07 Мая, 2024 Вторник

Азбучные истины

  • 17 марта 2016 Общество Русский 0

     О причинах создания новой учебной литературы, новых букварях и хрестоматиях, а также многом другом рассказали в научно-методическом учреждении «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

    Цель и задачи

    — Создание новых учебников связано с обновлением содержания образования, — пояснил начальник методического центра Нацио­нального института образования Григорий Чемоданов. — Изменения в учебные программы внесены в 2015 году. Внедрение их в образовательный процесс осуществляется поэтапно. Соответственно, поэтапно обновляется и школьная литература. Учебники создают в соответствии с базовой концепцией. Несомненно, ныне действующие требуют совершенствования. Школьная литература должна стать более доступной, понятной, вызывать интерес к учению. Для подготовки качественных учебников в Беларуси имеется достаточный опыт.

    По словам эксперта, все действующие в стране школьные учебники соответствуют принятым учебным программам, так как это обязательное требование, предъявляемое к ним.

    — В то же время следует признать: в нынешней учебной литературе имеются недостатки и по содержанию, и по форме, — сказал Григорий Чемоданов. — Прежде всего это перегруженность текстовым материалом, второстепенной информацией. Неред­ко книга написана сложным языком, в ней слишком большое количество терминов. Задача, которая стоит перед нами, — создать книги, соответствующие возрастным и психологическим особенностям учащихся. Кроме того, они должны обеспечить мотивацию к учебе. В соответствии с концепцией базового учебника предполагается разработка электронных приложений, содержащих дополнительную информацию, что позволит сам учебник сделать более компактным. Требуются изменения также в оформлении. Издания должны стать более привлекательными и в то же время отражать основы современных научных знаний.

    Ближе к жизни

    По мнению начальника научно-исследовательского центра Нацио­нального института образования доктора педагогичес­ких наук Василия Русецкого, еще одно важное направление при обновлении учебной литературы — обеспечение ориентированности на практику.

    — Учебник обязан помогать ученику действовать в новых, проблемных ситуациях, когда невозможно заранее разработать соответствующую модель поведения, — отметил специалист. — Компетентность учащегося должна проявляться в различных видах деятельности, сочетая в себе знания, умения, навыки, социальный опыт и личностные качества. Не будем забывать, что со­временное общество развивается очень динамично и всю новую научную и социальную информацию прос­то невозможно поместить в учебник, да этого и не требуется. Авторы учебников стараются отобрать наиболее важную с точки зрения развития личности информацию, соответствующую со­временному уровню мировой науки, учесть опыт других стран, прежде всего наших соседей.

    Апробация

    — Вновь созданные для учебного процесса книги проходят опытную проверку в школах, — уточнил Григорий Чемоданов. — В ней участвуют ученые, методисты, но самые главные эксперты — учителя. Их не менее 10 из разных регионов страны, в том числе из сельских учреждений образования. В ходе опытной проверки содержание действующих учебников анализируют путем анкетирования учителей, учеников, родителей, посещения уроков… По результатам проверки эксперты пишут заключения, которые выносят на обсуждение специалис­тов. В нем принимают участие авторские коллективы, эксперты и сотрудники Нацио­нального института образования. Рекомендации экспертов передают авторам, которые впоследствии при переиздании учебника обязаны их учесть.

    Цена вопроса

    Отразится ли обновление учебников на их стоимости? Начальник планового экономического управления Национального института образования Тамара Краснокутская отмечает, что изменений в этой сфере не предусматривается:

    — Что касается платы за пользование учебниками, она не будет существенно различаться для новых и пере­изданных.

    Предполагается разработка элект­ронных приложений, содержащих дополнительную информацию, что позволит сам учебник сделать более компактным.

    Автор: Кристина КРИВОРУЧКОВечерний Минск

Комментарии (0)