29 Марта, 2024 Пятница

Гомельские волонтёры предлагают налог на собак расходовать на стерилизацию бродячих животных

  • 12 января 2017 Общество Русский 0
    Почему в городе растёт число бродячих кошек и собак и как их спасают волонтёры? Способно ли открытие приюта полностью решить эту проблему? За какие средства существует движение по защите бездомных животных в Гомеле? На эти и другие вопросы ответила его лидер Светлана Лаппо. 

    — Много ли сейчас в Гомеле бездомных животных?

    — Ежедневно служба отлова забирает с улиц 15-20 животных, примерно столько же кошек и собак в месяц волонтёры спасают от бездомной жизни. Мы стали чаще находить дорогих породистых животных. К сожалению, потеряшек среди них мало. В большинстве случаев от питомцев избавлялись — вывозили за город или в промзону. Очень часто бездомными становятся лабрадоры или лайки. Это гиперактивные собаки, которым не место в тесной квартире. Изначально люди берут щенка, но не задумываются о том, что в скором времени он станет взрослым активным псом. Вот тут-то нервы и сдают, и животное становится уже ненужным.

    — В волонтёрское зоодвижение «Подари им шанс» ВКонтакте вовлечены более 16 тысяч человек. А сколько на деле помощников?

    — В нашем движении около 60 активных волонтёров. Это те люди, которые постоянно помогают бездомным животным, берут их в свои квартиры и дома на передержку. Остальные участники группы — в основном школьники и студенты, которые любят животных и нетерпимо относятся к фактам жестокого с ними обращения. Время от времени они участвуют в наших акциях, размещают на стене ВКонтакте информацию о нуждающихся в помощи животных.

    Надо правильно понимать ситуацию: в нашем деле всё держится на энтузиазме. Поэтому любая помощь, даже репост объявлений, приветствуется. Сарафанное радио в Интернете часто помогает найти новых хозяев нашим питомцам.

    — Как много времени сегодня уходит на одну передержку? Кого легче пристроить: котов или собак?

    — К сожалению, люди стали реже брать питомцев, подобранных нами с улиц. Сегодня волонтёры содержат более 100 собак и кошек. Легче пристраивать маленьких котят и щенят. Повозиться приходится с поиском новых хозяев для взрослых собак.

    Для некоторых животных временный приют растянулся на несколько месяцев и грозит превратиться в навсегда. Звонки о новых найдёнышах поступают постоянно, а у нас уже нет квартир, где их можно приютить. Иногда звонят с претензиями. Мол, вы волонтёры, значит, обязаны забирать животных, вам за это платят. Нет — не обязаны, и нет — не платят. Многие не понимают или не верят, что всех подобранных с улицы животных мы содержим в своих квартирах и домах.

    — На что идут пожертвования с электронного кошелька волонтёрского зоодвижения?

    — На стерилизацию и медпомощь в случае травмирования животного. В последнее время количество добровольных пожертвований значительно уменьшилось. Поэтому мы не можем позволить себе стерилизацию собак и кошек в необходимом количестве, а ведь это одна из основных наших задач.

    — Чем городская власть помогает зоодвижению?

    — У нас в стране нет закона о защите животных, поэтому оснований на государственную поддержку у нас как бы и нет. Но когда обращаемся в горисполком, помощь получаем. По крайней мере, власти не запрещают акции, которые мы проводим. Городской центр культуры ни разу не отказал в предоставлении помещения, за что большое спасибо его директору Людмиле Паниной от всех волонтёров и меня лично.

    — И всё-таки, каким вы видите решение проблемы бездомных животных?

    — Пару лет назад мы предложили горисполкому не ждать команды «сверху», а принять собственную городскую программу стерилизации бездомных животных. В качестве примера привели Польшу. Там открыты так называемые центры стерилизации кошек. Животных оперируют, оставляют на передержку на десять дней, каждую содержат в отдельной клетке, после чего выпускают на волю. Один центр рассчитан на тридцать мест.

    Я понимаю, что потратить на реализацию этой программы придётся немалую сумму. Но пока это единственный способ решить проблему бродячих животных эффективно и гуманно. Ведь не секрет, что уличное зверьё размножается быстрее, чем его успевают отловить и нейтрализовать.

    Волонтёры готовы собрать средства для закупки клеток, взять на себя транспортные расходы по доставке животных на стерилизацию, убедить ветклиники установить приемлемые цены, если программа будет финансироваться из бюджета. Открытым остаётся вопрос с помещением, где бы содержались кошки после стерилизации.

    — В конце декабря в Бресте на месте ликвидированного пункта отлова безнадзорных животных открылся приют для них. Помнится, когда-то и вы с волонтёрами убеждали власти открыть такой приют в Гомеле...

