19 Апреля, 2024 Пятница

СОП – еще не приговор

  • 09 августа 2016 Общество Русский 0

    Большинство народных сказок имеет красивый финал: главный герой стойко преодолевает множество препятствий, чтобы освободить любимую из лап дракона иль высокой башни, он, счастливый, садит красавицу на спину верного коня (серого волка либо вовсе в платочек заворачивает, как в случае с царевной-лягушкой), и они быстренько играют свадьбу. На сем сказочки, к сожалению, и заканчиваются.

    А как жили главные герои после «медового месяца»? Как распределяли обязанности по дому? Кто посуду мыл и к не вовремя орущим младенцам в колыбели подходил? Как отдыхали и работали, распоряжались совместным бюджетом? Что-то об этой стороне семейной жизни в сказочках подозрительно умалчивается. А зря.

    В реальной жизни, к сожалению, не каждая лягушка в красавицу превращается и не каждый Иван-дурачок ведет себя как благоразумный гражданин. И такие встречаются, влюбляются, женятся, рожают себе подобных и, имея невысокие запросы, редко отличаются культурой поведения и винопития. Их фамилии фигурируют в милицейских сводках, а малыши попадают под пристальное око государства. И если папа, мама, а то и оба сразу частенько любят «приложиться» к рюмочке, поскандалить, используют рукоприкладство как метод воспитания, не особо беспокоятся о хлебе насущном для своих чад, не заботятся о духовном и нравственном развитии наследников, то малыши признаются как находящиеся в социально опасном положении (СОП). У нас в районе насчитывается 108 таких детишек, которые воспитываются в 52 семьях. Многочисленные службы – органы опеки, милиция, медики, работники ТЦСОН регулярно посещают их с единственной целью: помочь попавшей на учет семье исправиться, организовать быт и условия для нормальной жизни малышей.

    Как правило, подобные регулярные рейды помогают, и, когда микроклимат в семье налаживается, семью с учета снимают. Самых «стойких» горе-пап и мам лишают родительских прав (таких в текущем году оказалось двое). Еще троих отправили на лечение в ЛТП.

    С начала года в милицию и отдел образования, спорта и туризма райисполкома поступило 29 звонков от неравнодушных соседей и знакомых о том, что родители опять в запое и малыши подолгу остаются одни, голодные и неухоженные. По каждому такому вызову проводится проверка. К сожалению, большинство звонков подтверждаются.

    …В мобильном телефоне участкового инспектора ИДН Александры Сивухиной целая папка с фотографиями СОПовских. Биографию короткой жизни мальчишек и девчонок она знает как никто. «Вот эту девочку мы отвозили в больницу с высокой температурой. Ей мама даже белоснежные колготы надела. А этот малыш едва не задохнулся под одеялами за раскаленной печкой. С диагнозом «тепловой удар» двухмесячную кроху едва «откачали» врачи. А вот эта любопытная третьеклассница допила содержимое папиной бутылки. С сильнейшим алкогольным отравлением попала в реанимационное отделение».

    Подобные комментарии – в адрес каждого ребенка на фото.

    Вместе с участковым инспектором и социальным педагогом Жабинковского районного социально-педагогического центра Галиной Литвинюк мы отправляемся в СОПовские семьи, чтобы проверить подопечных.

    Сперва заезжаем к Наталье Полеводе. Она родом с Украины, муж – местный. Эта СОПовская семья, так сказать, со стажем. В просторной квартире на втором этаже дома беспорядок начинается еще при входе в подъезд. На лестничной площадке когда-то мостилась детская коляска, сейчас – мешки с сельхозпродукцией и кресло. В квартире, видно, была попытка ремонта – поклеены новые обои. Нас встречают две светловолосые малышки – Милана и Кира – дочка и внучка хозяйки, и папа одной из щебетушек. Следом за нами вошла Наталья, порадовала девчонок детскими йогуртами. Она взахлеб стала рассказывать, что сварила поесть на сегодня, застелила чистое постельное белье и осталось только подмести в доме.

