24 Апреля, 2024 Среда

Опять звонят из школы

  • 01 июня 2017 Общество Русский 0

    На эти и другие вопросы читателей «Вечернего Минска» отвечал во время прямой линии председатель комитета по образованию Мингорисполкома Михаил Мирончик.

    Мама, не буди меня!

    — Михаил Владимирович, добрый день. К чему сейчас готовиться родителям: с сентября дети пойдут на первый урок к 9:00? Как в минских школах будет решаться вопрос со временем начала учебных занятий?

    — Всего в городе с 1 сентября 2017 года приступят к учебному процессу 242 учреж­дения общего среднего образования. Из них в 217 занятия будут начинаться с 9:00. К слову, в 1970-х годах так и было. Это не новое для минских школ явление. Но тогда, на мой взгляд, и дети были более самостоятельными. Уже в 1990-е начало занятий перенесли на более раннее время: наполняемость классов местами составляла по 36 человек и учебный процесс проходил в 2,5 смены. Сегодня можем сказать: в городе останется лишь два учреждения, которые будут начинать занятия в 8:00. Главная цель преобразований — дать возможность ученику восстановить силы. Лишний час сна, безусловно, благотворно скажется на здоровье подрастающего организма. До начала уроков с детьми будут заниматься социальные педагоги, школьные психологи, для ребят организуют физкультминутки.

    — Ребенок ходит в школу в спальном микрорайоне. Наполняемость высокая, дети учатся в две смены. С сентября мы идем во вторую. Во сколько тогда сын будет возвращаться домой, если время начала занятий в школе сместят на час поз­же?

    — В Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования» уже внесены некоторые изменения и дополнения. Часть из них касается организации учебного процесса. Так, уменьшена перемена между первой и второй сменами. Ранее она должна была составлять не менее 20 минут, а теперь — не менее 15. Кроме того, сокращено время перерывов между занятиями для приема пищи, организации динамических перемен с 20 минут до 15. При этом их количество учреждение вправе устанавливать самостоятельно, но не менее двух за смену. За счет временного уменьшения перерывов удастся изменить график второй смены так, чтобы занятия заканчивались не позже 19:30, как и было ранее.

    В школу приходят с возрастом

    — Ребенку в августе исполняется 6 лет. Считаю, в школу отдавать еще рано, а в детском саду предупреж­дают, что на второй год останется с пятилетками…

    — Программа дошкольного образования рассчитана на детей до 6 лет. Если ребенок затем не пошел в школу, он вынужден проходить повторный курс. С 2 июня по 29 августа продлится прием детей в первые классы. Потенциальные первоклашки традиционно проходят медицинский осмотр, воспитатели готовят рекомендации. Все это для того, чтобы выяснить, готов ли ребенок к школе. Но не все родители соглашаются с мнением специалистов. Мамы и папы вправе самостоятельно решить, с какого возраста их чаду идти в первый класс — с 6 или 7 лет. Следует учитывать тот факт, что готовность дошкольника к первым урокам определяется не только его интеллектуальными способностями, но и физиологическими, а также бытовыми навыками. Не умеет завязывать шнурки или самостоятельно пере­одеться, скажем, для уроков физкультуры — это проблема. Но все же, по статистике, 75 % шес­тилеток идут в школу, и эта цифра стабильна на протяжении нескольких лет.

    — Михаил Владимирович, как будет организован перевод детей из других учреждений в школу-новостройку № 41, которую планируют открыть к 1 сентяб­ря в Домбровке?

    — На сегодня степень готовности школы высокая. Планируется в летнее время на базе учреждения организовать работу межшкольного оздоровительного лагеря. Учащимся, которые посещают соседние учреждения и закреплены за будущей новостройкой, будет предложено переходить в нее с нового учебного года организованными классами и со своими учителями.

    — Родителей второклашек беспокоит, смогут ли предложить всем желающим продленку?

    — Группы продленного дня будут организованы по запросам родителей. Для этого нужно подать заявление руководителю школы.

    Вы профи? Вот вам профиль!

    — Появятся ли в следую­щем учебном году новые профили? Ребенку нравится информатика. Будет ли возможность изучать этот предмет с 10-го класса на повышенном уровне?

    — Действительно, это вос­требованное направление у современных школьников. Этот вопрос сейчас прорабатываем совместно с Министерством образования. Готовятся соответствующие программы. Традиционно в конце учебного года мы

    изучаем спрос родителей и учеников на предметы, по которым будет вестись обучение на повышенном уровне. И если ранее было строгое закрепление: физико-математический уклон, филологический, то сегодня учреждения образования могут варьировать предметы профиля. У школьников есть возможность изучать на повышенном уровне математику и, скажем, английский. Любое сочетание предметов приемлемо, если материально-техническая база и кад­ровый потенциал учреждения это позволяют. Чтобы полноценно сформировать профильные классы, в школах стали активнее проводить работу по допрофильной подготовке. Так, ученикам 8-9-х классов рекомендуют посещать факультативные занятия по различным предметам, чтобы затем осознанно остановить свой выбор на определенных. На сего­дня профильным обучением охвачены порядка 50 % учащихся 10-11-х классов.

    — Всегда ли профильное обучение предусматривает изучение двух предметов на повышенном уровне? Можно, например, выбрать три?

    — Ребенок может компенсировать желание получить углубленные знания по третьему предмету посещением факультатива.

    Суббота — отдых или забота?

    — Мы привыкли проводить субботы всей семьей. Для нас это плановый день — посещаем музеи, ходим в театры или просто занимаемся домашними делами. Обязан ли ребенок ходить в школу?

    — Для детей в учреждениях образования организуют массу мероприятий, рассчитанных в том числе и на участие родителей. Согласитесь, какие-то из них все же можно посетить, если они, конечно, интересны мальчишкам и девчонкам.

    — А если ребенок не хочет? И нужно ли приносить в школу документы о том, что моя дочь по выходным посещает кружки или ходит с родителями в театр?

    — Никаких документов приносить не надо. Классный руководитель, который постоянно общается с членами семьи ученика, знает круг ее интересов. Но если в самой школе организуют увлекательные мероприятия для детей, то убеж­дать никого не придется. Все должно быть индивидуально.

    — В СМИ появилась информация о том, что в школах могут ввести так называемые министерские срезы. А для чего они необходимы?

    — Ранее эта форма проверки качества преподавания в учреждении имела место. Ученикам предлагали выполнить контрольную работу по заданиям, предоставленным Министерством образования. Такие срезы проходили с определенной периодичностью, например раз в три года. Затрагивали все классы и предметы. Таким образом можно было получить реальную картину качества знаний учеников. Никаким повышенным стрессом у школьников этот процесс не сопровождался. Сейчас в учреждениях подобные мониторинги проводит Нацио­нальный институт образования. Единственное, его итоги не подводятся по какому-то конкретному учреждению и ребенку. Делается общий вывод о качестве знаний по предметам в целом по республике. Затем институт публикует на своем сайте рекомендации для учителей: на какие темы, например, нужно обратить более пристальное внимание, какой материал плохо усваивается учениками, какие типичные ошибки делают ребята. 

    Автор: Юлия БУРДОВечерний Минск
    Теги: 

Комментарии (0)