— Сергей, очень любопытно, себе сами одежду шьёте? Для среднестатистического гомельского мужчины вы одеты довольно ярко и необычно.
Сергей Курохтин:
— Признаюсь, для себя шить получается всё реже. Мало времени. Поэтому приходится покупать. В магазинах, на выставках, в Интернете, в секонд-хендах — везде, где увижу красивую вещь, которая меня впечатлит. Для других под заказ тоже не шью, не считая конкурсных коллекций в лицее, которые мы создаём вместе с моими учениками. Потому что людям сейчас надо, чтобы было быстро, качественно, красиво, а главное — дёшево. Вот дёшево как раз не получается. Ткани дорогие. Дёшево надо искать на рынках и в магазинах. Что гомельчане и делают. Пришёл. Увидел. Купил.
Елена Чернобаева:
— А гомельчане модно одеваются?
Сергей Курохтин:
— Пытаются, по крайней мере, в силу финансов… Я постоянно обращаю внимание, как гомельчане одеты. Иногда людей даже настораживает, что я очень пристально рассматриваю их в троллейбусе.
Александр Евсеенко:
— Меня всегда коробит, когда вижу девушку или парня в кедах под платье, пиджак или классическое пальто. Это сейчас значит красиво одеваться? Для нас когда-то кеды были сугубо спортивной обувью, и никто бы не додумался надеть их под пиджак!
Сергей Курохтин:
— Сейчас люди одеваются эклектично, совмещают элементы разных стилей. А уж удачно или нет, всё зависит от вкуса каждого конкретного человека. То есть кеды с платьем могут смотреться красиво или нет. Мода — это немного другое. Это когда один надел, второй, третий, четвёртый… И те, на ком это смотрится хорошо, и те, на ком плохо.
Александр Евсеенко:
— Давайте называть вещи своими именами. Это банальное инкубаторство, а не следование моде.
Сергей Курохтин:
— Мода циклична. Раньше считалось, что этот цикл составляет 60 лет, а потом одежда снова повторяется. Сейчас срок сократился до 20 лет. Многие дизайнеры и стилисты считают, что всё развивается по принципу пирамиды. Мы идём на уменьшение и в результате придём к тому, что моды как таковой вообще не будет. Каждый будет выбирать свой стиль, близкий ему.
Подражание другим, я считаю, это как раз поиск своего стиля. Когда человек перебирает разные варианты и в итоге останавливается на том, что ему ближе всего. Все мы такими были. И я таким был в 15-16 лет. Увидел где-то красивые джинсы и подумал, что буду в них не такой, как все. Купил, надел эти джинсы и вдруг увидел, что полгорода в них ходит. В принципе, так всегда происходит, когда люди следят за тенденциями и пытаются одеваться модно.
Александр Евсеенко:
— Мода к нам как-то приходит с опозданием. Молодёжь носит то, что в Европе носили в прошлом, а то и позапрошлом сезоне. Я понимаю, в Советском Союзе во времена железного занавеса было сложно у них «подсмотреть», но сейчас-то есть Интернет, всё доступно.
Сергей Курохтин:
— Да, в Интернете посмотреть можно быстро. Но проблема в том, где взять сами вещи «с картинки». Есть бутики, в которых продают актуально модную одежду, но цены там заоблачные. За границей те же вещи стоят в два-три раза дешевле. Поэтому как бы мы ни старались одеваться так, как там, как на картинке, мы не сможем. По объективным причинам. А индивидуальный пошив уже не развит так, как раньше. Потому что это тоже дорого. В Беларуси сложно найти хорошие ткани. Дизайнеры, у которых есть возможность, закупают материалы за рубежом. А у кого нет такой возможности, шьют из белорусских тканей, которые оставляют желать лучшего. Это влияет на конечный результат.
Елена Чернобаева:
— Мы говорим обо всей Беларуси? Почему тогда в Минске намного больше модных людей, чем в Гомеле? Приезжаешь и сразу это понимаешь. В метро сплошные бородатые мальчики в узких штанах и приталенных пиджаках, девочки в кедах, опять же. Кажется, что одеты все дёшево, но со вкусом… Почему у нас так не могут?
