26 Апреля, 2024 Пятница

Ольга Мычко: «Добрые дела нужно делать тихо»

  • 14 июля 2016 Общество Русский 0

    Ольга Мычко, главный врач ГУ «Больница паллиативного ухода «Хоспис», главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Республики Беларусь по паллиативной медицинской помощи взрослому населению.

    Все корешки оттуда…

    Маленькая Оля лечила всех: собакам и котам хвосты перевязывала, из зубного порошка и ваты делала пломбы. И даже на фото в детском садике она в белом халатике с мишкой в одной руке и шприцем — в другой… Но больше всего ей хотелось вылечить маму, которой поставили неутешительный диагноз еще в 25 лет, болела она долго и уходила тяжело. А через два года не стало и отца, с которым Оля в детстве так любила ходить на рыбалку…

    — Мне было 27, когда осталась круглой сиротой. Мама умерла в возрасте 54 лет, а потом папе диагностировали рак… Он нуждался в паллиативной помощи. В стране ее не было, не было у нас и тех знаний, которые сего­дня активно работают, обеспечивая качество жизни безнадежно больных до их последнего часа, до последнего вздоха. Человек творцом приходит в этот мир и имеет право на достойный уход. И так получилось в моей жизни: дома умирает родной человек, а мне нужно бежать на работу — ждут больные… Ситуа­ция, думаю, знакомая многим. Последствия — тяжелый груз памяти, и ты тащишь его за собой всю жизнь. И все, что недодал, недосказал, недолюбил, нужно отработать…

    Школьные годы Ольга Викторовна вспоминает с теплотой и особенной благодарнос­тью своей учительнице русского языка и литературы. Она учила думать, писать, говорить, видела в девочке потенциал и заставляла работать, вызывала на каждом уроке, требовала переписывать в тетрадки литературные тексты. Теперь золотое правило «20 страниц в день» — неотъемлемая часть жизни моей собеседницы. Именно благодаря этому правилу она, автор книг по паллиативному уходу за онкобольными, делится своим опытом с коллегами. И выступление перед любой ауди­торией, включая международные конференции врачей, не вызывает затруднений. А главное, находятся нужные слова в общении с пациентами, их родными.

    Учеба давалась ей легко, уроки делала быстро, «на подокон­нике», ведь на первом месте были занятия спортивной гимнастикой и… карате. Однако это не помешало ей получить золотую медаль по окончании 92-й школы в Заводском районе столицы. А приход в медицину был предопределен, видимо, самой судьбой.

    Вершина айсберга

    Хоспис на Стахановской, 19, открылся в 2005 году. Он стал первым не только в столице, но и в республике. К этому времени Ольга Викторовна, окончив лечебный факультет Минского государственного медицинского института, прошла путь от участкового терапевта 36-й городской поликлиники до главного врача 18-й. При этом успела получить экономическое образование в Академии управления при Президенте Респуб­лики Беларусь. И сама признается, что в юности не поверила бы, что станет главврачом. Ведь для нее на первом месте была и остается работа с людьми. Однако ее организаторские способности заметили и оценили.

    — На тот момент мало кто знал, что такое хоспис, да и я имела смутное представление. Было интересно сделать что-то новое, полезное. Сегодня отчетливо понимаю: это был верный шаг. Хоспис — лишь вершина айсберга в системе оказания паллиативной помощи, которая является целой наукой, отраслью в медицине. Но это не мой шаг. Свой первый шаг сделала страна.

    На 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был заслушан доклад о ситуации с паллиативной медициной в мире. И здесь обозначилась глобальная гуманитарная катастрофа: ежегодно 40 миллионов человек нуждаются в этом виде помощи и только 14 процентов могут ее получить. Люди умирают в тяжелых страданиях, которые уже реально облегчить современными средствами и методами. И так совпало, что в том же году были внесены изменения в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении», где паллиативную медицину декларировали как вид медицинской помощи.

    — Есть установка Всемирной организации здравоохранения: как только человеку поставлен диагноз хронического заболевания, он уже должен получать паллиативную помощь, а не за шесть месяцев или пять минут до смерти. И речь идет не только о медицинской помощи, приходится решать и психологические, и социальные проблемы. Нужно ориентировать наше общество не на преждевременное оплакивание больного, а на действенную помощь ему, — убеж­дена Ольга Викторовна.

    Нет-нет да и споткнешься о чьи-то глаза

    Рабочий день главного врача начинается в 8.00 с планерки, на которой выясняют состояние пациентов за ночь, обсуж­дают план ведения больных с точки зрения не только медицинской, но и психологической помощи, координируют работу выездной патронажной службы, в которой заняты два врача и восемь медсес­тер. А еще принимают запросы родственников на оказание духовной помощи.

