19 Апреля, 2024 Пятница

Атомный вояж

  • 06 июня 2017 Общество Русский 0

    К месту крупнейшей техногенной катастрофы в истории человечества — аварии на ЧАЭС — экскурсантов из разных стран возят уже не один год. Нельзя сказать, что среди желающих отправиться в такой тур много наших соотечественников, но они все же есть. Причем значительную часть составляют минчане, едущие в Украину как самостоятельно, так и в составе организованных турис­тических групп.

    — Туры на ЧАЭС интересуют в основном молодежь и людей среднего возраста, — рассказывает Андрей Сераков, специалист туристической компании, предлагающей экстремальный маршрут. — Прошлым летом мы организовали пять таких поездок, нынешним отправим еще несколько групп. С момента аварии прошло более 30 лет, так что кратко­срочное пребывание на открытых для посещения объектах не представляет опасности для здоровья, впечатления же ни с чем не сравнимы. Хотя решается на такую поездку не каждый, определенное предубеждение присутствует.

    Ограничение для участия в туре на ЧАЭС, по сути, только одно — возраст не моложе 18 лет, поясняет специалист. Группа обязательно должна получить от украинской стороны разрешение на въезд в чернобыльскую зону. Причем дата посещения и список туристов согласуются заранее.

    Что в закрытой для свободного доступа зоне отчуждения разрешено посмотреть? В программу входят посещение отселенных украинских деревень, городов Чернобыля и Припяти, а также смотровой площадки возле печально известного четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС. В места с высоким уровнем радиации, которые там, безусловно, существуют, туристов никто не повезет, утверждает собеседник. Для экскурсий — специальные маршруты, где все объекты обеззаражены, с земли сняты и заменены целые слои грунта.

    — Радиационный фон в посещаемых местах в норме, в чем можно убедиться благодаря показаниям дозиметра, — поясняет Андрей Сераков. — Такое устройство всегда имеет при себе сопровождающий группы, которого предоставляет на въезде в зону отчуждения украинская сторона. Кроме того, дозиметр можно привезти с собой или взять напрокат уже на месте.

    Конечно, полностью расслабиться и вести себя как на обычной прогулке здесь не получится. Нужно четко соблюдать предписанные требования безопасности, с которыми участников поездки знакомят еще в Минске, а потом и на въезде в 30-километровую зону ЧАЭС. Одежда должна быть закрытой, так что шортам даже в жару стоит предпочесть брюки, майке — рубашку с длинным рукавом, следует надеть головной убор. Не отклоняться от маршрута, по которому ведет сопровождающий, не пытаться тайком делать селфи в закрытых для посещения помещениях. И ничего из увиденного не трогать руками, тем более не уносить с собой на память!

    При въезде в 30-километровую зону через КПП и на выезде из нее все экскурсанты проходят радио­логический контроль. У соблюдавших предписанные правила поведения проблем с его итоговым прохождением, как правило, не возникает.

    Самые яркие впечатления за всю поездку, признается Андрей Сераков, у него остались от посещения Припяти — некогда оживленного города атомщиков с населением 50 тысяч человек, а ныне города-призрака. Символом внезапно прервавшейся спокойной жизни высится огромное колесо обозрения в городском парке развлечений. Смотрят пустыми глазницами окон заброшенный кинотеатр, бассейн, Дом культуры, больница, куда свозили первых раненых и облученных…

    — Когда идешь по Припяти, трудно поверить, что когда-то здесь кипела жизнь, — делится впечатлениями собеседник. — Полное запустение. Деревья разрослись так, что порой за ними не видно домов. Стадион скорее примешь за парк. Очень тихо и пусто. На некоторых зданиях — современные граффити с изображением людей: гостям Припяти очень хочется хоть как-то населить этот город…

    А вот Чернобыль, расположенный в 18 км от ЧАЭС, оставляет другие впечатления. Его городом-призраком не назовешь, хотя пустых домов тоже много, отмечает Андрей Сераков. Сегодня это административный центр по управлению отчужденными территориями. Здесь живут сотрудники местной администрации, природо­охранных организаций, служб охраны правопорядка и другие специалисты. А еще так называемые самосёлы — вернувшие­ся в родной город местные жители. В общей сложности около 3 тысяч человек.

    В центре Чернобыля построены новые жилые здания, заасфальтированы дороги, работают магазины, столовая, гостиница, идут службы в церкви. При желании туристов здесь могут покормить, все используемые продукты завозные. Как правило, проголодавшиеся за время экскурсии туристы съедают все с большим аппетитом. Пообедать в Чернобыле — такое не каждый день выпадает…

    Саму ЧАЭС туристы в рамках стандартного тура не посещают (хотя есть и такие экскурсии, они проводятся по особым правилам). Но увидеть место, где в апреле 1986 года произошла страшнейшая авария, можно в непосредственной близости. В прошлом году над четвертым энергоблоком воздвигли новый саркофаг — конструкцию огромного размера, выполненную в виде арки. Так что теперь гости станции фотографируются на память о туре уже на ее фоне.

    …По дороге домой в автобусе то и дело воцаряется полная тишина — слишком много получено информации для размышления. Чернобыль входит в память каждого калейдоскопом картин, не вписывающихся в наши привычные рамки и оставляющих неизгладимый след.

    Автор: Оксана МЫТЬКОМинский курьер

Комментарии (0)