрутах установили ограды. Многие пешеходы восприняли это как объявление войны. Лазили через забор, ходили как привыкли. Штрафы, недовольство... Прошло полгода, все утихло, идут по правилам. Количество ДТП на этом участке значительно снизилось.

    Можно сказать, что Гомель в последние годы переживает масштабную реконструкцию транспортной сети. Кроме расширения проезжей части и строительства кольцевых развязок, новшества приходят и в жизнь пешеходов. Например, в наступившем году гомельские зебры станут особенно заметными. Городские власти решили оборудовать нерегулируемые переходы светодиодной подсветкой. Когда человек становится на такую зебру, светодиоды начинают мигать — водитель видит огни издалека. Правда, установят новинку только на улицах с оживленным движением. В планах открыть подземный переход под Речицким проспектом — возле администрации Советского района. Возможно, еще один аналогичный проект появится возле Прудковского рынка.

    Архитектор на пенсии гомельчанин Владимир Шеин уверен, что город можно сделать безопаснее без рытья траншей:

    — Тема безопасности пешеходов должна стать республиканской программой. Ведь проводятся Год молодежи, Год культуры. Нужен Год пешехода. Но с конкретной программой и финансированием. Например, на участках с оживленным движением, где нет троллейбусных линий, можно строить надземные пешеходные переходы, как это сделано в соседнем Брянске. Они дешевле подземных. Еще один необходимый элемент — ограда на перекрестках и возле остановок, где есть скопления людей. Чтобы водители не давили граждан на тротуарах. По–моему, вдоль большинства городских дорог с интенсивным движением жизненно необходимо ограждение. Можно подождать с ремонтом административных зданий, но дороги огородить — здесь гибнут люди.

    Действительно, сводки с дорог, словно из зоны боевых действий. За год на Гомельщине ранен 191 пешеход, погибли 43. В масштабах страны можно смело умножить на шесть...

    Резонансные аварии просто кричат об опасности гомельских тротуаров. В 2014 году в центре города автобус выехал с проезжей части в сквер имени Громыко и задавил женщину. После этого на остановке общественного транспорта бесправник на автомобиле сбил двух девушек. Одна из них получила тяжелые травмы, вторая умерла. В 2015–м тройное ДТП произошло по улице Огоренко. Автомобиль врезался в мотоциклиста. В результате сильного бокового удара мотоциклист был выброшен из седла, а мотоцикл вылетел на тротуар и сбил двух 19–летних гомельчанок. Обе с множественными травмами оказались в больнице. Буквально месяц назад под Гомелем в поселке Еремино водитель не справился с управлением, выехал за пределы проезжей части и на обозначенной пешеходной дорожке сбил двух пешеходов. Пострадавшие были госпитализированы в реанимацию.

    Оградить, упорядочить, развести на дороге водителя и пешехода — вот задача не только ГАИ, но и государства. И ее необходимо решать как можно скорее, ведь количество автомобилей увеличивается с каждым месяцем.

    Кстати, еще одна проблема — сельские пешеходы. Для них тротуары на трассах не построишь. Но многие жители глубинки упорно игнорируют фликеры. Возможно, в данном случае именно штрафы помогут сделать их заметнее на дорогах.

     

    sb_gomel@mail.ru

    Фото автора
    Советская Белоруссия № 4 (24886). Вторник, 12 января 2016

    Автор: Станислав ГАЛКОВСКИЙСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)