    — По нашей статистике, 90 процентов пациентов — православные христиане. В начале становления хос­писа обратились к митрополиту Филарету об оказании духовного окорм­ления больных. За хос­писом закреплен прото­иерей Александр, настоятель религиозной общины «Приход храма Великомученика Георгия Победоносца в г. Минске». Человеку без веры сложнее справиться с тяжелой ситуацией, труднее найти точку опоры, — считает главный врач Ольга Мычко.

    Есть в кабинете Ольги Викторовны большой диван, она называет его плакательным — столько на нем выплакано слез, столько печальных историй рассказано… Лишь за один год порядка двух с половиной тысяч человек получают поддержку и помощь в учреждении. И это не только больные, беда затягивает в свои сети и родных, и друзей.

    — Люди порой хотят не то что услышать совет, а сверить свои координаты: правильно ли ухаживают, то ли лекарство дают? Они нуждаются в психологической поддержке. Рушится весь жизненный уклад, меняются ориентиры… Часто слышу вопрос: может, бросить работу и сидеть с мамой, держать ее за руку, не класть в хоспис? В ответ возникают встречные: а вы дома справитесь лучше? Хватит ли у вас навыков, выдержки, душевной силы и силы духа принять это?

    У каждого своя жизненная ситуация, мы все разные, у нас разные семьи, привычки. Некоторые пациенты категоричес­ки отказываются от хосписа, а попав сюда, не хотят возвращаться домой. И такое бывает.

    — На стационарную койку учреждения попадает пациент, которому очень сложно оказать необходимую помощь на дому. Например, подобрать препараты, чтобы снять боль, которую невозможно терпеть. Она может сопровождаться тошнотой, рвотой, что значительно ухудшает качество жизни. В течение двух-трех недель мы справляемся с этим, обуча­ем родственников уходу за больным и выписываем его. Есть особые случаи, когда помочь можно только в стацио­наре или когда человек одинок… Раньше как говорили: сдал в хоспис — и забыл, крест поставил на человеке. Сейчас потихоньку отношение меняется. Конечно, по-прежнему мало социальной рекламы, чаще о нас говорит сарафанное радио, — с сожалением рассказывает Ольга Викторовна.

    Поверила любви

    — Так получилось, что у меня есть две подруги, с которыми идем вместе по жизни. Нас трое, как в фильме «Моск­ва слезам не верит». Долгое время после школы не общались, а потом нас объединило горе, жизненные трудности закалили наши отношения. Теперь, что бы ни случилось, мы вместе! Дружбу питает общение, и поэтому обязательно встречаемся, устраиваем посиделки, которые так греют душу! Каждая нашла своего Гошу, у каждой интересная судьба, — делится сокровенным Ольга Викторовна.

    Женщина-мать, которая успевает и работать, и детей растить, и дом вести, — идеал для нашей героини. Сама она из скромности не считает себя идеальной, но успевает всё.

    — У нас с мужем на двоих трое детей и уже четверо внуков — три девочки и один мальчик. Вот вчера пирожки для них пекла, обожгла палец (улыбается). Выходные проводим на даче, огородничаем, цветочки выращиваем, внуки на батуте скачут. Друзья любят к нам приезжать. Я очень даже позитивная и общительная! Не хожу в черном, не рыдаю, не умираю с каждым пациентом. Кто же тогда будет помощь оказывать, если все станем плакать? Для многих моих коллег, и меня в том чис­ле, приход на работу в хос­пис перевернул жизнь, сориентировал на настоящие ценности — духовные! «Не копите на земле, копите в сердце своем». Если человек родился, он все равно умрет. Но родиться — это уже счастье! Это подарок! Как ты этим временем распорядишься, насколько достойно пройдешь свой путь, зависит от каждого человека, от его доброй воли.

    Она признается, что бывают такие дни, когда после работы совсем не остается сил, настолько эмоционально истощаешься, и ничего не хочется, только тишины. Родные понимают и поддерживают. Но не говорить дома о работе не получается. Особенно с дочкой, ведь она врач-онколог.

    — С детства Даша все видит, понимает. Она выбрала эту профессию осознанно. И я уважаю ее выбор как профессионал, но жалею как мама. Это трудная ноша, — считает Ольга Викторовна. — Но это все жизнь! И мне хочется жить, хочется новых встреч, новой работы в том смысле, чтобы сделать еще что-то хорошее, доброе и полезное. Не ради признания и наград. В жизни надо отдавать, надо спешить делать добрые дела.

    Паллиативная помощь — система мероприятий, направленных на поддержание качества жизни пациентов с неизлечимыми, угрожающими жизни и тяжело протекающими заболеваниями на максимально возможном при данном состоянии комфортном для человека уровне. Паллиативная помощь призвана сопровож­дать больного до конца его дней.

    Автор: Марина ЖДАНОВАВечерний Минск

Комментарии (0)