19 Апреля, 2024 Пятница

Картина по сути

  • 17 марта 2016 Общество Русский 0

    Из почты главного редактора

    В редакцию пришло письмо из Гомеля. Крик души — такое впечатление складывается при первом прочтении. Крупное предприятие в долгах, модернизация производства не дала эффекта, а лишь усугубила положение, работники получают мизерные зарплаты, руководитель не принимает мер... 

    Вот это письмо:

    Уважаемый гл. редактор!

    Многие из нас являются подписчиками «СБ», и, доверяя Вашему профессионализму, обращаемся к Вам за помощью найти ответ на вопрос: «Кому было выгодно проведение модернизации в открытом акционерном обществе «Гомельский жировой комбинат в 2012 — 2014 годах?» Мы как простые работники от этого только пострадали и продолжаем «пожинать плоды» от решений, принятых руководителями этого периода. На все, что их хватило, это сломать то, что было создано до них, умело распорядиться коллективно заработанными деньгами, набрать неподъемных кредитов и разбазарить всю заработанную и не заработанную — а это более 60 млрд рублей — в 2015 году прибыль. В результате модернизации мыловаренного цеха производительность установленного оборудования уменьшилась в разы, а за импортное сырье просроченных сроков годности сегодня расплачиваемся мы своей зарплатой в принудительном порядке. Памятник архитектуры — цех рафинации и дезодорации растительных масел — единственный в стране, был введен в эксплуатацию 27.12.2013 года. Со слов руководителя, «сердце комбината» стоимостью более 100 млрд руб. в 2014 году было загружено на 4 процента. Мало что изменилось фактически и в 2015 году. Все процессы ведутся в других цехах из–за недостатка масла, а статистически списываются на новый цех — фикция и очковтирательство.

    Масло растительное не добывается собственными силами, а закупается и даже без обработки уходит в убыток на экспорт, причем пищевое, а техническое идет в продукцию. Хотя у нас есть собственный участок добычи масла, где люди уже тоже устали без работы, а ведь там также была проведена модернизация. Вместо дешевых семян за белорусские рубли закупаем семена за валюту — вот результат: урожая — нет, а долги — есть. Кто от этого имеет плюсы? Но только не мы! Эти факты говорят о том, что наш руководитель принимает решения, которые невыгодны коллективу. С нами он даже не желает разговаривать, все только через посредников. Еще один «хомут» на нашей шее — краснобережский производственный участок (бывший крахмало–паточный завод), который с большими перспективами брали бывший и нынешний наш директор, обделяя нас в разного вида социальных благах и вкладывая в него сумасшедшие деньги, — тоже «парализован». Уже который год ждем исполнения обещанного и отдачи от вложенных средств. От проведенной модернизации — сплошная «реанимация». Одни детские фантазии, а в реалиях — ничего, как у Буратино на поле чудес.

    Комбикорм грузили сельхозпредприятиям по высоким ценам, но тем, у кого денег нет и не скоро появятся, а в результате — высокая дебиторская задолженность. Нет денег, нет сырья, люди на простое (без оформления), без зарплаты и без перспектив на будущее. А как нам оплачивать кредиты, обучение детей, детсады, коммунальные услуги и многое другое, если даже эти копейки мы вовремя получить не можем. Безграмотные решения принимает руководитель, а за это отвечает коллектив. Неужели полное безразличие у концерна «Белгоспищепром» и всех проверяющих органов к судьбе почти тысячного коллектива? Для чего это делается? Чтобы в результате поставить на колени не только трудовой коллектив, но и сам комбинат.

    А что дальше?

    Надеемся, что с Вашей помощью мы получим ответы на интересующие весь трудовой коллектив вопросы через публикацию в газете.

    Неравнодушные к судьбе предприятия работники.

    Письмо, безусловно, требующее проверки. Хотя оно и анонимное. Авторы (или автор?) почему–то не решились поставить под ним свои подписи. Думается, людям, действительно болеющим за судьбу родного предприятия, нет поводов прятаться за обтекаемым определением «неравнодушные работники». Собкору газеты было дано поручение изучить изложенные в письме факты и написать об этом служебную записку. И вот подготовленный отчет лег на стол главного редактора:

     

    Главному редактору

    Якубовичу П.И.

    собственного корреспондента

    по Гомельской области

    Галковского Станислава

     

    Служебная записка

    Для выяснения обстоятельств по Вашему заданию я попытался собрать информацию об экономическом состоянии ОАО «Гомельский жировой комбинат», о климате на предприятии и о роли в нем директора Дмитрия Бабундина.

    Вышел на двух работников комбината. В силу специфики диалога они разговаривали только анонимно (как и автор письма). Рассказали, что завод в целом работает в штатном режиме. Зарплаты у них на фоне нынешних цен небольшие, около 5 миллионов рублей (для справки: средняя зарплата по городу Гомелю — 6,5 миллиона рублей). В прошлом году возникли серьезные проблемы с сырьем для загрузки нового цеха рафинации и дезодорации растительных масел, огромные многомиллиардные задолженности перед комбинатом имеют предприятия сельского хозяйства и торговая сеть, падение курса рубля плохо отражается на погашении валютных кредитов, которые брались на модернизацию предприятия. Директора мои собеседники охарактеризовали как человека, который не церемонится с кадрами. Если ему не нужен работник — может спокойно указать на дверь. Очень требовательный (но это вряд ли можно ставить в вину руководителю). Из положительных моментов — оба вспомнили новогодний подарочный паек (мясо, майонез, растительное масло, консервы, маргарин...).

