26 Апреля, 2024 Пятница

Судьба и Минск неразделимы

  • 21 июля 2016 Общество Русский 0

    В 2013 году легендарный глава Минска был назван «Минчанином года» за книгу «Нас время ставит на свои места». Отдельные эпизоды из воспоминаний Василия Ивановича предлагаем вниманию читателей.

    17 января 1945 года. После лечения в госпиталях и установления мне группы инвалидности поездом Москва — Брест я приехал в Минск. Было около 5 часов утра.

    Когда стало рассветать, вышел на Привокзальную площадь. Увиденное потрясло: перед глазами открылся заснеженный мертвый город.

    Транспорта не было, дойти до облвоенкомата на площади Свободы на протезе было трудновыполнимой задачей. Чуть поодаль, на улице Кирова, увидел возницу с санями, попросил подвезти. Здесь нужно рассказать, как я в этот момент выглядел. В Куйбышевском гос­питале мне выдали непонятного цвета шинель и брюки польской армии, вместо гимнастерки — китель морского офицера. На ногах — прос­тые ботинки, на голове вместо форменной ушанки — огромная меховая шапка охотника-сибиряка, подарок шефов. И все это украшали погоны капитана Советской Армии. Хозяин саней долго не отвечал на мою просьбу…

    18 января в горкоме партии мне предложили работу инструктора орг­отдела. В середине февраля знакомился с работой авиационного завода № 453 (ныне тракторный завод). Там поч­ти под открытым небом выпускали «Яки», но положение с жиль­ем, продовольствием, топливом было плачевное. Доложил об этом в горкоме. Через три дня приняли решение выделить 134 коллективам города земельные участки для развития подсобных хозяйств. Наиболее сложным вопросом оказалось обеспечение семенами. Решили организовать в столовых сбор глазков при чистке картофеля. В принятом потом решении исполкома конкретно указывалось, кому и сколько необходимо было заготовить этих глазков.

    Весной вопрос санитарного состояния города приобрел статус первостепенного. В городе не было ни одной детской больницы. Было решено в 10-дневный срок найти здание для родильного дома, очистить город от нечистот, проводить уборку ежедневно. За месяц провели благоустройство городских рынков, построили торговые столы и отдельные ряды для молочных продуктов.

    10 июля мне предложили перейти на работу в Сталинский райком на должность секретаря по кад­рам. В октябре было принято постановление СНК БССР о строительстве тракторного и авиационного заводов. В Сталинском же районе размещался и строящийся автомобильный.

    Возводили цех ковкого чугуна, началось строительство жилых домов по Могилевскому шоссе. По комсомольскому призыву в Минск приехали около 500 молодых рабочих и специалис­тов. Общежитий не было, пришлось создавать палаточные городки.

    Летом 1946 года я был избран сек­ретарем Сталинского райкома. Город приступал к выполнению Генерального плана возрождения и застройки Минска. Жилой район для тракторного завода предлагалось разместить в 350 метрах от завода, между нынешними улицами Буденного и Клумова. Строительство жилья для автозаводчан развернулось вдоль Могилевского шоссе, причем дома, расположенные непосредственно у шоссе — четырехэтажные, с улучшенной архитектурной отделкой.

    После войны весь Минск был прямо-таки нашпигован бараками. Стены сбивали из досок, преимущественно из горбылей. Внутри устанавливали две бочки из-под бензина — буржуйки. Удобства — во дворе, готовка — на керогазе. Но по сравнению с палатками и землянками это уже была роскошь.

    1947 год. Работая в Сталинском райкоме партии, привел 48 парней на пус­тырь и, отмеряя шагами, выделил каж­дому площадь под комнату. Ставил колышек и записывал, за кем этот учас­ток. И парни после работы приходили и строили себе этот барак, зная наперед, что жилье за ними закреплено.

    Тогдашний директор тракторного завода Тарасов отдавал рабочим ящики из-под оборудования. И они из этих ящиков за день возводили домик.