Сергей Курохтин:
— Я смотрю по сторонам и часто задаю себе вопрос: куда наша молодёжь подевалась? Уезжают. В тот же Минск. У меня много знакомых, которые всё бросают и едут покорять столицу. То же самое происходит в России — все бегут в резиновую Москву. Одеваются в Гомеле тоже хорошо, просто меньше творческой молодёжи, которая выделяется из толпы.
Александр Евсеенко:
— Давайте вернёмся к нашим кедам. В мою молодость кеды носили те, кому больше нечего было надеть. Сейчас кеды носят под всё. Это мода или, как на Западе говорят: «Лишь бы было удобно, а как я выгляжу, мне наплевать!»?
Сергей Курохтин:
— В этом отношении нам до Запада ещё далеко. Наши люди всё равно переживают за свой внешний вид. Каждый, готовясь к выходу на улицу, тщательно подбирает одежду. Там, у них, никто никого не осуждает. Если человеку удобно, ради бога, пусть ходит — хоть в рваных джинсах, хоть в кофте на два размера больше. В нас до сих пор сидит советский страх: а что обо мне скажут люди? С одной стороны, это хорошо — так думать. Мы всё-таки находимся в социуме. И мне тоже, например, неприятно видеть девушку в джинсах с такой низкой талией, что видно, откуда у неё, извините, ноги растут. С другой стороны, от излишних предрассудков пора избавляться.
Александр Евсеенко:
— То есть не нравится — не смотри!
Сергей Курохтин:
— Но мы же не можем ходить по улицам и отворачиваться друг от друга. Всё равно будем друг друга оценивать. Но надо это делать без косых взглядов и гневных реплик вслед. У нас такое можно часто услышать.
Елена Чернобаева:
— Выходит, у нас небрежность в одежде и удобство — это на самом деле глубоко продуманный образ, который каждая женщина долго создаёт. Не можем мы встать, расчесать волосы, натянуть первую попавшуюся под руку футболку с джинсами и пойти в люди.
Александр Евсеенко:
— Смотрел по телевизору какую-то передачу, где выступал то ли режиссёр, то ли дирижёр. Сначала всё выглядело прилично — рубашка, фрак, бабочка. Но потом камера опустилась ниже, а там — драные джинсы, ещё и короткие, рубашка навыпуск. Фрак с драными джинсами… Может, я чего-то не понимаю, тогда извините. Другой интеллектуал на канале «Культура» выступал в шортах, шлёпанцах, порванной майке. Хорошо, носки не надел. Я не представляю, чтобы раньше человек по телевизору на всю страну рассуждал о высоком в шортах.
Сергей Курохтин:
— Вот здесь, мне кажется, и проявляется индивидуальность. Что мне удобно, то я и надел. Да и вообще, не понимают этого только люди старшего поколения. Молодёжь давно относится к подобному спокойно. Например, я как модельер или дизайнер такой образ понимаю.
Александр Евсеенко:
— А вас как дизайнера не удивляют носки в шлёпанцах? Чего уж там, мужчины тоже ищут свой стиль.
Сергей Курохтин:
— Вот это как раз уже не мода, а глупость. Мне кажется, человек со вкусом быстро различит, где стильно и красиво, а где безвкусно. Это на уровне подсознания. Для этого даже не надо изучать историю моды и следить за современными тенденциями.
Елена Чернобаева:
— А можно выглядеть стильно в дешёвой одежде? По-моему, как ни старайся, а всё равно будет видно, что на тебе платье турецкого пошива с местного рынка.
Сергей Курохтин:
— Для этого надо иметь чувство вкуса. Можно одеться дёшево и сердито, как у нас говорят. А можно одеться дорого и безвкусно и выглядеть при этом плохо.
Елена Чернобаева:
— Вы в Гомеле много встречаете людей в одежде со стразиками и блёсточками?
Сергей Курохтин:
— Нечасто, но встречаю. В основном люди среднего возраста. Молодёжь следит в социальных сетях за тем, что считается красивым, правильным в одежде, а какие есть ошибки, которых надо избегать, чтобы не выглядеть безвкусно. Люди постарше тоже стараются одеваться красиво. Ну а у нас как ни крути сильно дорого не получается одеваться. Тем не менее в основной своей массе выглядят гомельчане стильно. Не скажу — модно.
Александр Евсеенко:
— Вкус можно сформировать или с ним нужно родиться?
