02 Мая, 2024 Четверг

Мужской подход

  • 29 сентября 2016 Общество Русский 0

    Мужчина-педагог в начальной школе? Факт, пожалуй, все еще уникальный. В столичной 125-й такой учитель есть. Дети и родители дорожат наставником и гордятся им

    У 2 «Б» — звонок на переменку. Ребята попрятали учебники в ранцы, оставив парты в завидном порядке, но выходить из класса не спешат. Хотя очень хочется: там, за дверями — звонкие голоса других школьников. Они так и манят в просторный коридор! Но 2 «Б» не поддается соблазну — ждет разрешения учителя. Педагог улыбается и пос­ле слов «Ребята, урок окончен!» не­ожиданно вместе с потоком малышей оказывается за пределами класса.

    Александр Александрович Федорóвич 19 лет работает учителем начальных классов. И все это время на собственном примере показывает: мужчины не только умеют, но и очень хотят заниматься воспитанием детей!

    Урок 1. Не изменяй себе

    — Знал, что стану учителем. Любовь к профессии педагога привили мои первые наставники, — вспоминает Александр Федорович. — У отца было гуманитарное образование, правда, по специальнос­ти — преподавателем — ему поработать не довелось, несмотря на то что безумно любил детей. В то время он больше думал о нашем материальном благополучии.

    — Видимо, вы как глава семьи теперь тоже об этом думаете?

    — Поэтому и работаю в две смены! — улыбается преподаватель. — Мои подопечные — детишки 2-го и 4-го классов. Я с утра до позднего вечера в школе.

    Александр Федорович окончил педагогический колледж и сразу после получения дип­лома стал работать учителем у самых маленьких школяров. Наставник рассказывает, что вместе с ним на потоке учились еще 7 парней, однако в профессии остался едва ли не он один.

    — Иногда с бывшими однокурсниками встречаемся. Но понимания между нами нет. Они спрашивают меня: «Что же ты нашел в школе?» Отвечаю: «Удовольствие от работы и от ее результата». С детьми я всегда молод душой. С опытом понимаю, что в этой профессии остаются избранные. Все же учителем надо родиться.

    — А возникали сомнения в том, что сделали правильный жизненный выбор?

    — Был период, когда почувствовал, что вкладываю в работу физических и душевных сил в разы больше, чем получаю взамен. В это время в моей семье появился ребенок. Наверное, хотелось улучшить наше материальное положение. Ушел из гимназии, где тогда работал, и устроился в магазин бытовой техники. Меня хватило всего на 2 месяца! Стали звонить родители и администрация учреждения. Я вернулся и больше не изменял своему призванию. Никакие материальные блага не смогут компенсировать того душевного тепла, которое получаешь от любимых учеников.

    — Тяжело работать в начальной школе?

    — Со старшеклассниками сложнее. С малышами всегда проще договориться. Когда они приходит ко мне в ­1-й класс, почти всех своих новобранцев я уже знаю. Родители стараются познакомиться с учителем до начала занятий. Мамы и папы рассказывают об особенностях характера детей и переживают больше, чем будущие первоклашки. Считаю, что и дисциплину в классе мне поддерживать легче, чем, например, педагогам-женщинам. Им свойственно нянчиться и сюсюкать с ребятней. А у меня свой, мужской подход к воспитанию.

    Урок 2. Азы ответственности

    Маленькие Лера и Савелий сидят за партой в первом ряду. Они старательно тянут руку, хотят рассказать, какой хороший у них учитель.

    — Он очень часто шутит и добрый, — говорит Лера.

    А ее товарищ по парте подтверждает:

    — Обещал, что будет наказывать за опоздания на урок — не впускать после звонка в кабинет, но ни разу такого не было! Хотя сегодня утром три человека проштрафились.

    — Добрая шутка может урегулировать любую конфликтную ситуацию, а смех — настроить на позитивную волну весь класс, — считает Александр Федорович. — Я их учу взаимопомощи, чтобы они не только в стенах школы могли рассчитывать друг на друга.

    Расстегнулась пуговица на сарафане или развязался шнурок — ребята знают: их учитель устранит недоразумение. Но прежде обращаются к товарищу по парте. Это формирует у детей ответственность, они испытывают гордость за то, что помогают друг другу.

    — Также воспитываю в них самостоятельность. И всегда на собрании предупреждаю родителей: если ребенок не в состоянии разобраться с домашним заданием, пусть сам за это несет ответственность и позвонит учителю для уточнения. Главное, чтобы мамы и папы не делали за ученика его же работу. Родители мою позицию разделяют, некоторые даже шутят: мол, отдали ребенка в надежную камеру хранения, — улыбается Александр Александрович.

    Урок 3. Информатика в начальной школе

    Налаживать связь с родителями помогают социальные сети. По рекомендации педагога мамы и папы создали свою группу в электронном пространстве. Она стала площадкой для обсуж­дения всех злободневных тем.

    — Так я стараюсь, хоть и заочно, включить родителей в образовательный процесс. Если мы побывали с учениками на экскурсии или организовали маленький классный праздник, фотографии могут увидеть все. Иногда в социальные сети приходится выкладывать и тезисы с родительских собраний для тех, кто не смог присутствовать, — говорит педагог.

    Говорят родители

    Елена Чеснокова, психолог, мама двоих детей:

    — У Александра Александровича учится уже второй мой ребенок. Старшая дочь, Маша, окончила 4 класса и поступила в гимназию. Теперь по ее стопам пошел братик Саша. Мы хотели попасть именно к этому преподавателю. Маша, например, с раннего детства занимается шашками и ездит на всевозможные соревнования. Поэтому были пропуски занятий. У учителей на этот счет бывают разные позиции. Но с Александром Александровичем нам повезло: после перерыва в занятиях он помогал наверстать упущенное и, ко всему прочему, болел за дочь, когда она выступала на чемпионатах. В начальной школе ребята ориентируются на своих первых педагогов. Маша на каникулы отправлялась даже с грустью: «Как же мы будем без нашего учителя?» Между педагогами мужчинами и женщинами не только гендерные, но и личностные различия. Представителям сильного пола больше свойственно умение выделять главное. Если ребенок допускает в задании незначительные погрешности, учитель сразу не фокусирует на них внимание, а похвалит ученика за то, что тот уловил суть, а все недочеты они вместе исправляют на последующих занятиях. Вообще для системы образования наличие представителей сильного пола в школе — большой плюс. Многие современные семьи — неполные, и ребята воспитываются без участия мужского начала. А у таких педагогов, как Александр Александрович, строгость и одновременно безграничная любовь к детям гармонично сочетаются. Это очень важно для развития подрастающего поколения.

    Автор: Юлия БУРДОВечерний Минск

Комментарии (0)