    В КУП «Гомельоблпищепром» (областной орган управления пищевой промышленности) жировой комбинат и его руководство охарактеризовали положительно. Здесь отметили, что, несмотря на ряд проблем, при нынешнем директоре завершена полная модернизация комбината, которая позволила сделать производство безотходным и реально сократить затраты на выпуск продукции. Расширен ассортимент товаров. А главное — у предприятия есть четкий план развития на ближайшие годы с использованием местной сырьевой базы, увеличением экспорта и возможным превращением в агрохолдинг.

    За конкретными ответами я отправился к директору ОАО «Гомельский жировой комбинат» Дмитрию Бабундину. Он весьма развернуто ответил на все мои вопросы.

    6 лет назад комбинат представлял собой завод — наследник советской системы госзаказа. Производили майонез, маргарин, хозяйственное мыло и зависели от импортного сырья. Новой командой менеджеров, которая пришла на комбинат (Бабундин сначала был первым замом директора), был предложен план развития предприятия. Он состоял из трех частей:

    1. Создание местной сырьевой базы. Выращивание сельхозорганизациями области не менее 40.000 тонн рапса.

    2. Открытие современного цеха рафинации и дезодорации растительных масел. Чтобы можно было отжимать свое масло из своего рапса. (Оба этих пункта позволили бы уйти от импорта растительных масел — основного сырья.)

    Плюс модернизация мыловаренных линий. В итоге создание безотходного производства, когда из местного рапса получаются: белок для комбикорма, рапсовое масло, маргарин, мыло, майонез.

    3. Развитие собственной товаропроводящей сети.

    Директор Бабундин рассказал, что модернизация полностью проведена. Сырьевая база создана. Однако возник ряд трудностей. В 2014 году новая линия рафинации была остановлена из–за обнаружения в процессе эксплуатации ряда неполадок. Они были устранены производителем. По итогам пробного года линия оказалась загружена всего на 14 — 15%. Показательным должен был стать 2015–й (первый год на местном сырье). Но на Гомельщине случился неурожай рапса (посевы вымерзли). Вместо 40.000 тонн получили только 1.700 тонн. В результате пришлось закупать сырье за рубежом. (Интересный факт: купить в других областях Беларуси рапс практически невозможно. Он — источник белка для скота. Поэтому существуют негласные запреты продажи в другие регионы. Свой рапс нужен самим.)

    В 2015–м новый цех жирового комбината был загружен на 25%. Как оказалось, это неплохой показатель, линия рассчитана с запасом, и ее рабочая нагрузка (при наличии 40.000 тонн рапса) не более 70%. Остальные мощности заложены под будущее развитие.

    Дмитрий Бабундин уточнил, что перебои с сырьем — это только часть проблемы. Нестабильный курс рубля значительно увеличил выплаты по валютным кредитам, взятым на модернизацию. Как результат, 2014–й и 2015–й годы предприятие закончило с убытками. К этому стоит приплюсовать дебиторскую задолженность сельхозорганизаций — свыше 44 миллиардов рублей и торговой сети — 18 миллиардов рублей. Тем не менее директор сообщил, что количество работников за последние три года не сократилось — 748 человек. Средняя зарплата — 6 миллионов рублей. Если в этом году не будет значительных колебаний курса рубля и проблем с урожаем рапса, они надеются на значительную прибыль, часть которой собираются вложить в открытие фирменных магазинов по всей стране.

    Общее впечатление: комбинат мне понравился. Интересно, что при обилии внешних проблем здесь точно знают, чего хотят, и продолжают работу. Руководитель оставил впечатление современного менеджера, который видит, куда и как надо развиваться, и умеет лавировать в запутанных коридорах планово–рыночной экономики и оставаться на плаву в условиях глобального экономического кризиса. Его отношение с коллективом? Скорее всего, он дотошный производственник, требующий четкого выполнения технологии и безукоризненной дисциплины. Поэтому понятно, что есть недовольные.

    По поводу письма отмечу, что я как журналист негативно отношусь к анонимкам, хотя, возможно, они являются криком души. Чувствуется, что данное письмо написано человеком, который готов каждую проблему превратить в катастрофу, поставить подножку вместо того, чтобы подать руку. И самое главное — у автора нет ответственности за коллектив, завод, будущее. Его позиция — накажите, разберитесь, расстреляйте, потому что мне не нравится, все вокруг плохо, везде ворюги и бездельники, я — несчастлив.

    Галковский С.В.

     

    Резюме главного редактора

    Очевидно, что Гомельский жировой комбинат переживает непростые времена. Модернизация — дело сложное, и в процессе сбои не исключены. Опять же не всегда полностью удается застраховаться от неурожая. Убытки и долги висят на предприятии тяжелым грузом. В то же время руководитель Дмитрий Бабундин, как следует из отчета журналиста, не опускает руки, видит перспективы и будущее обновленного комбината. Возможно, его методы руководства не всем в коллективе по душе. Но куда честнее работникам такие проблемы обсуждать в открытую.

    Данную публикацию мы адресуем в Гомельский облисполком, а также в «Белгоспищепром». Надеемся, что руководство государственных органов управления выскажет свою точку зрения на ситуацию на градообразующем предприятии и укажет более конкретные сроки полной загрузки мощностей и улучшения финансовой ситуации. Редакция будет следить за положением дел на Гомельском жировом комбинате.

     

    Советская Белоруссия № 49 (24931). Четверг, 17 марта 2016

    СБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)