Сергей Курохтин:
— Всё индивидуально. С одним как ни старайся, вкус не развить и не научить ничему. А другой, если он к этому предрасположен, может обучиться. Есть те, у кого чувство вкуса врождённое. Тут только порадоваться нужно за человека.
Александр Евсеенко:
— Вот среди ваших воспитанников каких больше?
Сергей Курохтин:
— Слава богу, тех, у кого чувство вкуса присутствует. Хотя есть, конечно, и те, кто одевается в леопардовые лосины. У нас в лицее свободная форма одежды. Мы пытаемся это остановить. Однажды девушка пришла вообще в колготках и майке. Я не выдержал, спросил даже, не забыла ли она надеть брюки. Наверное, решила, что колготки сойдут за лосины. Но было заметно, что это колготки!
В Беларуси нет людей, которые бы задавали модные тенденции. Вернее, есть, но они не наши, не белорусские.
Александр Евсеенко:
— Летом заметил, что каждая вторая девушка ходила в таком платье, которое впереди короче, а сзади длиннее. Как будто партию завезли в универмаг и гомельчанки её раскупили.
Елена Чернобаева:
— Так и есть, вообще-то. Нам приходится покупать то, что продают в магазинах. Но дело не в одинаковой одежде, а в том, как из неё можно сделать образ для себя. В сочетании вещей. Порой необычном и экстравагантном. Это же хорошо, когда идёшь по Гомелю и встречаешь необычно и интересно одетых людей.
Александр Евсеенко:
— Хорошо. Я завтра надену пиджак наизнанку и скажу, что так выражаю свою индивидуальность. Уверен, все будут на улице на меня обращать внимание.
Сергей Курохтин:
— Индивидуальность, она всё же идёт изнутри. А одежда — только внешнее проявление. Если на вас это будет органично смотреться, если вам так нравится, тогда почему бы и нет?
Александр Евсеенко:
— Летом, опять же, в 30-градусную жару в нашем Доме учителя на одном мероприятии я встретил местного дизайнера. На нём были кеды без носков, штаны чуть ниже колен, вязаная шапка на голове и пальто. Это что?
Сергей Курохтин:
— Дизайнеры вообще могут творить всё что угодно, я так думаю. Они, как никто, должны выделяться из толпы и иметь свой стиль. Однажды на семинаре в витебском университете белорусский дизайнер Людмила Тараканова сказала фразу, которая врезалась глубоко в память: «Если по улице идёт дизайнер, все должны оборачиваться и смотреть на него».
Елена Чернобаева:
— Это как с парикмахерами. Если приходишь в парикмахерскую, а там мастер с немытыми волосами и без признаков причёски, то и стричься желание отпадает. Невольно начинаешь сомневаться в его профпригодности. Хотя, может, ощущение и неверное, и мастер хороший. Но по одёжке встречают. Так что будь добр — держи марку!
Сергей Курохтин:
— Дизайнер, как и парикмахер, не может выглядеть обычно. Он задаёт тенденцию.
Александр Евсеенко:
— Ладно. Вот вы как дизайнер какого стиля придерживаетесь?
Сергей Курохтин:
— Пока у меня нет своей линии одежды, чтобы можно было об этом говорить. Мы, конечно, создаём в лицее конкурсные коллекции, которые участвуют в «Мельнице моды», и здесь ориентируемся на предпочтения подростков. Это, знаете, такое взаимопроникновение. Мы пытаемся создавать что-то новое, необычное, но в то же время берём какие-то элементы из того, что можно сейчас и популярно у молодёжи. Вот последняя коллекция у меня как раз основана на юбках в пол в сочетании с кедами.
Елена Чернобаева:
— Какие распространённые ошибки вы видите в одежде гомельчан?
Сергей Курохтин:
— Единственное, что мне всегда режет глаза, это когда девушки не по размеру и не по фигуре подбирают себе одежду. Вот лосины, которые мы уже сегодня вспоминали, почему-то норовят на себя надеть полные девушки. Нужно скрывать недостатки, а не подчёркивать их.
Елена Чернобаева:
— Раз уж мы здесь в основном приводим в пример девушек, хочу отстоять нашу честь. Мужчины тоже не прочь следовать моде. Не всегда и не всем это придаёт мужественности.
