21 Сентября, 2019 Суббота

В Гомеле приземлился легендарный Ту-154м с ветеранами и фанатами авиации на борту

  • 03 октября 2016 Общество Русский 0

    В Гомеле попрощались с легендой гражданской авиации самолётом Ту-154м. В октябре авиакомпания «Белавиа» вывела последние машины этой марки из регулярной пассажирской эксплуатации, а к концу года может и полностью отстранить их от полётов.

    Рейс до Гомеля организовали московские любители авиации, компания пошла им навстречу. На борт поднялись люди, вся жизнь которых была связана с машиной. А в гомельском аэропорту легендарной Тушке оказали подобающие ей почести. Пригласили и ветеранов.

    В 9 часов гомельских почитателей Ту-154 пустили на перрон аэропорта. И когда им сообщили, что борт идёт над Буда-Кошелёво, десятки объективов фотокамер нацелились на начало взлётно-посадочной полосы. Проверили фототехнику и споттеры Вадим Сташкевич и Денис Морозов. Ради этого события они прибыли из Москвы. Один поездом, другой ночь гнал собственную машину.

    – Мы приехали ещё раз порадоваться тому, что видим эту машину в небе, – рассказал тоннелепроходчик «Мосметростроя» Вадим. – Последний раз в России я летел на Ту-154 зимой бортом компании «Газпромавиа». Специально купил билет в Екатеринбург, так как узнал, что после этого рейса Тушку снимут с эксплуатации, и обычные пассажиры на ней уже не полетят. Белорусское мероприятие стало приятным сюрпризом. Для меня важна внешность машины, её эстетика, важно услышать специфический рёв двигателей.

    Спустя считанные минуты мечта сбылась. В небе показались огни самолёта. А через мгновение он уже мягко коснулся полосы. Погасил скорость, развернулся и вкатился на перрон через водную арку. Этим ритуалом авиаторы из гомельского аэропорта оказали ветерану почесть.

    Одним из первых к самолёту навстречу товарищам устремился Владимир Звенигородский, один из старейших лётчиков Гомельского объединённого авиаотряда. В Гомель он прибыл в 1972 году вторым пилотом турбовинтового Ан-24. Летал на Як-40, Ан-26, Ту-134, Ту-154. Успел посидеть в кресле командира и на Ту-154м, командовал эскадрильей этих машин.

    – Мне позвонили накануне, и я не смог остаться в стороне от события, хотя и не сразу понял, что оно будет с собой представлять. Жалко эти машины, с ними уходит целая эпоха гражданской авиации. В начале 1990-х мы на них облетели пол-Земли. Садились во всех крупных аэропортах Кавказа. По заказу коммерсантов из Минска регулярно возили их сотрудников из Гомеля в Китай. А по чернобыльской программе – детишек на оздоровление в Германию, Италию, Испанию. Самолёт уникален по своим характеристикам: три мощных двигателя по 10500 лошадиных сил, вместительные баки на 40 т керосина. Из Гомеля в Иркутск можно было долететь без дозаправки. И ещё оставалось топлива на два часа полёта на всякий случай. К слову, внештатные ситуации с Ту-154 случались, но ничего серьёзного, угрожающего безопасности пассажиров, я не припомню.

    В этом ветерана поддержал и Евгений Казаков, проработавший в Гомеле с 1982 по 2011 год. Командирское кресло на Ту-154м он занимал в городе над Сожем до последнего, то есть до передачи самолёта в Минск. А после переехал вслед за машиной и продолжает летать.

    – Я тоже начинал вторым пилотом на Ан-24, потом летал на Ту-134. А когда переучился на эту машину, воскликнул: это самолёт-ракета! Поздние модификации были оборудованы уже другими двигателями, а салон модернизировали под западные образцы. Давайте поднимемся. Видите, отделения для ручной клади уже оборудованы крышками. Маски для кислорода здесь уже французские, автоматические. Повысился общий уровень комфорта. Здесь не хуже, чем в «Боинге». Самолёт снимается с эксплуатации как экономически неэффективный, хотя ему ещё летать и летать. Жаль смотреть на это. Остаётся ностальгировать по тем временам, когда по показателю налёта на самолёт Гомель занимал третье место в Советском Союзе после Саратова и Быково.