    1948 год. Решено на участке Советской улицы от Комсомольской до Энгельса уложить бетон. Получили в лизинг из США замечательную машину — комбайн-бетоноукладчик. Но напрасно радовались: для обслуживания комбайна нужны 10 автомобилей-самосвалов. А в городе всего 4 грузовика.

    1951 год. 5 ноября открылся новый ГУМ. 6 ноября очередь из покупателей растянулась на два квартала. Толпы минчан перекрыли проспект, очередь регулировала конная милиция. У входа стоял швейцар, сияли зеркала, прилавки из ценных пород дерева, паркетные полы, шелковые гардины на окнах, лампы дневного света. Всюду полированный дуб, бронза, шелк… На этажах — автоматы, которые за символическую плату обрызгивали покупателей одеколоном.

    1953 год. Я второй секретарь горкома партии. Закончено строительство Главпочтамта, здания театрального института. Реконструировано суворовское училище, введен в эксплуатацию второй участок троллейбусного маршрута, авторемонтный завод. С конвейера МТЗ сошел первый колесный трактор. Открыты 4 средние школы со спортивными залами и стадионами.

    1954 год. Открыт памятник Победы. К этому событию построили новый железобетонный мост через Свис­лочь. Не успели только полностью одеть его в гранит — подвели поставщики. За день до открытия памятника крановщик, устанавливавший бронзовый венок, слегка повредил постамент. Ремонтировать не было времени, замаскировали повреждения цветами. Центральным эпизодом праздника стало шествие ветеранов войны, по 110 человек от каждого района. Тротуары заполнены людьми… Кто-то, не в силах сдержать эмоции, бросил букет под ноги ветеранам. Примеру последовали другие.

    Июль 1954 года. Председатель Мингорисполкома.

    В новом кабинете почудилось, что сейчас отворится дверь и тысячи людей закричат наперебой о своих проб­лемах: «Жить негде… Автобусы ходят с перебоями… В детском садике очередь… Хлеб поступает нерегулярно… В больнице плохо кормят…» На столе — коллективное письмо от жителей улицы Пулихова: «Невозможно дышать от смрада от очистных сооружений, загрязняется Свислочь». Сразу начали готовить проекты развития канализационного хозяйства.

    4 ноября 1955 года. Постановление ЦК КПСС об излишествах в архитектуре. Критиковали конкретные здания в Минске. Пришлось рушить колонны уже готовых сооружений, сдирать с них лепнину. Упростили архитектуру двух жилых домов на перекрестке проспекта с улицей Янки Купалы, домов между политехникумом и магазином «1000 мелочей», покромсали проект гостиницы «Минск». Дворец профсоюзов оставили прежним на свой страх и риск.

    1956 год. В новогоднюю ночь начал вещание Белорусский телецентр, 10 июня официально открылось Минское море. Его строили, чтобы «стреножить» несущую наводнения Свислочь и создать место отдыха для горожан. В благоустроенные дома отселили жителей 4 небольших деревень.

    1958 год. 10 тысяч семей минчан справили новоселье, получив бесплатные новые квартиры! Вошли в строй 6 школ, 27 дошкольных учреж­дений, 2 больничных корпуса, 4 поликлиники, кинотеатр, клуб тонкосуконного комбината, 35 магазинов, 12 столовых, почти 30 километров водопроводной сети. Высажено 144 тысячи деревьев и 257 тысяч кустов.

    1966 год. Работает домостроительный комбинат № 2, проектируется такой же в Шабанах. Новое жилищное строительство планируется на землях совхоза «Зеленый Луг», возле деревень Великая Слепня, Лошица, Чижовка, Корзюки, Масюковщина, Шепичи, на Раковском шоссе. Строятся Вилейско-Минская водная система, Серебрянка, возводится гостиница «Турист» и крытый рынок на Комаровке. В сентябре 1966 года положена первая горсть земли в основание Кургана Славы.

    В 1967 году председатель горис­полкома Василий Шарапов становится первым секретарем Минского горкома партии. В этой должнос­ти работает до 1972 года.

    Автор: Подготовила Елена АВРИНСКАЯВечерний Минск
    Теги: 

Комментарии (0)