    — Без принятия закона о защите животных эта инициатива преждевременна. Не исключено, что приют для бездомных заполнится бывшими хозяйскими животными. Узнав о возможности их пристроить, они начнут подкидывать их в приют.

    Не знаю, какая ситуация в Бресте, но для Гомеля это очень дорогой проект (более 300 тыс. долларов — прим. ред.). Сегодня денег с трудом хватает на выплату пенсий и социальных пособий. Менее затратной и тем не менее эффективной была бы программа стерилизации бездомных животных, о которой я говорила чуть выше.

    Содержать пункты передержки животных можно было бы за взносы, которые владельцы собак ежеквартально перечисляют в городскую казну. Для этого налог нужно сделать целевым. Сейчас эти деньги поступают на общий счёт городского ЖКХ и растворяются в строке «благоустройство». Было бы неплохо аккумулировать их на специальном счёте и расходовать на стерилизацию бродя-чих животных, создание площадок для выгула владельческих и так далее.

    — Идея неплохая. Вы кому-нибудь её озвучивали?

    — Да, и неоднократно. Последним обещал помочь действующий депутат Палаты представителей Олег Левшунов.

    — В каждом номере нашего еженедельника выходит рубрика «Дайте вашу лапу». Читателям интересно, как много животных благодаря газете обрели новый дом.

    — За годы сотрудничества с «Советским районом» удалось пристроить больше 100 кошек и собак. Был случай, когда новых хозяев нашла собака в уже преклонном возрасте. Обычно таких не берут. Примечательный факт: в основном отзываются пенсионеры.

    ВОПРОСЫ ОТ ЧИТАТЕЛЕЙ

    — Можно ли спасти жизнь своему питомцу, если он попал в отлов?

    — Можно, если у него будет жетон на ошейнике или бирка с номером телефона хозяина. Сегодня в РЭУ владельческим животным выдают жетоны. Однако они большие, тяжёлые, животные их часто теряют. Мы предлагаем альтернативу — цветные бирки, которые крепятся на ошейник. Сотрудники отлова всегда звонят и возвращают потеряшек хозяевам.

    — Кошка не выходит из квартиры. Нужно ли её стерилизовать?

    — Когда у кошки течка, у неё происходит гормональный сбой в организме, что приносит боль. Животное ведёт себя неспокойно, метит, портит мебель, стремится убежать из дома при каждой удобной возможности. Гормональные капли и таблетки успокаивают, однако постоянный приём препаратов чреват онкологическими проблемами в будущем.

    — Вы утверждаете, что самовыгул животных может быть опасен. Но ведь в деревне и коты, и собаки всю жизнь обитают на улице.

    — Сомовыгул в деревнях даже опаснее, чем в городе. Городские животные привыкают к машинам и редко на них реагируют, в отличие от деревенских. Такие собаки часто бросаются под колёса, и случается ДТП. Не каждый хозяин отвозит своего питомца в ветклинику. Думает, что тот отлежится, всё само заживёт. И часто животное долго и мучительно умирает, не дождавшись помощи.

    В городе самовыгул опасен прежде всего бешенством, случаи которого постоянно регистрируются в Гомеле и Гомельском районе. Поэтому советую хорошо подумать, прежде чем выпускать свою собаку одну на улицу. Коты же на самовыгуле могут «познакомиться» со своими уличными собратьями и принести домой инфекцию.

    — Бывает ли такое, что новые хозяева возвращают животных волонтёрам? По каким причинам?

    — В ноябре мы провели акцию «Подари им шанс», где из 67 животных дом нашли 25 питомцев. Двое, к сожалению, уже вернулись обратно на передержки. Люди не до конца поняли, зачем они пришли на мероприятие. Им стало жалко, вот и забрали животных. А дома осознали, что взяли не игрушку. Питомцы ходят в туалет, просят есть, мяукают, гавкают. В итоге хозяева не выдержали и вернули их обратно волонтёрам.

    — В каких случаях животное усыпляют?

    — Если у него травмы, несовместимые с жизнью, например, перелом позвоночника, тогда мы вынуждены животное усыпить. В противном случае питомец будет только мучиться. Последний раз к такой мере пришлось прибегнуть этой зимой. Кошка залезла под капот машины, чтобы погреться, водитель завёл автомобиль, и животное затянуло ремнём. Зрелище было ужасное. Кошка находилась в сознании и испытывала такую боль, что смерть стала для неё избавлением от мук. Обращаюсь к водителям: пожалуйста, осматривайте машину перед поездкой. В сильные морозы животные часто греются у моторов либо залезают на колёса.

    Автор: Марина ШестопаловаСоветский район

Комментарии (0)