    Ностальгируют по тем временам и другие ветераны авиации, спустившиеся в объятия друзей из прилетевшей Тушки. Среди них руководитель Белорусского управления гражданской авиации Константин Раткевич. Человек в курсе событий, но и он не смог окончательно прояснить судьбу конкретной машины, кстати, раньше базировавшейся именно в Гомеле.

     – Самолёт в собственности государства, поэтому решение будут принимать на самом верху. В лучшем случае его продадут другой авиакомпании, ведь четверть века для такой машины – не возраст. Если нет – утилизируют. Но в любом случае до конца года ещё будут выполнены чартерные рейсы из Гомеля в Ноябрьск, где работают наши нефтяники.

    Пришлось услышать мнение, что для условий Крайнего Севера Ту-154 останется незаменимой машиной. Мол, пластмассовые «Боинги» чувствуют себя очень неуютно в аэропортах Нерюнгри, Ханты-Мансийска, Сургута. А Тушка одинаково уверенно садится и взлетает что в Гомеле, что в Ноябрьске. Штурман Виталий Яковлев подтверждает:

    – На север я летаю уже лет двадцать в составе разных экипажей, и каждый на этом Ту чувствует себя отлично. Садимся, словно у себя дома. Там есть особенности посадки в зимний период. Но самолёт и создавался не для лёгких прогулок.

    Вернувшись в салон, мы пообщались с Александрой Сеньковой, начальником службы бортпроводников. Кому, как ни ей расхваливать пассажирский комфорт, если она сама начинала стюардессой ещё в те времена, когда не требовали модельных физических параметров и знания иностранных языков. Главное было – споро и качественно обслуживать пассажиров, не забывая сказать каждому из них добрые слова. Она пришла на работу одновременно с парнями из иняза, некоторые из которых до сих пор работают стюардами.

    – Разных историй – и смешных, и грустных, было много. Однажды чуть не попали в беду, но пилоты вышли из ситуации с честью. Об опасности знали только они и стюарды, пассажиры пребывали в уверенности, что всё хорошо. Знакомились, влюблялись. Всякое бывало. Историй хватило на целую книгу воспоминаний о жизни бортпроводников. Я выложила её в Интернет для свободного скачивания. Кому интересно, почитайте.

    Сегодня стать бортпроводником уже не так просто. Алеся Потапенко, пришедшая в компанию три с половиной года назад, успешно преодолела небольшой конкурс в два человека на место. А вот в последнем наборе, рассказывает девушка, претендентов было уже триста, а мест тридцать.

    Молодёжь вновь болеет романтикой неба. В качестве второго пилота приведший Ту-154м на прощание в Гомель Алексей Шишковец – один из самых молодых сотрудников компании. Считает, что ему повезло застать Ту, да ещё и полетать на нём.

    – Я пробовал свои силы на динамичных тренажёрах «Аэробуса» и «Боинга». Пусть они и отличаются от  того, что есть в реале, представление дают. Западные модели оснащены более современным оборудованием, облегчающим жизнь пилоту. Ту в управлении действительно сложнее. Но он даёт пилотам бесценный опыт, который так или иначе окажется полезен при обновлении парка машин.

    С Гомелем Ту-154м прощался полдня. Любители авиации отсняли его вдоль и поперёк, чуть ли не каждый винтик. Гомельские фотографии займут почётное место в архивах споттеров из Беларуси, Германии, Голландии и России. Они воспользовались предоставленной «Белавиа» возможностью последний раз грациозно взмыть в небо на борту легендарной Тушки. У гомельчан же такая возможность пока остаётся. Правда, только у работников «Белоруснефти», которых самолёт доставит на очередную вахту.

    Автор: Евгений Захаров, фото Вячеслава Коломийца и Марии АмелинойСоветский район

Комментарии (0)