Александр Евсеенко:
— Что касается мужественности. Иногда сзади сложно определить, кто перед тобой идёт — парень или девушка. Потому что смешались в кучу блузки и штаны. Раньше я чётко понимал, где мужская одежда, а где женская. А теперь какой-то унисекс придумали…
Елена Чернобаева:
— Вы просто не можете принять того факта, что мужчины начали больше за собой следить и аккуратнее выглядеть, в барбершопы ходят. Это что, по-вашему, значит, что они уподобляются женщинам? Я с позиции женщины не поддерживаю мнения, что наш мужчина должен быть всегда немножко пьян, неряшлив и небрит.
Александр Евсеенко:
— Ну да, а женщины, на- оборот, поголовно переоделись в штаны. Я с позиции мужчины тоже этого не поддерживаю! Хочу, чтобы носили платья.
Сергей Курохтин:
— Почему же? Сейчас, кстати, девушки стали чаще носить платья. Другое дело, что штаны — одежда более удобная на каждый день. Особенно в холодное время года. А по праздникам принято в платье одеваться, потому что это считается нарядным. Я стал замечать, что мужчины чаще начали надевать бабочку-галстук на какие-то мероприятия. И это красиво.
Проблема, как говорится, у гомельчан не в головах, а в доступности вещей. Купить дизайнерскую вещь для большинства — дорогое удовольствие. Хотя в Минске есть молодые дизайнеры, которые шьют на продажу и под заказ. И они достаточно популярны, их имена на слуху.
Елена Чернобаева:
— Понятно, что дизайнерские вещи дорогие. Но возьмём обычные майки, которые у каждого должны быть в гардеробе, и которые в большом количестве выпускают белорусские трикотажные предприятия. Они же все унылые, их купит разве что бабушка- пенсионерка, но никак не молодая девушка или парень. Такое ощущение, что там и работают такие же по возрасту дизайнеры. И эта проблема, между прочим, не раз поднималась. Почему не дать дорогу молодым и креативным? Вот вас не звали работать на производство или создать серию принтов для тех же маек?
Сергей Курохтин:
— Вообще-то, на предприятиях работают молодые дизайнеры, которые готовы и предлагают интересные идеи. В прошлом году мы вместе сидели в жюри на одном конкурсе с дизайнером гомельской фабрики. Он художник-модельер, разрабатывает крутые принты, но, говорит, в худсовете сидят женщины, которым за 40-50 лет, которые его не понимают. Он показал мне майку с рисунком по компьютерной игре, реально крутую. Я спросил, почему в магазине не видел такую. Оказывается, он себе эту майку сделал как опытный образец и сам носит. Мне тоже захотелось подобную майку, а взять её негде, потому что худсовет забраковал. Из-за такой обстановки молодые дизайнеры не очень-то и хотят идти работать на наши предприятия. Вот мы своих выпускников распределяем. Они, конечно, работают, но потом уходят. Хотят свободы творчества.
Хотя, замечу, качество самих маек у нас хорошее.
Елена Чернобаева:
— Остаются секонд-хенды. Там и качество хорошее, и вещи интересные можно найти, и недорого. Как вы, Сергей, относитесь к вещам «бывшим в употреблении»?
Сергей Курохтин:
— Положительно. Там помимо прочего можно найти брендовую одежду. Можно найти новые вещи, которые никто не носил. Сейчас наш рынок заполнен Китаем и Турцией. А это альтернатива.
Когда секонд-хенды только появлялись, там одежда была жутко поношенная, продавалась на вес, да и сами магазины больше напоминали лавку старьёвщика, зато и цены были копеечные. С тех времён некоторые продолжают жить с впечатлением, что секонд-хенд — это для нищих. На самом деле секонд-хенд для тех, у кого средний доход и кто ценит качество. Думаю, большинство гомельчан можно отнести к этой категории. Потому у нас в городе в последнее время и появилось так много подобных магазинов.
Сергей Курохтин работает в гомельском лицее 8 лет. Он родом из Орши. В Гомель приехал по распределению и остался здесь жить. Учился в Оршанском государственном профессиональном лицее лёгкой промышленности, где получил швейное образование. В Витебском государственном индустриально-педагогическом колледже освоил специальность мастера производственного обучения, техника-технолога. Затем шесть лет отучился заочно на инженера трикотажного производства в Витебском государственном технологическом университете. Свои коллекции начал шить, когда учился в лицее. Неоднократно участвовал в «Мельнице моды».
Комментарии (0)