    Наталья Полевода на деток богатая: самый старший – Володя, 17-летняя Роза (она мама Кирочки), Юра, Валера, Ева, Оля и трехлетняя Милана, которая собирается осенью идти в сад. Поднять семерых деток на ноги, конечно, не просто. Но элементарно создать чистые условия для них – в состоянии любая женщина. Тряпка и ведро с водой – в помощь. К уборке и подросших детишек привлечь, в конце концов, можно, а не ждать, когда участковый инспектор заглянет в ванную комнату и скажет, что пора постирать грязные вещи, посуду вымыть и газовую плиту очистить от выкипевшего супа. При этом Наталья Полевода не раз удивляла участников рейдов идеальной чистотой в квартире. Особенно сияли комнаты, когда из роддома она возвращалась с Миланочкой. Значит, может содержать дом в чистоте, когда захочет...

    Следующая семья, находящаяся в социально опасном положении, – Монастырские из деревни Пруск. Перед «президентским» домиком – идеально выполотый огород и огромная, утопающая в цветах клумба. На звук хлопнувшей калитки в окнах появляются рыжеволосые любопытные личики, и на порог выскакивают ребятишки в замусоленных одежонках. Также грязно и в доме. В глаза бросается гора немытой посуды, всюду на полу толстый слой пыли, пододеяльников и простыней на кроватях нет. Но это не мешает мальчишкам использовать огромный диван в качестве батута под оглушающие звуки «ревущего» телевизора. На окрики мамы Оксаны сделать звук тише младшие не реагировали.

    Хозяйка дома поделилась с инспектором ИДН радостной новостью – дочь Вероника поступила, будет учиться на овощевода в Ивацевичах вместе с сестрой Ольгой, а еще продемонстрировала заполненную мясом морозильную камеру. Пообещала сегодня же вымыть в доме и застелить пододеяльники, которые, к сожалению, стремительно пачкаются. Стас, Вероника, Оля, Денис, Игорь и двухлетний Женька по-видимому маму без хлопот не оставят.

    Самая старшая дочь Монастырских Ирина уже выпорхнула из родительского гнезда, вышла замуж и живет в соседней деревне. У нее с мужем родилось трое мальчишек: трехлетний Захар, на год младше – Леня и семимесячный Марат. Эти малыши – тоже СОПовские. Мама получает «декретные» на трех детей, суммы немалые, а вот рационально расходовать деньги молодая семья Кивачук никак не научится. У малышей до сих пор нет отдельных кроватей, недостаточно одежды и обуви по сезону, зато в хлеву породистые овцы и конь-полукровка. На момент нашего визита в доме было убрано, в холодильнике стояла кастрюля со свежим борщом, колбасой и кашей, во дворе сушилось белье, на заборах – ковры. А голопопые карапузы резвились на диване. Увиденная картина вполне удовлетворила визитеров.

    Захар принес похвастаться голубыми сандаликами, которые ему мама недавно купила для садика. Та подчеркнула, что в садик по списку приобрели старшенькому почти все. Вздохнула: «Может, в саду разговаривать научится, а то мычит, как иностранец…» И поделилась сокровенным, мол, под Высоким ладный домик в деревне присмотрели, есть возможность начать жить с чистого листа. Только зачем искать заоблачное счастье где-то там, если и здесь, в этом домике, можно элементарно переклеить обои, провести воду и газ, навести порядок? Если у хозяина руки работящие, а у жены – трезвый расчет, можно горы свернуть, стать примером для подражания для всех односельчан! А так – головная боль для заинтересованных служб…

    … Странно все-таки устроена жизнь. Одни женятся и строят уютное семейное гнездышко, воркуют над птенчиками, а другие, как кукушки, с завистью подглядывают за счастьем в других гнездах, не особо заботясь о своих отпрысках. А те, в свою очередь, вырастая, создают такие же семьи, лишенные уюта, тепла и чистоты.

    Семья Полевода – в СОП, и дочери Розы – тоже. Такая же история повторяется и у Монастырских – Кивачуков. СОП – ещё не приговор, это шанс родителям сделать жизнь их детей чуточку лучше и комфортнее. Кто-то хватается за эту возможность и исправляется, кто-то – нет. Так, за первое полугодие по причине улучшения ситуации в семье сняты с учёта 17 детишек из 15 семей, в то время как четверо ребятишек отобраны от горе-родителей и находятся сейчас на гособеспечении… Мы – родители, соседи, просто незнакомые люди – в ответе за счастливое детство каждого малыша.

    Фото автора.

    Автор: Светлана БЕЛЯКСельская праўда

Комментарии (0)